Охрана труда: основные понятия
и направления государственной политики
Комментарий
1. В трудовом праве принято понимать охрану труда как совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников. Статьей 209 ТК конкретизируется понятие "охрана труда". Это понятие раскрывает главную суть охраны труда - сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Причем охрана труда должна выстраиваться на системном подходе, который включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Правовые аспекты охраны труда включают в себя регулирование рабочего времени и времени отдыха, ограничение сверхурочных работ и увольнения по инициативе администрации и т.д.
Существуют нормы, регулирующие планирование и организацию труда, устанавливающие право на здоровые и безопасные условия труда, ответственность за их нарушения.
Как элемент трудового правоотношения охрана труда представляет собой встречные права и обязанности работника и работодателя по соблюдению безопасной эксплуатации техники и технологии производства, защите работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов, организации и проведении медицинских осмотров и другие.
2. Условия труда классифицируются согласно критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006-05 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".
Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.
Оптимальные условия труда (1-й класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2-ой класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест и возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда относят к безопасным.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:
1-я степень 3-го класса - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
2-я степень 3-го класса - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);
3-я степень 3-го класса - условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
4-я степень 3-го класса - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений.
Работа в опасных условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться при применении соответствующих средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.
3. Понятие "вредный производственный фактор" в вышеуказанном Руководстве Р 2.2.2006-05 определяется как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Производственными факторами могут быть:
физические факторы:
температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);
ионизирующее излучение;
шум, ультразвук, инфразвук;
вибрация (локальная, общая);
аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);
электрические заряженные частицы воздуха;
химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
биологические факторы:
микроорганизмы - продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы;
факторы трудового процесса (обстоятельства, условия, определяющие трудовой процесс):
тяжесть труда, характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие ее деятельность. Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой; массой поднимаемого и перемещаемого груза вручную; количеством стереотипных рабочих движений за смену; рабочей позой; степенью наклона корпуса; перемещением в пространстве, обусловленным технологическим процессом;
напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Показателями, характеризующими напряженность труда, являются интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузки, режим работы.
4. Понятие "опасный производственный фактор" в Гигиенических критериях оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса определяется как фактор среды трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.
5. К безопасным условиям труда относятся оптимальные условия труда (1-й класс), т.к. согласно гигиеническим критериям, определенным в Руководстве Р 2.2.2006-05 при таких условиях сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня трудоспособности. Условно относят к безопасным условиям допустимые условия труда (2-й класс).
6. Данное определение рабочего места тождественно определению, имеющему место в Конвенции МОТ N 155 1981 года "О безопасности, гигиене труда и промышленной среде".
Рабочее место является основным объектом аттестации по условиям труда и звеном производственной структуры, (см. ст. 212 и комментарий).
7. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) используются как одно из звеньев в общем комплексе профилактических мероприятий. К ним предъявляются требования минимального отрицательного влияния на функциональное состояние работоспособности человека.
СИЗ работающих в зависимости от назначения делятся на следующие классы: изолирующие костюмы; средства защиты органов дыхания; специальная одежда, специальная обувь, средства защиты рук, средства защиты головы; средства защиты лица; средства защиты глаз, средства защиты органов слуха; предохранительные приспособления; защитные дерматологические средства.
Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (утв. постановлением Минтруда России от 8 декабря 1997 г. N 67 с послед. измен. и доп.), а также Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 с послед. измен. и доп. от 29 октября 1999 г. N 39).
8. Сертификат соответствия организации работ по охране труда - специальное свидетельство, которое выдается по результатам сертификации работ по охране труда, т.е. после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) создана для реализации норм ТК и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 663 "О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации".
9. Понятие "производственная деятельность", данное в ТК, указывает на то, что регулирование отношений в области охраны труда осуществляется в разных отраслях экономики и в разнообразных формах. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и не материальных (в образовании, здравоохранении, культуре, науке и т.д.), включая оказание различных услуг во всех сферах экономической деятельности, которая отражена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии 6 ноября 2001 года N 454 "О принятии и введении в действие ОКВЭД".
10. Требования охраны труда включают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения безопасных условий труда нормативными правовыми актами об охране труда, содержащими государственные нормативные требования охраны труда. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов.
Соблюдение требований охраны труда обязательно для органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законодательством РФ предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.
В соответствии со статьями 353 и 370 ТК, контроль за соблюдением требований охраны труда и пресечение их нарушений осуществляется наряду с федеральной инспекцией труда специально уполномоченными органами - федеральными надзорами, а также профессиональными союзами.
11. Государственная экспертиза условий труда - это комплексная оценка специалистами (экспертами) соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Объектом экспертизы являются факторы производственной среды (физические, химические, биологические, тяжесть и напряженность труда), которые оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе трудовой деятельности. Государственная экспертиза условий труда способствует реализации одной из целей трудового законодательства - созданию благоприятных условий труда (ст. 1 ТК).
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 216 ТК).
Право на проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечение безопасности работников имеют профессиональные союзы в лице уполномоченных ими профсоюзных инспекторов труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда (ст. 370 ТК).
12. Аттестация рабочих мест по условиям труда рассматривается как система анализа и оценки рабочих мест, определяющая основные направления охраны труда и профилактических мероприятий в зависимости от условий труда на конкретном рабочем месте и производстве в целом.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Аттестация рабочих мест проводится организациями самостоятельно, т.к. это является обязанностью работодателя, который несет ответственность за ее результаты (ст. 212 ТК).
Требования к проведению аттестации рабочих мест изложены в Положении "О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"(утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 12) и касаются всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Комментарий
1. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам России, принятым в рамках ОБСЕ, а также Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и основанном на положениях ст. ст. 7 и 32 Конституции РФ. Закрепление именно этого принципа в Трудовом кодексе РФ выдвигает на первое место обязанность работодателей обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участникам.
2. Закрепление в Трудовом кодексе РФ в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере охраны труда, принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда следует рассматривать как обеспечение законных интересов субъектов права юридическими методами и придание требованиям охраны труда юридической силы.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, не должны противоречить Конституции РФ и настоящему Трудовому кодексу РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ настоящему Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам.
Одним из способов решения задач по охране труда является реализация целевых (федеральных, отраслевых, территориальных) программ улучшения условий и охраны труда.
На уровне муниципалитетов органы местного самоуправления вправе разрабатывать и реализовывать программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в пределах своих полномочий. Правительством Российской Федерации утверждались федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда на 1995-1997 и на 1998-2001 годы.
Однако, начиная с 2002 года, финансирование такой программы из федерального бюджета прекращено. Начиная с 2001 года, разрабатываются межотраслевые целевые программы по улучшению условий и охраны труда сроком на один год и финансируемые только из бюджета Фонда социального страхования.
Аналогичное положение в субъектах РФ, где разрабатываются целевые программы улучшения условий и охраны труда, однако, в отсутствие достаточного выделения средств в программы вносятся в основном мероприятия по утверждению организационно-методических документов.
Учитывая важность и актуальность формирования целевых программ по улучшению условий и охране труда, как необходимого инструмента разработки государственной стратегии в области охраны труда, Международная организация труда 31 мая 2006 г. приняла Конвенцию МОТ и дополняющие ее Рекомендации об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Целью Конвенции МОТ и Рекомендаций является содействие государствам-членам в создании безопасных и здоровых условий труда посредством национальной системы и национальных программ в области охраны труда.
3. Государственное управление охраной труда - функция органов государственной власти устанавливать правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственное управление охраной труда является подсистемой общей системы государственного управления, однако по целям и задачам, критериям и методам управления информационными потоками выделяется как самостоятельная система управления (см. комментарий к ст. 216 ТК).
4. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда - деятельность специально уполномоченных государственных органов по надзору и контролю за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственный надзор и контроль является одним из способов защиты трудовых и законных интересов работников. Российская Федерация Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. ратифицировала Конвенцию Международной организации труда N 81 об инспекции труда и Протокол 1995 г. к указанной Конвенции, тем самым взяла на себя обязательства иметь систему инспекции труда, деятельность которой распространяется на все предприятия.
К органам государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации относятся:
Федеральная инспекция труда, которая входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости, образованную Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Деятельность Федеральной службы по труду и занятости по вопросу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регламентирована Положением об этой службе (утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324);
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с послед, измен, и доп. от 20 мая 2004 г.) (Положение о службе утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401);
Федеральная служба по надзору в форме защиты прав потребителей и благополучия человека (Положение о службе утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322);
органы прокуратуры (Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации).
5. Государственная экспертиза условий труда - деятельность органов государственной экспертизы условии труда по осуществлению оценки фактических условий труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Государственная экспертиза осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 216 ТК) (см. комментарий к ст. 216 ТК).
6. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ст. 370 ТК, а также в специальном Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с послед, измен, и доп.). В частности, профессиональные союзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда через свои уполномоченные органы (инспекции труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда), (см. комментарий к ст. 370 ТК).
7. Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников - это система мер правового, организационного, технического, экономического, медицинского, экологического характера, направленная на снижение риска, обусловленного вредными и (или) опасными производственными факторами, и создание здоровых и безопасных условий труда.
Стратегия профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников должна реализовываться на государственном, отраслевом, региональном уровнях и на уровне организации.
8. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет важное значение для предупреждения и предотвращения аварийных ситуаций и сохранения жизни и здоровья работников.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст.ст. 227-231 ТК (см. комментарий к этим статьям ТК), а также Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279), Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 24 октября 2004 г. N 73).
9. Обеспечить защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же членов их семей призван Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с послед. измен. и доп.).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний является особым видом социального страхования, которое предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных, экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска, а также в возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных Федеральным законом, случаях (ст. 5 Закона).
10. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются законами РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством РФ или в определенном им порядке, а также трудовым договором, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
К числу установленных компенсаций можно отнести:
повышенный размер оплаты труда по сравнению с тарифными ставками, окладами (дополнительными оплатами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными трудовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 147 ТК). Повышение заработной платы производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК, либо коллективным договором, трудовым договором;
льготное пенсионное обеспечение на основании соответствующих Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 с послед. измен. и доп. от 1 марта 1992 г. N 130, от 24 апреля 1992 г. N 272 и N 273, от 3 февраля 1994 г. N 85);
сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. ст. 92, 117 ТК). Основанием для предоставления сокращенной продолжительности рабочего дня и дополнительного оплачиваемого отпуска являются "Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22);
предоставление работникам с вредными условиями труда бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК). Основанием для выдачи молока является "Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" (утв. Министерством здравоохранения РФ от 28 марта 2003 г. N 126). Порядок выдачи молока и других равноценных продуктов регулируется постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 марта 2003 г. N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда".
Лечебно-профилактическое питание выдается на основании "Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания"(утв. постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г.).
Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда должно осуществляться в форме целевого финансирования мероприятий федеральных целевых программ из средств государственного бюджета. С 2002 года финансирование из средств государственного бюджета прекращено, однако для целей финансирования межотраслевой программы по улучшению условий и охраны труда выделяются средства из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, (см. комментарий к ст. 226 ТК).
Подготовку специалистов по охране труда и повышение их квалификации обеспечивает государство в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Профессиональная подготовка специалистов по охране труда в образовательных учреждениях осуществляется в рамках основных специальностей "Безопасность технологических процессов и производств" и "Безопасность жизнедеятельности". (см. комментарий к ст. 225 ТК).
11. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, а так же о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях формируется на основе государственного статистического наблюдения, осуществляемого Федеральной службой государственной статистики (Росстат) и органами государственной статистики в субъектах РФ. Госкомстатом России утверждены формы государственного статистического наблюдения об условиях труда N 1-Т (условия труда) (утв. постановлением Госкомстата России от 19 августа 2003 г. N 77) и о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях N 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" (утв. постановлением Госкомстата России от 2 сентября 2003 г. N 81 "Об утверждении статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями на 2004 г.").
В форме 7-травматизм отражаются сведения о пострадавших при несчастных случаях на производстве в соответствии с актом по форме Н-1.
В форме 7-травматизм отражаются затраты на мероприятия по охране труда, в том числе затраты на улучшение условий и охраны труда на производстве, за счет всех источников финансирования в соответствии с коллективным договором и планом мероприятий по охране труда.
Информация о производственном травматизме со смертельным исходом дополняется данными, получаемыми из Федеральной службы по труду и занятости, а также из Фонда социального страхования РФ.
12. Единую информационную систему охраны труда обеспечивает интернет-портал - Российская информационная система охраны труда (РИСОТ). В рамках РИСОТ организовано оперативное информационное взаимодействие всех организаций Российской Федерации.
РИСОТ проводится актуализация информационных ресурсов:
базы данных нормативных правовых документов по охране труда;
информационные материалы федеральных органов государственной власти;
информационные материалы региональных органов государственной власти.
Через региональных представителей РИСОТ осуществляется документооборот между федеральными и региональными органами системы управления охраной труда. В информационно-справочной системе "Охрана труда" размещено свыше 1500 полных текстов нормативных правовых документов.
13. В государстве отсутствует системная налоговая политика, стимулирующая создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты.
Анализ Налогового кодекса Российской Федерации показывает, что в системе налогов отсутствуют льготы, необходимые для выполнения мероприятий по охране труда. Все затраты, произведенные в этих целях, должны относиться на себестоимость продукции. Также должны исключаться из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и инвестиции на модернизацию производства, направленные на снижение травмоопасности и улучшение условий труда.
В связи с принятием главы 25 "Налог на прибыль организаций" второй части Налогового кодекса РФ и отменой Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, возникла необходимость в детализации видов расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. В пп. 7 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ указано, что расходы по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, относятся к прочим расходам. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, учитываются в себестоимости продукции. Однако в статье 264 НК виды расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности не детализированы.
14. На работах с вредными и (или) опасными) условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные: специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства, в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 121 ТК), и Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. N 51 с послед. измен. и доп. от 29 октября 1999 г. N 39. от 3 февраля 2004 г. N 7) (см. комментарий к ст. 221 ТК).
Нормы, а также порядок их обеспечения по санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию установлены в СНиПе 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (с послед. измен. и доп.) (см. комментарий к ст. 223 ТК).
15. Данной нормой предполагается, что реализация основных направлений государственной политики обеспечивается системой взаимоотношений между представителями работников, работодателей, органами государственной власти, органами местного самоуправления и направлена на согласование интересов работников и работодателей для совместных действий по вопросам регулирования охраны труда. Отсюда вытекает, что работа по охране труда должна выстраиваться на принципах социального партнерства.
В области охраны труда это выражается:
в совместном расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в координации и взаимодействии профсоюзов и органов исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
в совместном участии профсоюзов и органов исполнительной власти по созданию и совершенствованию государственной системы управления охраной труда;
в совместном проведении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и другим направлениям государственной политики в области охраны труда на всех уровнях (федеральном, региональном, отраслевом, территориальном, на уровне организации).
Причем социальное партнерство в области охраны труда должно выстраиваться на следующих принципах:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу охраны труда;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами и их добровольность;
обязательность выполнения мероприятий по охране труда, включаемых в коллективные договора, соглашения;
ответственность сторон.
В. Труммель,
к.т.н., профессор Академии труда и социальных отношений,
главный технический инспектор труда ФНПР
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107