Законодательство о пенсионном обеспечении семей погибших
военнослужащих усовершенствовано, но проблемы остаются
С 1 января 2007 г. вступили в действие два очень важных изменения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, касающихся пенсионного обеспечения семей погибших военнослужащих. Социальную значимость указанных изменений трудно переоценить, поскольку вследствие их реализации существенно улучшится материальное положение десятков тысяч членов семей погибших военнослужащих, перед которыми государство находится в неоплатном долгу (согласно статистическим данным, только в пенсионных органах Министерства обороны Российской Федерации состоит на пенсионном обеспечении более 175 тыс. получателей пенсии по случаю потери кормильца)*(1).
1. Расширение круга лиц, имеющих право на получение двух пенсий
Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", касающиеся пенсионного обеспечения вдов погибших военнослужащих. Если в соответствии с ранее действовавшей редакцией указанной статьи право на получение двух пенсий было предоставлено только вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и в войну с Японией, не вступившим в новый брак, то с 1 января 2007 г. данное право приобрели вдовы всех военнослужащих, погибших вследствие военной травмы (при условии, если они не вступили в новый брак).
Основанием для получения вдовой двух пенсий является гибель военнослужащего вследствие военной травмы (т.е. вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), а также вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время пребывания в плену (при условии, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины).
Данной категории вдов погибших военнослужащих может устанавливаться:
а) пенсия по случаю потери кормильца (по достижении ими 50-летнего возраста, а занятым уходом за детьми погибших, не достигшими 8-летнего возраста, - независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) либо пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
в) либо пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...".
Таким образом, в настоящее время законодателем устранено действовавшее длительное время ограничение прав вдов погибших военнослужащих на получение двух пенсий. Представляется, что в реалиях нашей современной действительности (принимая во внимание достаточно активное участие российских военнослужащих в вооруженных конфликтах как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) рассматриваемые нововведения значительно укрепят гарантии социальной поддержки вдов погибших военнослужащих.
2. Расширение круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю
потери кормильца на льготных условиях
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", суть которых состоит в следующем:
1) право на снижение возраста, являющегося основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца, получили мужья погибших (умерших) военнослужащих - они имеют право на получение указанной пенсии по достижении возраста 55 лет. Ранее таким правом пользовались только жены погибших (умерших) военнослужащих - они имеют право на получение указанной пенсии по достижении ими возраста 50 лет;
2) мужья погибших (умерших) военнослужащих, занятые уходом за детьми погибшего (умершего), не достигшими 8-летнего возраста, получили право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от возраста и независимо от того, работают они или нет, в том числе проходят они военную (правоохранительную) службу или нет. Ранее таким правом пользовались только жены погибших (умерших) военнослужащих.
Внесение указанных изменений в ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." продиктовано необходимостью приведения норм данного законодательного акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации. На это прямо указал Конституционный Суд Российской Федерации, который в определении от 1 декабря 2005 г. N 428-О установил, что положение ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в той мере, в какой им исключается право на пенсию по случаю потери кормильца мужьям погибших военнослужащих-женщин, занятым уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, не соответствует Конституции Российской Федерации.
Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации было принято по результатам рассмотрения жалобы гражданина Е.В. Шеховцова, в которой оспаривалась конституционность положений ч. 1 ст. 30 указанного Закона Российской Федерации, в соответствии с которыми жены военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении 50-летнего возраста, а те из них, кто занят уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
Гражданин Е.В. Шеховцов, проходящий военную службу по контракту, обратился в военный комиссариат г. Липецка за назначением ему пенсии по случаю потери кормильца, а именно жены - военнослужащей О.Н. Шеховцовой, погибшей при исполнении обязанностей военной службы, на том основании, что он один воспитывает их несовершеннолетнюю дочь, 2000 года рождения. В назначении пенсии Е.В. Шеховцову было отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 21 февраля 2005 г., оставленным без изменения кассационной инстанцией, Е.В. Шеховцову было отказано в иске к военкомату Липецкой области о признании права на пенсию по случаю потери кормильца и взыскании морального вреда. Судебные решения, также основанные на ч. 1 ст. 30 данного Закона Российской Федерации, мотивированы тем, что определение правовых оснований предоставления гражданам пенсионных льгот, расширение круга получателей пенсий является прерогативой законодателя, а указанный Закон не содержит положений о распространении действия данной нормы на мужей погибших военнослужащих женского пола.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 декабря 2005 г. N 438-О отметил, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст. 38, чч. 1 и 2).
При установлении конкретных мер социальной защиты работников с семейными обязанностями возможность их использования предоставляется федеральным законодателем, как правило, обоим родителям (чч. 2 и 5 ст. 256, ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 117-ФЗ, ст. 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и др.). При этом специальной нормой Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 264) прямо закреплено распространение на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних гарантий и льгот, предоставляемых женщинам в связи с материнством.
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, чч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Установленное прежней редакцией ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." право жен погибших военнослужащих на пенсию по случаю потери кормильца является одной из гарантий особой социальной защиты семей военнослужащих, предоставляемой независимо от возраста, трудоспособности и трудовой занятости одному из родителей - матери, оказавшейся по причине гибели супруга в ситуации неполной семьи, самостоятельно выполняющей социально значимую функцию воспитания малолетнего ребенка. Однако такое регулирование - в той мере, в какой им исключалось в случае гибели на военной службе женщины право на пенсию по случаю потери кормильца для ее супруга, занятого уходом за ребенком умершей, - нарушало требования ст.ст. 19 и 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не имеет тому объективного и разумного оправдания, несоразмерно ограничивает конституционное право мужа на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (право на пенсию на льготных условиях).
Оспариваемое положение ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." является, по сути, таким же, как и положения, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, аналогичным положениям ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (определение от 27 июня 2005 г. N 231-О), а потому в силу п. 3 ч. 1 ст. 43 и ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит отмене и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что во исполнение указанного определения федеральному законодателю надлежит привести ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в соответствие с Конституцией Российской Федерации, как того требует ст. 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Впредь до внесения соответствующих дополнений в действующее законодательство правоприменители, руководствуясь ст. 19 Конституции Российской Федерации, вправе принимать решения о назначении пенсии по случаю потери кормильца мужьям военнослужащих женского пола (погибших при исполнении обязанностей военной службы), занятым уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, на условиях, установленных в ч. 1 ст. 30 данного Закона Российской Федерации, в том числе независимо от того, проходят они военную службу или нет.
С принятием Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ данная рекомендация Конституционного Суда Российской Федерации выполнена, справедливость восстановлена.
3. Проблемы пенсионного обеспечения семей погибших (умерших)
военнослужащих
Рассмотренные выше изменения, внесенные в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", безусловно, самым положительным образом скажутся на социальном самочувствии семей погибших военнослужащих. Вместе с тем, ряд противоречий в указанном законодательном акте остались неурегулированными. Основными из них являются следующие:
- во-первых, не совсем понятной представляется логика, которой руководствовался законодатель, устанавливая право на получение двух пенсий только женам военнослужащих, погибших вследствие военной травмы. По всей видимости, законодатель исходил из предположения о том, что погибнуть вследствие военной травмы могут только мужчины-военнослужащие. На практике же оказалось, что, к сожалению, вследствие военной травмы гибнут также и военнослужащие женского пола. В результате возникло весьма серьезное противоречие: по буквальному смыслу ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." две пенсии не могут быть назначены мужчине, у которого вследствие военной травмы погибла жена, проходившая военную службу по контракту;
- во-вторых, ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в части, касающейся права родителей погибших военнослужащих на получение двух пенсий, нарушает принцип социальной справедливости. Дело в том, что согласно действующей редакции указанной статьи получение двух пенсий родителями погибших военнослужащих предусмотрено только по двум законам: по случаю потери кормильца - по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." и трудовой пенсии - по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Получение же родителями двух пенсий в рамках одного Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." не предусматривается. Указанное положение приводит к тому, что, например, офицер запаса, получающий в соответствии с данным Законом Российской Федерации пенсию за выслугу лет, у которого в ходе боевых действий в Чеченской Республике погиб сын-офицер, права на получение второй пенсии - по случаю потери кормильца - не имеет. В то же время отцу такого же погибшего офицера, получающему пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначается вторая пенсия - по случаю потери кормильца - по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". На этот существенный недостаток военно-пенсионного законодательства указывалось неоднократно*(2).
Рассмотренные в настоящей статье новации Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." позволяют сделать оптимистичный прогноз о том, что в скором времени законодателем будут устранены и эти недостатки данного законодательного акта.
О.В. Шикалова,
юрист, соискатель Московского пограничного института
ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Доклад о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2006. С. 100-103.
*(2) См.: Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 2005. С. 210-211; Мурзин В.А. О вопросах законодательного регулирования социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 10. С. 14-15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательство о пенсионном обеспечении семей погибших военнослужащих усовершенствовано, но проблемы остаются
Автор
О.В. Шикалова - юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 3