г. Владивосток |
Дело |
26 мая 2011 г. |
N А51-21744/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алфёровой
судей: Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
от ООО "Фонд помощи беспризорным детям г. Владивостока": Сухорукова О.С., доверенность от 23.03.2010, сроком действия на 1 год, паспорт;
Селифанов В.С., паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Елькина Е.В., доверенность от 28.12.2010 N 10-177, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата": Шестакова Е.В., доверенность от 01.02.2011, сроком действия до 31.12.2011, паспорт;
Управление лесным хозяйством Приморского края, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока - извещены, представителя не направили;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1360/2011
на решение от 31.01.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-21744/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению ООО "Фонд помощи беспризорным детям г.Владивостока" (ИНН 2539070636, ОГРН 1052504119744) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока о признании недействительным решения от 21.08.2009 N 481
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фонд помощи беспризорным детям г. Владивостока" (далее - общество, фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю в лице Территориального отдела N 11 по г. Владивостоку (далее - Управления) от 21.08.2009 N 481 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по улице Главная, 44 г. Владивостока.
Определением суда от 09.12.2009 указанный выше государственный орган заменен на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю. К участию в деле в качестве третьего лица без заявления самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края.
Решением суда от 24.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010, в удовлетворения заявленных требований отказано. Оба судебных акта мотивированы тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда Владивостокского лесничества и является федеральной собственностью. Кроме того, общество в установленный срок не устранило выявленные управлением противоречия в представленных сведениях, поэтому имелись основания для возврата документов фонду.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2010 решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2010, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2011 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 31.01.2011 отменить. Заявитель жалобы считает, что суд необоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к земельному фонду РФ, поскольку сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Принимая во внимание положения статей 10, 19 Лесного кодекса РФ, городские леса не относятся напрямую к федеральной собственности, в силу этого, как считает заявитель, отсутствуют причины считать данные леса исключительно федеральной собственностью. Таким образом, на лесных участках в составе населенных пунктов допускается право собственности любого публичного образования либо физического либо юридического лица.
ООО "Фонд помощи беспризорным детям г. Владивостока" поддерживает доводы заявителя жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным.
В судебное заседание Управление лесным хозяйством Приморского края, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока не явились, извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей неявившихся сторон.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
28.12.2007 распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока N 1028 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 44, площадью 3050 кв.м. для садоводства.
Распоряжением УМИГА от 31.03.2009 N 844 в Распоряжении УМИГА от 28.12.2007 N 1028 внесены изменения и в приложении были исключены слова "на территории лесов г. Владивостока".
30.04.2009 ООО "Фонд помощи беспризорным детям г. Владивостока" обратилось в Управление с заявлением N 2528/102/09-73 о постановке указанного участка на кадастровый учет.
Решением от 21.05.2009 N 80 осуществление кадастрового учета приостановлено до 21.08.2009 на том основании, что по данным Государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок расположен в городских лесах и является лесным участком.
Обществу предложено обратиться в КГУП "Владивостокское лесничество" за подтверждением того, что образуемый участок не входит в состав территории Владивостокского лесничества, либо представить оформленное в установленном порядке описание лесного участка.
Поскольку Общество в установленный срок не устранило обстоятельства, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета, 21.08.2009 Росреестр решением N 481 отказал в осуществлении кадастрового учета.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Фонд помощи беспризорным детям г. Владивостока" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для обращения общества в суд явился отказ Управления от 21.08.2009 в осуществлении кадастрового учета и выдаче кадастрового паспорта земельного участка, в связи с не устранением обстоятельств послуживших принятию решения о приостановлении в уставленный срок.
Статья 26 Федерального закона N 221-ФЗ определяет случаи, когда осуществление кадастрового учета приостанавливается, в том числе, если "имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости" (п. 1 ч.2 ст. 26 ФЗ N 221).
Таким образом, вынесенное решение должно содержать причину приостановления (часть 4 ст. 26 Федерального закона N 221-ФЗ) с обязательной ссылкой на положения части 2 ст. 26 ФЗ, обстоятельства, его вызвавшие, причины возникновения этих обстоятельств, а также рекомендации по устранению данных причин.
Пункт 6 части 2 статьи 27 этого же законы устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Обществом не были устранены в указанный срок обстоятельства, послужившие принятию решения о приостановлении от 21.05.2009, управление вынесло отказ от 21.08.2009, основываясь на принятом ранее решении от 21.05.2009, в связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что основания отказа в осуществлении кадастрового учета указаны непосредственно в решении о приостановлении от 21.05.2009. Таким образом, фактическим основанием отказа в осуществлении кадастрового учета явились противоречивые сведения о расположение рассматриваемого земельного участка в городских лесах и отнесение его к лесным участкам. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку оценка оснований приостановления входит в предмет доказывания по настоящему спору.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, по ул. Главная, 44 для садоводства.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Распоряжением УМИГА от 28.12.2007 N 1028 был утвержден проект границ земельного участка, площадью 3050 кв.м., в г. Владивостоке в районе ул. Главная, 44 ООО "Фонд помощи беспризорным детям Владивостока" для садоводства.
В соответствии со сведениями, представленными из Государственного земельного кадастра по г. Владивостоку прав третьих лиц в отношении запрашиваемого участка не имелось.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок, расположенный в г. Владивосток, в районе ул. Главная, 44 относится к категории "земли населенных пунктов".
На основании Решения Думы города Владивостока N 462 от 07.04.2010 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" земельный участок, расположенный в районе ул. Главная, 44, г. Владивосток относится к землям населенных пунктов зоне Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Сведения об отнесении земельного участка, площадью 3050 кв.м., в г. Владивостоке в районе ул. Главная, 44, к землям лесного фонда в регистрирующих органах не имеются.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Ссылка Управления лесным хозяйством Приморского края на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества (планшет N 5 Садгородского участкового лесничества, таксационное описание), содержащими схему расположения спорного земельного участка и земель Владивостокского лесничества, подтверждающие, по мнению третьего лица, факт нахождения участка на землях лесного фонда отклоняется в связи со следующим.
Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Планшет N 5 Владивостокского лесхоза Садгородского лесничества по результатам лесоустройства 1992 года (том 1 л.д. 144) не может быть принят в качестве доказательства расположения спорного земельного участка на территории лесного фонда как не отвечающий критериям относимости и допустимости доказательств (статьи 67,68 АПК РФ).
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Таким образом, при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа расположения земельного участка в районе ул. Главная, 44 (том 3, л.д. 44) спорный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населённых пунктов.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в деле не имеется, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу расположения на землях лесного фонда, у суда первой инстанции отсутствовали основания считать, что спорные отношения регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2011 по делу N А51-21744/2009 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 21.08.2009 N 481 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по ул. Главной, 44, в г. Владивостоке.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю в двух недельный срок поставить на кадастровый учет с выдачей кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 44.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу ООО "Фонд помощи беспризорным детям г.Владивостока" 4 000 (четыре тысяч) рублей судебных расходов в виде государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить ООО "Фонд помощи беспризорным детям г.Владивостока" государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе и 1 000 (одна тысяча) рублей по кассационной жалобе, как излишне уплаченную.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21744/2009
Истец: ООО Фонд помощи беспризорным детям г.Владивостока
Ответчик: Ответчики, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
Третье лицо: Третьи лица, Управление лесным хозяйством Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3758/11
26.05.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1360/11
25.05.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1670/11
31.01.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-21744/09
31.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5778/2010
05.05.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1781/2010