Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. N 03АП-4511/2010
г. Красноярск
"19" января 2011 г. |
Дело N А33-20799/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" января 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.
при участии:
от ответчика: Шалавина И.Г., представителя по доверенности от 27.12.2010 N 119, Коваленко Т.А., представителя по доверенности от 17.01.2011 N 35 (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" сентября 2010 года по делу N А33-20799/2009, принятое судьей Федотовой Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жарова Ирина Александровна (далее - предприниматель, заявитель, ИНН 246312498640, ОГРН 306246325000017) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (Левобережный) (далее - фонд, ответчик) о признании недействительным решения от 20.07.2009 N 227 "О выделении денежных средств страхователю, добровольно вступившему в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Определением суда первой инстанции от 10 февраля 2010 года производство по делу прекращено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2010 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, определение от 10 февраля 2010 года Арбитражного суда Красноярского края отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 сентября 2010 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение фонда от 20.07.2009 N 227.
Фонд обратился с апелляционной жалобой (с учетом дополнительных пояснений), в которой с решением от 06 сентября 2010 года не согласен, поскольку доход предпринимателя в сумме 15 000 рублей документально не подтвержден, книга учета доходов и расходов за 2007 год не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем, является недопустимым доказательством по делу; с учетом перечисленной предпринимателю суммы по акту камеральной проверки от 15.04.2008 N 270 и на основании пункта 8.7 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования от 09.03.2004 N 22 заявитель должен возвратить в бюджет отделения фонда 28 661,49 рублей; порядок проведения камеральной проверки фондом соблюден.
Предприниматель в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие предпринимателя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 14.01.2011 до 17.01.2011, 15 час. 50 мин.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Жарова Ирина Александровна, являющаяся с 07.09.2005 индивидуальным предпринимателем, зарегистрирована в качестве страхователя в Государственном учреждении - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1 Левобережный), что подтверждается уведомлением о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выданным 11.05.2007.
На основании листка нетрудоспособности серии ВО N 5533144, выданного МУЗ "Родильный дом N 5" (за период с 19.03.2008 по 03.04.2008 дополнительный отпуск за осложненные роды 16 календарных дней) Жаровой И.А. заявлено к возмещению пособие по беременности и родам в сумме 9 045,80 рублей.
Жаровой И.А. на основании справки о рождении дочери (Жаровой В.С. 22.01.2008 года рождения) N 93 от 22.01.2008, выданной территориальным отделом агентства ЗАГС Администрации г. Красноярска по Октябрьскому району г. Красноярска, заявлено к возмещению единовременное пособие на рождение ребенка в сумме 10 416 руб., а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 47 244,29 руб.
Сумма названных выше пособий в размере 9045,8 руб. и 47 244,29 руб. исчислена предпринимателем, исходя из ежемесячного дохода в размере 15 000 рублей.
Предприниматель обратилась в Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию.
Фонд провел камеральную проверку расходов предпринимателя на цели обязательного социального страхования по вопросу правомерности выплаты пособий за период с 01.01.2008 по 30.11.2008, по результатам которой пришел к выводу о необоснованном обращении предпринимателя за возмещением спорных расходов. В ходе проверки фонд пришел к выводу о том, что страхователем обоснованно заявлены к возмещению расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 14 165,03 рублей, единовременного пособия при рождение ребенка в сумме 10 416 рублей, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 15 609,35 рублей. По результатам поверки установлено, что у предпринимателя имеется задолженность по средствам, полученным от Фонда на цели обязательного социального страхования на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 28 661,49 рублей.
Основаниями для отказа в возмещении пособий по обязательному социальному страхованию в заявленном страхователем размере послужили следующие обстоятельства.
В нарушение пункта 4.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 22 от 09.03.2004, которым установлено, что выделение средств обязательного социального страхования производится, в том числе, на основании документов, подтверждающих полученный доход (журнал учета дохода и расхода, договоры оказания услуг и др.), предпринимателем в ходе проверки представлена только копия Книги доходов и расходов за 2007 год, не подписанная в установленном порядке, первичные документы (квитанции, чеки, счета и др.) страхователем не представлены.
Поскольку первичные документы, подтверждающие полученный доход, предпринимателем не представлены, фондом размер пособия по беременности и родам (основной и дополнительный отпуск) исчислен, исходя из размера МРОТ и составил 14 165,03 рублей. Поскольку пособие по беременности и родам ранее возмещено предпринимателю в сумме 68 851,87 рублей на основании акта камеральной проверки расходов страхователя на цели обязательного социального страхования от 15.04.2008 N 270 (проверяемый период с 01.05.2007 по 31.10.2007), следовательно, задолженность страхователя перед фондом составила 28 661,49 руб.(69 211,87 рублей (возмещено по предыдущей проверке, в том числе: пособие по беременности и родам в сумме 68 851,87 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности в сумме 360 рублей) - 40 550,38 рублей (сумма, подлежащая возмещению по данным фонда по двум камеральным проверкам, в том числе пособие по беременности и родам в сумме 14 165,03 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности в сумме 360 рублей, единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 10 416 рублей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 15 609,35 рублей).
По итогам проверки фондом принято решение от 20.07.2009 N 227 "О выделении денежных средств страхователю, добровольно вступившему в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которым отказано в возмещении средств на выплату пособий на общую сумму 66 706,09 рублей, в том числе, пособия по беременности и родам в сумме 9 045,80 рублей, единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 10 416 рублей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 47 244,29 рублей. Согласно данному решению у предпринимателя имеется задолженность по средствам, полученным от фонда на цели обязательного социального страхования на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 28 661,49 рублей.
Не согласившись с указанным решением фонда, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем оспаривается решение от 20.07.2009 N 227 "О выделении денежных средств страхователю, добровольно вступившему в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в соответствии с которым:
1) предпринимателю отказано в возмещении средств на выплату пособий на общую сумму 66 706,09 рублей, в том числе, пособия по беременности и родам в сумме 9 045,80 рублей, единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 10 416 рублей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 47 244,29 рублей ( пункт 1);
2) предпринимателю направлено уведомление о наличии задолженности по средствам, полученным от фонда на цели обязательного социального страхования на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет, в сумме 28 661,49 рублей (пункт 2).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7, подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" материнство является одним из видов социального страхования, страховым обеспечением которого является пособие по беременности и родам.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Застрахованными лицами являются индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 3 Закона N 190-ФЗ (действовавшего в спорный период) индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи. Порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с основаниями, установленными в настоящем Федеральном законе, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (действовавшей в спорный период, далее - Инструкция N 22) расходование средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда в порядке, установленном разделом IV настоящей Инструкции.
За счет средств обязательного социального страхования осуществляются расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд в течение 6 месяцев (далее - страхователи) (пункт 4.1 Инструкции N 22).
Выделение средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователям, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) на основании следующих документов:
письменного заявления страхователя;
копий платежных поручений, подтверждающих уплату страховых взносов в Фонд на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение 6 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая и до момента обращения в отделение (филиал отделения) Фонда;
отчета по страховым взносам (форма 4а-ФСС РФ) за отчетный период;
документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия (листок временной нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия, справка установленной формы, выданная органами ЗАГСа, документ, подтверждающий прекращение деятельности на период осуществления ухода за ребенком, и другие документы, предусмотренные Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 883) (Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 883 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 865, утвердившего новый порядок, который действовал в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года. С 1 января 2010 года действует Порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н);
документов, подтверждающих полученный доход (журнал учета дохода и расхода, договоры оказания услуг и др.).
Отделение (филиал отделения) Фонда проводит проверку представленных страхователем документов. При этом в случае необходимости у страхователя могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие правильность и обоснованность расходов по обязательному социальному страхованию.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уведомлением от 11.05.2007 о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Жарова Ирина Александровна зарегистрирована в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (т. 2 л.д. 29), в связи с чем, составляет и представляет отчетность "форма 4а ФСС РФ", которая утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2003 N 46 (с учетом внесенных изменений).
Согласно пункту 17 Порядка добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144 "О" (действовавших в спорный период) страхователи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Фонд отчетность по страховым взносам по утвержденной им форме.
Из объяснений ответчика следует, что предпринимателем представлен промежуточный отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в фонд отдельными категориями страхователей, за 11 месяцев 2008 года, в котором отражено, что расходы предпринимателя по выплате на цели обязательного социального страхования составили 134 741,09 рублей; получено предпринимателем от фонда на цели обязательного социального страхования 68 035 рублей.
Фондом проведена камеральная проверка расходов страхователя на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2008 по 30.11.2008 на основании представленных предпринимателем документов (пункт 1 акта камеральной проверки от 12.03.2009 N 227 (т. 1 л.д. 18-22) и на основании Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователя по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхований Российской Федерации от 21.05.2008 N 110.
В акте камеральной проверки от 12.03.2009 N 227 указано, что предыдущая камеральная проверка по вопросам обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предпринимателя, добровольно вступившей в отношения по обязательному социальному страхованию, проводилась за период с 01.05.2007 по 31.10.2007 (акт от 15.04.2008 N 270, т. 1 л.д. 16-17), по итогам которой фондом произведено возмещение расходов в общей сумме 69 211,87 рублей, в том числе: на выплату пособия по беременности и родам в сумме 68 851,87 рублей (за основной отпуск в количестве 140 календарных дней за период с 31.10.2007 по 18.03.2008) и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 360 рублей.
Из оспариваемого решения и акта камеральной проверки от 12.03.2009 N 227 следует, что в рамках данной камеральной проверки предпринимателем заявлено к возмещению на выплату пособий в общей сумме 66 706,09 рублей, в том числе:
- по беременности и родам в сумме 9 045,80 рублей (за дополнительный отпуск за период с 19.03.2008 по 03.04.2008);
- при рождении ребенка в сумме 10 416 рублей (по данному пособию фондом нарушений не установлено);
- ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет в сумме 47 244,29 рублей (за период с апреля 2008 года по ноябрь 2008 года).
Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет рассчитаны предпринимателем, исходя из ежемесячного дохода в сумме 15 000 рублей.
Принимая оспариваемое решение, фонд исходил из того, что в нарушение пункта 4.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, первичные документы, подтверждающие доход в сумме 15 000 рублей, предпринимателем не представлены, в связи с чем, фондом размер пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет исчислен исходя из размера минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Суд апелляционной инстанции считает вывод фонда о документальной неподтвержденности дохода предпринимателя в сумме 15 000 рублей обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования Российской Федерации", пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 , фонд вправе проводить экспертизу страхового случая, проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения и не принимать к зачету (к возмещению) расходы, произведенные с нарушением законодательства или не подтвержденные документами.
В соответствии с пунктом 4.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 22 от 09.03.2004 (действующей в спорный период) выделение средств обязательного социального страхования производится, в том числе, на основании документов, подтверждающих полученный доход (журнал учета дохода и расхода, договоры оказания услуг и др.).
С учетом изложенных норм права заявителем должен быть подтвержден документально доход, полученный за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, то есть за период с марта 2007 года по февраль 2008 года.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела копии книги учета доходов и расходов за 2007 год (т. 2 л.д. 51-52) и квитанций об уплате страховых взносов в сумме 525 рублей за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2007 года (т. 2 л.д. 34-35), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанные документы не подтверждают получение предпринимателем дохода в сумме 15 000 рублей, по следующим основаниям.
Порядок оформления предпринимателями книг учета доходов и расходов в 2007 году регулировался Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения", в соответствии с пунктом 1.5 которого книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведена по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1.5 Приказа Минфина Российской Федерации от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
Представленная в материалы дела копия книги учета доходов и расходов за 2007 год не прошита, не пронумерована, не заверена подписью должностного лица налогового органа и печатью налогового органа, в связи с чем, не может быть принята в качестве допустимого доказательства по делу. Кроме того, из книги учета доходов и расходов за 2007 год следует, что за март 2007 года доход предпринимателя составил 8 820 руб., за 2 квартал 2007 года - 45 350 руб. ( при этом расходы за указанный период отражены в сумме 23 204 руб.), за 3 квартал 2007 года - 61 510 руб. ( при этом расходы за указанный период составили 56 224 руб.), за 4 квартал 2007 года - 20 240 руб. Таким образом, данные, отраженные в представленной в материалы дела книге учета доходов и расходов, не позволяют сделать вывод о получении предпринимателем ежемесячного дохода в размере 15 000 рублей за период, подлежащий учету при начислении спорных пособий.
Суд апелляционной инстанции определением от 06.12.2010 предлагал заявителю представить соответствующие пояснения и доказательства, подтверждающие получение дохода в сумме 15 000 рублей за период с марта 2007 года по март 2008 года. Такие доказательства в материалы дела не представлены.
Таким образом, фонд пришел к обоснованному выводу о том, что доход в сумме 15 000 рублей за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, то есть за период с марта 2007 года по февраль 2008 года, предпринимателем документально не подтвержден.
В соответствии с пунктами 7 и 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на пособия при условии уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (статья 15) и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (действовавшем в спорный период, раздел 6, пункт 44).
В связи с тем, что предпринимателем уплачивались страховые взносы как лицом, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию; размер дохода в сумме 15 000 рублей предпринимателем документально не подтвержден, то фондом обоснованно расчет пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком произведен исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пособия согласно действующему законодательству в следующих размерах (см. справку по результатам камеральной проверки):
- 1 433,42 рублей (1 157,42 рублей + 276 рублей) за период дополнительного отпуска по беременности и родам с 19.03.2008 по 03.04.2008, исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента в размере 2760 рублей, согласно следующему расчету: 2760 рублей : 31 день (март) х 13 дней = 1 157,42 рублей; 2760 рублей : 30 дней (апрель) х 3 дня = 276 рублей;
- 15 609,35 рублей за период с апреля по ноябрь 2008 года, исходя из минимального размера пособия согласно действующему законодательству с учетом районного коэффициента и индексации, согласно следующему расчету (1757,70 рублей (апрель) + 1953 рублей х 2 (июнь, июль) + 1989,13 рублей х 5 (июль - ноябрь).
Таким образом, фонд правомерно отказал предпринимателю в возмещении средств на выплату пособий в следующих размерах:
1) 7 612,38 рублей - пособие по беременности и родам: 9 045,80 рублей (отказано согласно оспариваемому решению) - 1 433,42 рублей (размер пособия, подлежащего возмещению за период дополнительного отпуска по беременности и родам с 19.03.2008 по 03.04.2008);
2) 31 634,94 рублей - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет: 47 244,29 рублей (отказано согласно оспариваемому решению) - 15 609,35 рублей (размер пособия, подлежащего возмещению за период с апреля по ноябрь 2008 года).
Согласно акту камеральной проверки от 12.03.2009 N 227 единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 10 416 рублей заявлено предпринимателем к возмещению правомерно, документально подтверждено, в связи с чем, в оспариваемом решении фонда необоснованно отказано предпринимателю в возмещении указанной суммы пособия.
Следовательно, пункт 1 оспариваемого решения фонда от 20.07.2009 N 227 является недействительным в части отказа в выделении денежных средств на возмещение расходов на цели обязательного социального страхования по результатам настоящей проверки в сумме 27 458 рублей 77 копеек, в том числе на выплату пособий: по беременности и родам - 1 433 рубля 42 копейки; при рождении ребенка - 10 416 рублей; ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет - 15 609 рублей 35 копеек.
Доводы фонда о том, что с учетом перечисленной предпринимателю суммы по акту камеральной проверки от 15.04.2008 N 270 и на основании пункта 8.7 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования от 09.03.2004 N 22 заявитель должен возвратить в бюджет отделения фонда 28 661,49 рублей; порядок проведения камеральной проверки фондом соблюден, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом проведено две камеральные проверки по вопросам обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предпринимателя, добровольно вступившей в отношения по обязательному социальному страхованию, по результатам которых составлены акты от 15.04.2008 N 270 и от 12.03.2009 N 227.
Согласно акту камеральной проверки от 15.04.2008 N 270 фондом произведено возмещение расходов в общей сумме 69 211,87 рублей, в том числе: на выплату пособия по беременности и родам в сумме 68 851,87 рублей (за основной отпуск в количестве 140 календарных дней за период с 31.10.2007 по 18.03.2008) и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 360 рублей.
Из оспариваемого решения и акта камеральной проверки от 12.03.2009 N 227 следует, что при проведении повторной камеральной проверки фондом пересчитана сумма пособий по двум камеральным проверкам и сумма, подлежащая возмещению по данным фонда по двум камеральным проверкам, составила 40 550,38 рублей, в том числе пособие по беременности и родам в сумме 14 165,03 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности в сумме 360 рублей, единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 10 416 рублей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 15 609,35 рублей. Поскольку пособие по беременности и родам ранее возмещено предпринимателю в сумме 68 851,87 рублей на основании акта камеральной проверки расходов страхователя на цели обязательного социального страхования от 15.04.2008 N 270, то фонд пришел к выводу о наличии у предпринимателя задолженности перед фондом в сумме 28 661,49 руб.(69 211,87 рублей - 40 550,38 рублей) (пункт 2 оспариваемого решения).
Суд апелляционной инстанции считает вывод фонда о наличии у предпринимателя задолженности в сумме 28 661,49 рублей неправомерным по следующим основаниям.
Акт камеральной проверки от 15.04.2008 N 270 составлен фондом на основании Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2003 N 87 (действовавших на момент его составления, далее - Методические указания N 87).
В пункте 2 Методических указаний N 87 предусмотрено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа Фонда путем проверки представленной страхователями отчетности, а в случаях, предусмотренных настоящими Методическими указаниями, также иных документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в исполнительный орган Фонда, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов (пункт 11 Методических указаний N 87).
Целью камеральной проверки является:
контроль за соблюдением страхователем нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования;
выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также расходования средств Фонда;
подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок (пункт 12 Методических указаний N 87).
При проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзацы второй и третий пункта 3 настоящих Методических указаний) проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам Фонда, копиями платежных документов, подтверждающих уплату за проверяемый период соответствующих платежей в Фонд, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.) (пункт 14 Методических указаний N 87).
По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лицом, проводившим камеральную проверку, в произвольной форме составляется докладная записка на имя руководителя исполнительного органа Фонда. В докладной записке указываются документально установленные факты нарушения, а в необходимых случаях - также предложения о применении к страхователю штрафных санкций (пункт 17 Методических указаний N 87).
По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при представлении страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации исполнительный орган Фонда выделяет страхователю средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке (пункт 24 Методических указаний N 87).
Согласно акту камеральной проверки от 15.04.2008 N 270 фондом проводилась камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность расходов предпринимателя по обязательному социальному страхованию в сумме 69 212 рублей, по результатам которой расходы в сумме 69 212 рублей предпринимателю возмещены. Таким образом, правоотношения, связанные с камеральной проверкой документов, на основании которых заявлено к возмещению 69 211,87 рублей и фактически возмещено 69 211,87 рублей, завершены.
При вынесении оспариваемого решения фондом повторно проведена камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность расходов предпринимателя по обязательному социальному страхованию в сумме 69 212 рублей. Однако, законодательством не предусмотрено повторное проведение камеральной проверки.
На момент вынесения оспариваемого решения действовали Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110 (далее - Методические указания N 110), на которые имеется ссылка в оспариваемом решении.
Методические указания N 110 предусматривают порядок и сроки проведения камеральной проверки отчетности и обращений страхователя по вопросам возмещения расходов за счет средств фонда. Положений о возможности проведения повторной камеральной проверки документов, представленных страхователем, и принятии по ним соответствующего решения, Методические указания N 110 не содержат.
Так, в соответствии пунктом 6 Методических указаний N 110 камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в отделение (филиал отделения) Фонда, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.
По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки (приложения N 4, 5) по установленной форме в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки (пункт 12 Методических указаний N 110).
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит одно из нижеперечисленных решений:
решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приложение N 8);
решение об отказе в привлечении к ответственности (приложение N 9).
Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки (пункт 13 Методических указаний N 110).
Требование об уплате направляется страхователю в десятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего решения (пункт 18 Методических указаний N 110).
Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке (приложение N 11) путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание и перечисление на счет отделения (филиала отделения) Фонда необходимых денежных средств со счетов страхователя.
Решение о взыскании принимается руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока, и должно быть доведено до сведения страхователя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов (пункт 23 Методических указаний N 110).
В соответствии со статьей 115 части первой Налогового кодекса Российской Федерации отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пени и штрафов с индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление о взыскании недоимки, пени и штрафов с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, может быть подано отделением (филиалом отделения) Фонда в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате (пункт 33 Методических указаний N 110).
С учетом изложенного, взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется в сроки, предусмотренные пунктами 6, 12, 13, 18, 23 и 33 Методических указаний N 110 и исчисляемые с момента представления в фонд соответствующих документов. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в предусмотренные указанными нормами права сроки.
Поскольку предпринимателем документы для первой камеральной проверки (акт от 15.04.2008 N 270) представлены не позднее апреля 2008 года, то оспариваемое решение фонда от 20.07.2009 N 227 вынесено фондом по истечении более 15 месяцев с момента проведения первой камеральной проверки документов, подтверждающих обоснованность расходов предпринимателя по обязательному социальному страхованию в сумме 69 212 рублей (акт от 15.04.2008 N 270).
Таким образом, совокупность сроков, предусмотренная для взыскания с предпринимателя недоимки по страховым взносам, предусмотренная пунктами 6, 12, 13, 18, 23 и 33 Методических указаний N 110 и исчисляемая с момента представления в фонд соответствующих документов, на момент вынесения оспариваемого решения от 20.07.2009 N 227 истекла, в связи с чем, пункт 2 оспариваемого решения фонда, в соответствии с которым направлено уведомление о наличии задолженности страхователя по полученным на цели обязательного социального страхования на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 28 661 рублей 49 копеек, является недействительным.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что пункты 5 и 36 Методических указаний N 110, в соответствии с которыми камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по результатам камеральной проверки принимается соответствующее решение, не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку фондом проведена повторная камеральная проверка.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, в связи с чем ответчиком, применительно к периоду, охваченному первой камеральной проверкой, могла быть проведена документальная выездная проверка.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом частичного удовлетворения заявленных требований и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей согласно квитанции от 08.09.2009 за рассмотрение заявления в суде первой инстанции подлежат взысканию с ответчика.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" сентября 2010 года по делу N А33-20799/2009 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение о выделении денежных средств страхователю, добровольно вступившему в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 227 от 20.07.2009, а именно пункт 1 - в части отказа в выделении денежных средств на возмещение расходов на цели обязательного социального страхования по результатам настоящей проверки в сумме 27 458 рублей 77 копеек, в том числе на выплату пособий: по беременности и родам - 1 433 рубля 42 копейки; при рождении ребенка - 10 416 рублей; ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет - 15 609 рублей 35 копеек; пункт 2 - о направлении уведомления о наличии задолженности страхователя по полученным на цели обязательного социального страхования на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 28 661 рублей 49 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Жаровой Ирины Александровны 100 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20799/2009
Истец: Жарова Ирина Александровна
Ответчик: ГУ Красноярское региональное отделение ФСС РФ в лице филиала N 1 (Левобережный)
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10703/10
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4799/11
11.10.2011 Решение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2658/10
20.07.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2321/11
19.01.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4511/2010
17.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10703/10
28.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10703/10
24.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-20799/2009