Автобусные маршруты
Определение автобусного маршрута дано в пп. 1.2.2 п. 1.2 Положения*(1). Это путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами, установленный в процессе организации перевозок. Соблюдение требований Положения обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих. Как известно, перевозки могут осуществляться как на новых, так и на действующих автобусных маршрутах. При этом порядок открытия нового маршрута зависит от его вида. В соответствии с п. 76 Устава автомобильного транспорта*(2) для выполнения городских, пригородных, внутрирайонных, междугородних и межреспубликанских перевозок организуются соответствующие автобусные маршруты. При этом, например, организация новых междугородних маршрутов производится в пределах области, края, автономной республики территориальными объединениями автомобильного транспорта по согласованию с соответствующими советами министров автономных республик или с исполнительными комитетами областных (краевых) советов народных депутатов.
Итак, какова процедура открытия нового автобусного маршрута? Какие работы, связанные с открытием маршрута, должны быть проведены? О каких документах должен позаботиться перевозчик? Чем грозит осуществление деятельности по перевозке пассажиров без паспорта маршрута? Об этом рассказано в данной статье.
Маршруты между субъектами РФ
Право формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ (межреспубликанский, межкраевой или межобластной маршруты) предоставлено Минтрансу РФ (пп. 45 п. 9 Положения о Минтрансе РФ*(3)), который реализовал его в Приказе N 178*(4).
Итак, открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, по инициативе юридических и физических лиц. Чтобы выступить с таким предложением, перевозчик должен подготовить и представить в администрацию субъекта РФ следующий пакет документов:
- заявку на открытие маршрута. В ней организация указывает наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, банковское учреждение и номер расчетного счета, а предприниматель - ФИО и данные документа, удостоверяющего личность;
- копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
- документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств. Владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий (пп. 5.2.4 п. 5.2 Положения);
- схему маршрута в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);
- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту. Оно разрабатывается на основании определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами (пп. 5.2.2 п. 5.2 Положения). При этом нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п. (пп. 5.7.3 п. 5.7 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения*(5));
- документ, устанавливающий размер платы за проезд и провоз багажа;
- график работы водителей с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха. Этот график с целью обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости должен быть составлен с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток (пп. 5.2.4 п. 5.2 Положения).
Документы после проведения экспертизы направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия, но только в том случае, если экспертиза дала положительный результат. При получении согласия на открытие маршрута оформляется паспорт маршрута. Его форма приведена в Приложении к Порядку формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ. Паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты РФ, по территории которых будет проходить или заканчиваться маршрут. В итоге согласованные документы или отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.
Обратите внимание: работы, связанные с открытием маршрута, должны быть проведены, как правило, в течение двух месяцев со дня направления документов перевозчиком (п. 11 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ). К этим работам также относится обследование маршрута. Подчеркнем, что вопрос об открытии маршрута решается только после проведения его обследования (Постановление ФАС СКО от 08.02.2006 N Ф08-6479/2005).
Обследование маршрута
В соответствии с п. 5.1 Положения открытие нового автобусного маршрута осуществляется после его обследования. Причем действующие маршруты также должны обследоваться как минимум два раза в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду). Целью такого обследования является проверка соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения. Проверку осуществляет комиссия, утвержденная соответствующими органами исполнительной власти, на основании:
- данных о дорожных условиях, предоставляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;
- сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий и их причинах, предоставляемых органами Государственной автомобильной инспекции;
- результатов непосредственного обследования путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
Если обследуется уже действующий маршрут, то данные о нем предоставляют и владельцы автобусов.
В результате проведенных работ комиссия составляет акт, в котором дается заключение о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. Если маршрут не соответствует требованиям безопасности движения, то комиссия в акте дает рекомендации о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение ДТП на маршруте.
Акт передается в орган исполнительной власти, утвердивший состав комиссии, который разрешает или отказывает в открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принимает меры по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля устранения недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также владельцам автобусов для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
Если действующие автобусные маршруты не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения, то данные маршруты могут закрыть, в том числе временно, или изменить. Кроме того, на этих маршрутах возможно изменение режима движения. Данное решение принимают органы исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, и вступает в силу немедленно после принятия, о чем информируются владельцы автобусов, осуществляющие перевозки на соответствующих маршрутах, и население (с помощью средств массовой информации и объявлений, вывешиваемых на остановках). Объявления размещаются на начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах, а также на автовокзалах и автостанциях за 10 дней до открытия и закрытия движения и за 5 дней при изменении маршрутов и остановочных пунктов (§ 6 Правил перевозок пассажиров*(6)).
При несоответствии дорог требованиям нормативных документов органы исполнительной власти данной территории могут принять решение об организации временного (сезонного) маршрута. В этом случае должен быть четко определен срок (период) действия маршрута, а также комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить для обеспечения безопасности движения автобусов. В свою очередь, владельцы автобусов могут организовать временные (сезонные) автобусные маршруты при наличии письменного решения соответствующего органа исполнительной власти.
Городской маршрут
Согласно п. 1, пп. 20 п. 2 ст. 6 Закона N 154-ФЗ*(7) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений относится к ведению муниципальных образований. При этом в компетенции соответствующей администрации (поселковой, сельской, районной или городской) находятся контроль работы транспортных организаций, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта (п. 5 ст. 52, п. 6 ст. 61, п. 6 ст. 72 Закона N 1550-1*(8)). Последнее относится и к индивидуальным предпринимателям, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией РФ (Постановление ФАС ДВО от 19.04.2006 N Ф03-А73/06-2/763). Следовательно, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления (см., например, постановления ФАС ПО от 05.09.2006 N А55-5603/06, ФАС СКО от 08.02.2006 N Ф08-6479/2005).
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения самостоятельно (п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ*(9)). Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством выбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан. С этой целью указанные органы устанавливают условия, при соблюдении которых перевозчик допускается к работе. Эти требования не вводят повторного лицензирования перевозчиков, не ограничивают их права и интересы (Определение ВС РФ от 03.05.2006 N 31-Г06-4), а направлены на достижение общественно полезных результатов путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования более квалифицированных лиц, имеющих все необходимые документы для осуществления безопасной и регулярной перевозки пассажиров по маршрутам (Постановление ФАС ПО от 05.09.2006 N А55-5603/06).
Так, Администрация Нижегородской области Постановлением от 23.05.1997 N 125 утвердила Положение о порядке допуска владельцев частных автобусов к работе на пассажирских маршрутах общего пользования. В качестве перевозчиков могут выступать как физические, так и юридические лица - владельцы автобусов, которые должны заявить о своем намерении осуществлять маршрутные пассажирские перевозки путем подачи заявки с указанием маршрута и количества планируемых к выполнению рейсов в комиссию. По внутриобластным междугородним и межрайонным пригородным маршрутам эти комиссии создаются при Администрации области, по городским и внутрирайонным - при органе местного самоуправления соответствующего района.
Администрация Нижнего Новгорода в Порядке рассмотрения заявок*(10) определила требования, предъявляемые к лицам, имеющим право подать заявку. К участию в отборе допускаются заявители:
- состоящие на учете в налоговых инспекциях Нижнего Новгорода (во внимание принимается также отсутствие задолженности по обязательным платежам в городской бюджет);
- имеющие собственные (арендованные) транспортные средства;
- прошедшие в установленном порядке годовой технический осмотр;
- имеющие лицензию на право осуществления пассажирских перевозок.
Если автотранспортные средства не соответствуют по конструкции и техническому состоянию требованиям завода-изготовителя или с даты их изготовления истекло более 10 лет, то заявка к рассмотрению не принимается. То же относится к заявителям, имеющим транспортное средство с левосторонним расположением дверей для посадки и высадки пассажиров и со сроком эксплуатации без капитального ремонта или после него более 4 лет.
К заявке необходимо приложить копии свидетельства о внесении записи в ЕГРН, документа, подтверждающего отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей в городской бюджет, паспорта транспортного средства, документов, подтверждающих право пользования им, а также лицензии.
Заявка, содержащая не соответствующие действительности сведения, рассматриваться не будет.
Администрация Нижегородской области на рассмотрение заявки отвела 14 дней, в течение которых комиссия оценивает возможность перевозки, целесообразность организации нового маршрута или увеличения количества рейсов на уже действующем. Положительным результатом рассмотрения заявки является решение о допуске владельца частного автобуса к осуществлению пассажирских перевозок. При этом комиссия может предложить перевозчику маршрут, отличный от указанного в заявке.
Если количество заявок превышает потребность или наличие необеспеченных подвижным составом объемов перевозок, администрация (организатор) объявляет конкурс, цель которого - получение наиболее выгодных для пассажиров и бюджета условий перевозок. Если возникает необходимость в открытии нового маршрута, то конкурс проводится в обязательном порядке.
Кто выиграет конкурс? При рассмотрении заявок комиссией, созданной Администрацией Нижнего Новгорода, победителем станет лицо, набравшее наибольшее количество баллов. Если несколько претендентов наберут одинаковое количество баллов, то предпочтение отдадут заявителю, имеющему:
- в первую очередь - наибольшее количество автобусов, предназначенных для работы на указанном маршруте;
- во вторую очередь - автобус с более поздней датой изготовления;
- в третью очередь - больший опыт работы на городских маршрутах в качестве частных перевозчиков;
- в четвертую очередь - наименьшее количество нарушений условий лицензирования.
Итоги конкурсов и результаты рассмотрения заявок публикуются комиссией в средствах массовой информации.
Обратите внимание: действия конкурсной комиссии по определению победителей конкурса являются действиями организатора конкурса (Постановление ФАС ВСО от 28.11.2006 N А74-1343/06-Ф02-6372/06-С2).
Заинтересованные лица могут обжаловать решения комиссий в соответствующие органы или в судебном порядке. Так, результаты конкурса могут быть признаны недействительными, если был нарушен порядок проведения конкурса (Постановление ФАС ВСО от 05.12.2006 N А74-1608/06-Ф02-6497/06-С2). В противном случае в суд обращаться бесполезно, например, как это сделала организация, не подавшая заявку и необходимые документы на участие в конкурсе (Постановление ФАС ЦО от 19.09.2006 N А-62-9954/2005). ФАС ВВО в Постановлении от 22.05.2006 N А31-3498/2005-14 признал недействительными результаты конкурса по следующим причинам:
- не оговорены условия к конкурсному предложению, подлежащему представлению участниками конкурса;
- не определены критерии избрания победителя конкурса;
- признание комиссией равноценности предложений участников не позволяет определить победителя конкурса.
Владелец частного автобуса может претендовать на обслуживание существующего маршрута (части рейсов), на котором работает другой перевозчик, если на конкурсной основе предложит более выгодные условия выполнения перевозок и обеспечит соблюдение всех требований, предъявляемых к перевозкам на маршруте. При этом комиссия в своей работе не будет учитывать, кто конкретно разработал маршрут. Это подтверждается судебной практикой. Санкт-Петербургский городской суд в Решении от 14.04.2006 N 3-88/06 указал, что Комитет по транспорту вправе выставлять на конкурс коммерческие маршруты, номера которых были присвоены до его проведения. В этом случае права перевозчиков, уже осуществляющих перевозки на выставленных на конкурс маршрутах, не ущемляются, так как они также могут принять участие в конкурсе (Постановление ФАС ВВО от 26.02.2006 N А31-2679/2005-13).
Отметим, если частный перевозчик не приступит к оказанию услуг по перевозке пассажиров в течение двух месяцев со дня принятия комиссией положительного решения, то оно будет аннулировано.
Интересно, что на территории Нижнего Новгорода договор об организации перевозок заключается с победителем только на год, а вот, например, в Санкт-Петербурге - на 5 лет*(11).
Административная ответственность
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
На основании пп. 62 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ*(12) деятельность, связанная с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию. Лицензия выдается только при соблюдении лицензионных требований и условий, которые необходимо соблюдать и при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Закона N 128-ФЗ). Поэтому при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ под нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).
Нас интересуют лицензионные требования и условия, которые необходимо соблюдать при осуществлении перевозок пассажиров. Они установлены п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров*(13). В частности, лицензиат должен соблюдать основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, установленные ст. 20 Закона N 196-ФЗ. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 5.2 Положения владельцы автобусов также обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, разрабатывать графики (расписания) движения, которые являются неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров. Напомним, что эти документы необходимо подготовить и при подаче заявки на открытие нового маршрута.
Таким образом, если организация или предприниматель, имеющие лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, откроют автобусный маршрут без соблюдения установленных требований, то это грозит привлечением к административной ответственности, установленной ст. 14.1 КоАП РФ. Подтверждением этому служит обширная арбитражная практика (см., например, постановления ФАС СКО от 05.10.2006 N Ф08-2883/2006-1236А, ФАС СЗО от 20.03.2006 N А13-12768/2005-23, ФАС ДВО от 19.04.2006 N Ф03-А73/06-2/763, от 09.03.2006 N Ф03-А73/06-2/208).
Процедура привлечения
к административной ответственности
Разберемся, какие действия проверяющих предшествуют привлечению к административной ответственности и можно ли ее избежать. Почему это важно знать? Нарушение порядка привлечения к административной ответственности служит безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа (прокурора) о привлечении организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Как указал ФАС ДВО в Постановлении от 06.12.2006 N Ф03-А37/06-2/4557, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Кроме того, Пленум ВС РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 5 отметил, что при подготовке дела к рассмотрению судья в первую очередь должен оценить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Итак, на основании ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ в случае получения данных, указывающих на наличие административного правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении. Источниками таких данных являются:
- непосредственное обнаружение нарушения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
- материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения средств массовой информации.
При этом согласно п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Остановимся подробнее на порядке составления протокола. Как отметил ФАС ДВО в Постановлении от 20.12.2006 N Ф03-А04/06-2/4772, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Поэтому никто не может быть подвергнут административному наказанию при отсутствии протокола об административном правонарушении, если это прямо не предусмотрено Кодексом.
Протокол должен быть составлен сразу после выявления совершенного административного правонарушения или в течение двух суток после этого, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении (ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Например, ФАС ВСО в Постановлении от 20.05.2004 N А33-16537/03-С6-Ф02-1729/04-С1 признал, что представитель проверяющего органа нарушил срок составления протокола, оформив его на следующий день после того, как было выявлено правонарушение. Доводы проверяющих о необходимости проверки паспортных данных и законности осуществления предпринимательской деятельности суд признал не заслуживающими внимания, поскольку проверка проводилась в присутствии предпринимателя, а все необходимые сведения о нем можно было получить в момент проверки. Однако Пленум ВС РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 5 указал, что это упущение не является существенным нарушением протокола, поскольку сроки составления протокола не являются пресекательными.
Протокол в обязательном порядке должен содержать данные, указанные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ (это относится и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении), а именно:
- дату и место составления;
- должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Отметим, что ст. 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляет гарантии защиты их прав. Так, при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам разъясняются их права и обязанности. Об этом делается запись в протоколе. Более того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к этому документу.
Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. Если они отказываются подписать протокол, то в нем делается соответствующая запись. Таким образом, протокол должен быть составлен в присутствии физического лица или законного представителя лица, привлекаемого к ответственности (постановления ФАС ВВО от 08.11.2006 N А29-4191/2006А, от 03.08.2006 N А31-1744/2006-13).
Статьей 25.3 КоАП РФ предусмотрено, что защиту прав и интересов физического лица, лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права по состоянию здоровья, могут осуществлять его законные представители. К ним относятся родители, усыновители, опекуны или попечители. В свою очередь, законными представителями юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Обратите внимание: если протокол или постановление будут составлены в отсутствие законного представителя, то судьи откажут в удовлетворении заявления (требования) о привлечении организации (предпринимателя) к административной ответственности (см., например, постановления ФАС СЗО от 08.12.2006 N А13-7455/2006-23, ФАС ВВО от 08.11.2006 N А29-4191/2006А, от 10.08.2006 N 79-3736/2006, от 04.08.2006 N А79-2008/2005, от 31.01.2006 N А17-201а/5-2004). Это связано с тем, что в данном случае физическое лицо или законный представитель юридического лица лишаются предоставленных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ гарантий защиты, так как не могут квалифицированно возражать, давать объяснения по существу предъявленных обвинений и пользоваться юридической помощью. В последнем случае к производству по делу об административном правонарушении может быть привлечен защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель, но только после составления протокола об административном правонарушении. В качестве защитника или представителя выступает адвокат на основании ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием, или иное лицо, полномочия которого подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Тем не менее дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица. Это возможно, если до их сведения будет доведена информация о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). В противном случае лицо не будет привлечено к административной ответственности, что и сделали судьи ФАС ДВО (постановления от 20.12.2006 N Ф03-А04/06-2/4772, от 06.12.2006 N Ф03-А37/06-2/4557). Если уведомление не содержит даты и времени процессуальных действий (Постановление ФАС ДВО от 19.07.2006 N Ф03-А04/06-2/2268) или цели вызова (постановления ФАС ВВО от 28.08.2006 N А82-318/2006-31, от 02.08.2006 N А29-13596/2005а, от 12.01.2006 N А82-4488/2005-31), то постановление о привлечении к административной ответственности должно быть отменено.
Кроме того, протокол можно составить в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если оно, получив сообщение о времени и месте составления протокола, не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или они были признаны неуважительными (Письмо УФНС по г. Москве от 21.04.2006 N 09-10/031928@).
Протокол после составления направляют судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. На это отводятся сутки (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Однако даже если протокол будет направлен позже, это не является существенным нарушением процессуальных требований, так как не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности (постановления ФАС СКО от 22.11.2005 N Ф08-5045/2005-2172А, ФАС ВВО от 29.05.2003 N А11-656/2003-К2-Е-692).
О.В. Давыдова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
*(2) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.
*(3) Положение о Министерстве транспорта РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1038.
*(4) Приказ Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ".
*(5) Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27.
*(6) Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.
*(7) Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
*(8) Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ".
*(9) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
*(10) Порядок рассмотрения заявок на организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах города Нижнего Новгорода. Приложение 1 к Постановлению Администрации г. Н. Новгорода от 27.09.1999 N 109.
*(11) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005 N 1386 "О порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования".
*(12) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*(13) Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"