Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2011 г. N 05АП-917/2011
г. Владивосток |
Дело |
01 марта 2011 г. |
N А51-9834/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Барановой А.С.
при участии:
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724): Подольский А.С. по доверенности от 23.12.2010 N 29/03-20-22137, удостоверение N 1123;
от ЗАО "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром" (ИНН 2540107496, ОГРН 1042504378619): Железный А.В. по доверенности от 07.05.2010 сроком действия 3 года, паспорт,
Бранцклейн Наталья Евгеньевна - не явилась, извещена надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром"
апелляционное производство N 05АП-917/2011
на решение от 29.12.2010
судьи Бибик Н.Л.
по делу N А51-9834/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ЗАО "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третье лицо: Бранцклейн Наталья Евгеньевна
о признании незаконным решения об отказе и обязании предоставить земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 3425 кв. м с кадастровым номером 25:28:050032:159, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Десятая, 26, оформленного письмом от 23.03.2010 N 29/02-20-3790, а также об обязании Департамента предоставить указанный земельный участок.
Решением суда от 29.12.2010г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что на основании пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемых природных территорий является ограниченным в обороте и в соответствии с частью 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляется в частную собственность.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В доводах жалобы указывает на то, что суд неправильно истолковал пункт 12 ст.85 ЗК РФ, поскольку указанная правовая норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, уже занятыми площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Заявитель указывает на то, что на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется. Кроме того, действующее земельное законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, обеспечивающих проезд или проход к смежному землепользователю. Ссылаясь на положения Земельного кодекса от 01.07.1970г, действовавшего в период принятия Постановления СовМина РСФСР N 11 от 06.01.1971 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение", Постановления СовМина РСФСР N 458 от 11.10.1983 "Об установлении границ и режима санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива и курорта Вешенский в Ростовской области", Земельный кодекс 1991 г., заявитель указывает на то, что земельные участки в границах второй и третьей зон не ограничивались в обороте. Исходя из содержания пункта 3 статьи 96 ЗК РФ, полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1-й зоне санитарной охраны. Земельные участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота, в отношении них также не установлен режим особой охраны, а лишь ограничено их использование в соответствии с законодательством об особо охраняемых территориях. По мнению Общества, все земли, находящиеся в черте МО г. Владивосток, относятся согласно ст.ст.7,83-85 ЗК РФ к категории "земли населенных пунктов". Поскольку отсутствует нормативно-правовой акт, которым 2-я и 3-я зоны округа санитарной охраны были бы отнесены к особо охраняемым природным территориям, земельный участок не исключен из оборота, и не отнесен к землям особо охраняемых природных территорий, следовательно, он может быть предоставлен в частную собственность.
Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента по доводам жалобы возразил, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилось, письменный отзыв не представило.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ЗАО "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром" на праве собственности принадлежат нежилые помещения общей площадью 1987,3 кв. м в здании (лит.1), расположенном по адресу: г.Владивосток, ул.Десятая, д.26, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ N 289007, выданным 30.12.2009.
05.02.2010 заявитель обратился в департамент (вх. N 29-2512) о предоставлении в общую долевую собственность с третьим лицом по настоящему делу земельного участка площадью 3425 кв.м с кадастровым номером 25:28:050032:159, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Десятая, д.26, для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений в здании.
Письмом от 23.03.2010 N 29/02-20-3790 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, предложив оформить испрашиваемый земельный участок в долгосрочную аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Общество, посчитав о том, что им представлен исчерпывающий пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка от 20.05.2009 N 28-1/09-1957 установлено обременение части земельного участка - обеспечить беспрепятственный проезд и проход.
Из кадастрового плана территории N 28-4/08-261 от 07.04.2008, представленного департаментом в материалы дела следует, что беспрепятственный проезд и проход установлен для смежного земельного участка, сформированного для размещения павильона розничной торговли.
В силу статей 426, 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, по которому коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится.
Поскольку данной частью испрашиваемого земельного участка для прохода и проезда к павильону розничной торговли будет пользоваться неограниченный круг лиц, то Департамент правомерно относит данную часть земельного участка к территориям общего пользования, не подлежащую приватизации.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 94 ЗК установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно положениям пунктов 3, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Во исполнение Федерального закона N 26-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым установлено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Из содержания пункта 2 названной нормы следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
Выводы суда о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах 2-й зоны санитарной охраны и, следовательно, принадлежности к категории земель особо охраняемых территорий основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и фактических обстоятельствах дела.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983г. N 458 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока побережье Амурского залива и курорта Вешенский в Ростовской области", испрашиваемый Обществом в собственность земельный участок полностью находится во 2-ой зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
В последующем границы зон округов, определенные выше названным постановлением, были нанесены на карты, являющиеся приложением к Правилам землепользования и застройки г. Владивостока. Согласно статье 56 Правил землепользования и застройки г. Владивостока, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, санатории, профилактории, лечебницы отнесены к основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне курортного лечения и отдыха за исключением участков, расположенных в первой зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока и побережья Амурского залива.
Следует учитывать, что факт отнесения одного и того же земельного участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов (кадастровый паспорт земельного участка от 20.05.2009 N 28-1/09-1957) не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, установлено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями.
Согласно статье 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне. При этом границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия отображены на отдельных картах в составе Карты.
Согласно разделу IX: "Геодезические и картографические материалы" 9.4 Фрагмент правил землепользования и застройки на территории г. Владивостока, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен во втором (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива, и, следовательно, относится к землям особо охраняемых природных территорий. Данные обстоятельства подтверждаются также копией графического приложения "Карта зон с особыми условиями использования территории. Город Владивосток и поселок Трудовое" к решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Департамента не имелось правовых оснований для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку данный земельный участок не может быть объектом приватизации в силу положений законодательных актов, запрещающих приватизацию земель указанных категорий. Отказ департамента соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16.06.2009 N 1882/09.
Доводы жалобы не влияют на правильную юридическую оценку рассмотренного судом первой инстанции спора и не опровергают их.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по апелляционной жалобе составляет 1000 руб. Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявитель уплатил ее в большем размере, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29 декабря 2010 г. по делу N А51-9834/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром" государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру СБ8635/0160 от 28.01.2011.
Выдать справку.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9834/2010
Истец: ЗАО "Промышленно-инвестиционная корпорация "Дальмашпром"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Бранцклейн Наталья Евгеньевна