Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 11АП-14720/2010
г. Самара |
|
02 февраля 2011 г. |
Дело N А65-18870/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 февраля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Химпром" - Белоусов П.К., доверенность от 04 октября 2010 года N НЧХП/161, Петрова Т.И.. доверенность от 26 марта 2010 года NНЧХП/9,
от Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Химпром"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2010 года по делу N А65-18870/2010 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Химпром", город Новочебоксарск Чувашской Республики,
к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании недействительным пунктов 50, 65, 83, 85 Предписания об устранении нарушений, выявленных Приволжским управлением Ростехнадзора от 11 мая 2010 года N 43-03-98,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Химпром" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными пунктов 50, 65 Предписания от 11.05.2010 N 43-03-98 Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее - ответчик).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2010 года заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным пункт 65 предписания Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан от 11.05.2010 N 43-07-98. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Приволжское управление Ростехнадзора возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Химпром".
Заявитель в апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части признания незаконным пункта 65 предписания об устранении нарушений N 43-03-98 от 11 мая 2010 года.
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 27.12.2010 N 28046/03. Просит решение суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, по следующим основаниям.
По распоряжению руководителя Приволжского Управления Ростехнадзора от 19.04.2010 N 2290 проведена внеплановая проверка ОАО "Химпром" состояния промышленной безопасности заявителя, оценка соблюдения требований ПБ на опасном производственном объекте "Производство хлорбензола и фенилтрихлорсилана".
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 30.04.2010 N 43-07-98, согласно которому в технологии применяются контрольно-измерительные приборы, с отработавшим нормативным сроком службы (пункт 50 предписания), на предприятии не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) (пункт 65 предписания).
Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан вынесено предписание от 11.05.2010г. N 43-03-98, которым заявителю предписано устранить выявленные нарушения.
Заявитель, не согласившись с пунктами 50, 65 вышеназванного предписания, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования заявителя в части признания незаконным п. 50 предписания от 11.05.2010г. N 43-03-98, обоснованно исходил из следующего.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регламентируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 116-ФЗ в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, в соответствии с пунктом 5.3.1.5 которого Ростехнадзор, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в статье 1 Закона N 116-ФЗ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Из материалов дела следует, что ОАО "Химпром" производится эксплуатация опасных производственных объектов, в том числе производство хлорбензола и фенилтрихлорсилана.
Оспариваемым пунктом 50 предписания от 11.05.2010г. N 43-03-98 Приволжского управления Ростехнадзора установлено, что Обществом в нарушение п.2.11.3 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЭЭП) и п.6.9.5 "Общих правил взрывобезопасности для взрывоопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (ПБ-09-540-03) в технологии применяются контрольно-измерительные приборы, с отработавшим нормативным сроком службы (электроконтактный манометр ВЭ-16РБ, дата вода 1983г., срок службы 10 лет, газоанализатор щит-2 N340, дата ввода 1989, срок службы 10 лет). (оборот л.д.12)
Заявителю предписано в срок до 01 июня 2010 года разработать и согласовать с Приволжским управлением Ростехнадзора график замены средств измерений.
Согласно пункту 6.9.5. "Общих правил взрывобезопасности для взрывоопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 5 мая 2003 г. N 29 для объектов с технологическими блоками любых категорий взрывоопасности в системах контроля, управления и ПАЗ, связи и оповещения не должны применяться приборы, устройства и другие элементы, отработавшие свой назначенный срок службы.
В соответствии с требованием пункта 3.2.1 "Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности", утвержденного постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 8: если фактический срок службы технических устройств превышает 20 лет, то требуется проведение экспертизы промышленной безопасности.
Заявителем при производстве используются электроконтактные манометры, газоанализаторы.
При этом для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу взрываемости в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок предусматриваются, как правило, средства газового анализа с сигнализацией (газоанализатор), срабатывающей при достижении предельно допустимых величин.
Манометры электроконтактные взрывозащищенные ВЭ-16РБ предназначены для измерения давления различных сред и управления внешними электрическими цепями от сигнализирующего устройства прямого действия путем включения и выключения контактов в схемах сигнализации, автоматики и блокировки технологических процессов во взрывоопасных зонах.
Согласно пункту 2.1 "Общих правил взрывобезопасности для взрывоопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" разработка технологического процесса, разделение технологической схемы на отдельные технологические блоки, ее аппаратурное оформление, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной защиты при обоснованной технологической целесообразности должны обеспечивать минимальный уровень взрывоопасности технологических блоков, входящих в технологическую систему.
Исходя из изложенного, довод ответчика о том, что безопасная эксплуатация прибора - электроконтактного манометра ВЭ-16РБ, газоанализатора щит-2 N 340 - 10 лет, что подтверждается имеющимся инструкциями по эксплуатации, где указано, что средний срок службы данных приборов 10 лет., правомерно признан судом первой инстанции обоснованным.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ) разъяснено, что поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Статья 13 названного Закона предусматривает, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В силу пунктов 1.2 и 1.3 Порядка проведения поверки средств измерений (утвержден приказом Госстандарта России от 18.07.1994 N 125, далее - Порядок N 125) средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала (пункт 2.8 Правил N 125).
Срок службы, согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 15 ноября 1989 г. N 3375 - это календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. По истечении назначенного ресурса (срока службы, срока хранения) объект должен быть изъят из эксплуатации и должно быть принято решение, предусмотренное соответствующей нормативно-технической документацией - направление в ремонт, списание, уничтожение, проверка и установление нового назначенного срока и т.д.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый пункт предписания принят уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7 Федерального закона N 68-ФЗ). Обязанность планирования и осуществления необходимых мер в области защиты объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций возложена, в том числе, на организации (статья 14 Федерального закона N 68-ФЗ).
Таким образом, поскольку применение контрольно-измерительных приборов, срок эксплуатации которых превышает 20 лет, при среднем сроке службы 10 лет, может привести к чрезвычайным ситуациям, оспариваемый пункт 50 предписания, требующий разработать и согласовать с Приволжским управлением Ростехнадзора график замены средств измерений при отсутствии у ответчика доказательств проведения экспертизы (п.3.2.1 "Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности"), не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования в части признания незаконным п. 50 предписания от 11.05.2010г. N 43-03-98.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2010 года по делу N А65-18870/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18870/2010
Истец: ОАО "Химпром", г. Новочебоксарск
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань