Нюансы продажи табака
В ассортименте товаров, предлагаемых посетителям ресторанов, баров, кафе гостиниц, всегда присутствует табачная продукция. К ней относятся изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка - крупка курительная. Хотя удельный вес выручки от реализации табачной продукции невелик, организациям гостиничного бизнеса (общественного питания) необходимо знать правила их продажи. Ведь за их несоблюдение действующим законодательством предусмотрена административная ответственность. Это особенно актуально в настоящее время, когда усилен государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продаже табака, тем более что с 2007 года поэтапно вводятся новые требования (Закон N 134-ФЗ*(1). Итак, что надо учитывать при реализации табачных изделий? Об этом рассказано в данной статье.
Основа новаций
Главный нормативно-правовой документ в области регулирования деятельности по розничной продаже табачных изделий - Закон N 87-ФЗ*(2). Согласно новому п. 8 ст. 3 этого закона запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену (МРЦ). На то, что организации гостиничного бизнеса и общественного питания должны реализовывать сигареты и папиросы по ценам, не превышающим МРЦ, обратил внимание и Минфин (Письмо от 29.03.2007 N 03-07-15/1/4, доведенное до сведения пользователей Письмом ФНС РФ от 16.04.2007 N ШТ-6-03/316@).
Откуда взялась эта цена? Теперь с ее помощью исчисляется налоговая ставка по акцизам для отдельных видов подакцизных табачных изделий (сигарет с фильтром и без фильтра, папирос). Именно этот порядок и является, по мнению Роспотребнадзора, основой новаций (Письмо N 0100/3355-07-32*(3)). О том, что такое МРЦ, можно узнать из п. 2 ст. 187.1 гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Итак, МРЦ - это цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями. Эту цену самостоятельно устанавливают плательщики акцизов отдельно по каждой марке (наименованию) табачных изделий по правилам, установленным ст. 187.1 НК РФ, путем подачи в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) соответствующего уведомления.
К сведению: маркой (наименованием) признается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) индивидуализированным обозначением, присвоенным производителем или лицензиаром, и иными признаками - рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой (п. 2 ст. 187.1 НК РФ).
Сведения о МРЦ, а также месяце и годе изготовления табачных изделий можно найти на одной из наружных сторон каждой единицы потребительской упаковки (пачки) сигарет (папирос). Об их нанесении должны позаботиться производители табачной продукции (п. 4 ст. 187.1 НК РФ, п. 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ). При этом элементы упаковки (пачки) (за исключением прозрачной оберточной пленки) и специальная (акцизная) марка не должны закрывать данную информацию.
С какого момента запрещена розничная продажа табачных изделий без указанных на пачке (упаковке) сведений о МРЦ, месяце и годе их изготовления? В отношении сигарет с фильтром - с 01.01.2008, сигарет без фильтра и папирос - с 01.07.2008. Отметим, что запрет на производство и импорт данной продукции без указания этих сведений вводится еще раньше (в отношении сигарет с фильтром - с 01.01.2007, без фильтра и папирос - с 01.07.2007).
Обратите внимание: Роспотребнадзор в Письме от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32 указал, что поскольку производители сигарет и папирос уже начали наносить на их упаковку сведения о МРЦ, продавцы, осуществляющие розничную торговлю табачными изделиями, уже сейчас в полной мере должны обеспечивать выполнение требований Закона N 87-ФЗ, то есть не продавать по цене, превышающей МРЦ.
Отметим, что данные сведения не единственные, которые в обязательном порядке должны быть указаны на каждой пачке (упаковке) сигарет и папирос.
Предупредительные надписи
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ на каждой упаковке (пачке) табачных изделий должны содержаться три предупредительные надписи о вреде курения. Одна из них является основной. Она размещается на одной большой стороне упаковки (пачки) табачных изделий. Ее содержание одинаково для всех и утверждается федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. В настоящее время основная предупредительная надпись о вреде курения табака звучит так: "Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью" (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 N 163).
Вторая надпись - дополнительная, помещаемая на другой большой стороне упаковки (пачки). В отношении нее установлены следующие правила. Во-первых, каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению - Минздравсоцразвития, четыре варианта надписи. В настоящее время выбирать надо из следующего списка:
"Курение - причина раковых заболеваний";
"Курение - причина смертельных заболеваний";
"Оградите детей от табачного дыма";
"Курение табака вызывает никотиновую зависимость";
"Курение - причина заболеваний сердца".
Во-вторых, каждый из выбранных вариантов должен быть размещен производителем табачных изделий на равном количестве упаковок (пачек).
Последняя надпись информирует потребителей о содержании смолы и никотина в дыме сигареты в соответствии с государственными стандартами. Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 87-ФЗ запрещена розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы*(4). Итак, показатели содержания вредных веществ в дыме сигареты не могут превышать:
- для сигарет с фильтром - смолы 14 мл/сиг. и никотина 1,2 мл/сиг.;
- для сигарет без фильтра - смолы 16 мл/сиг. и никотина 1,3 мл/сиг.
Основная и дополнительная (без учета указания автора предупреждения о вреде курения - Минздравсоцразвития), а также информационная надписи должны занимать не менее 4% площади каждой стороны упаковки (пачки), на которую они нанесены.
Добавим, что к надписям на упаковке (пачке) табачных изделий предъявляются следующие требования:
- они должны быть четкими и легко читаемыми;
- надписи следует расположить таким образом, чтобы при открытии пачки (упаковки) сохранялась их целостность;
- нельзя печатать надпись на прозрачной оберточной пленке или другом внешнем упаковочном материале.
Ограничения
Кроме сведений и надписей, которые должны содержаться на каждой пачке (упаковке) табачных изделий, Законом N 87-ФЗ предусмотрен еще ряд ограничений, которые организации необходимо соблюдать при розничной продаже табачных изделий. Так, пунктом 4 ст. 3 Закона N 87-ФЗ запрещены:
- розничная торговля упаковками (пачками) сигарет, в которых количество сигарет составляет менее 20 штук;
- поштучная розничная торговля сигарет и папирос;
- продажа табачных изделий с использованием автоматов.
Помимо этого, организациям гостиничного бизнеса необходимо помнить о том, что запрещена розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее чем 100 м от границ образовательных учреждений. С целью определения стометровой зоны необходимо воспользоваться кадастровым планом. Такие рекомендации дал Роспотребнадзор в Письме от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32.
Напомним еще об одном ограничении. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ нельзя продавать табачные изделия лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Все эти ограничения действуют более двух лет. Однако на основании п. 9 ст. 3 Закона N 87-ФЗ, введенного Законом N 134-ФЗ, с 01.01.2007 запрещена розничная торговля табачными изделиями, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Кроме того, установлена максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, - она не должна превышать 500 граммов.
Проверка
Сначала определимся, кто может прийти с проверкой. Согласно пп. 5.1.3 п. 5 Положения о Роспотребнадзоре*(5) полномочиями по осуществлению контроля над соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров (в том числе табачных изделий) наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Как известно, проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Однако с учетом вновь введенных требований Роспотребнадзор в настоящее время активно проводит внеплановые проверки организаций, занимающихся розничной торговлей сигаретами и папиросами. Их целью является недопущение и пресечение возможных нарушений установленных правил продажи табачных изделий. В случае выявления в ходе проверки нарушений к лицам, виновным в несоблюдении требований законодательства, применяются меры административного наказания. Роспотребнадзор напомнил об этом в Письме от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32.
Административная ответственность
За нарушение правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со ст. 14.15 КоАП РФ с юридического лица взыскивается штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., с должностного - от 1 000 до 3 000 руб. Однако поскольку в настоящее время ужесточен контроль за оборотом табачных изделий, законодатели постепенно вносят изменения в КоАП РФ, которыми прямо предусматривается ответственность за нарушение правил продажи табачной продукции.
Так, теперь ответственность, установленная ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" КоАП РФ, распространяется и на продажу табачных изделий по цене, превышающей МРЦ, указанную производителем на каждой потребительской упаковке (пачке). Это правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. Причем данная ответственность не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.
Кроме того, Советом ГД ФС РФ 12.04.2007 рассмотрен Проект Федерального закона N 405863-4 "О внесении изменений в главу 14 КоАП РФ", подготовленный депутатами Государственной думы. Чиновники предлагают добавить в КоАП РФ новую ст. 14.31, предусматривающую ответственность за нарушение правил розничной продажи табачных изделий. Эта статья является специальной нормой по отношению к ст. 14.15 КоАП РФ. В ней будет установлена административная ответственность за розничную продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, торговлю сигаретами с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), а также поштучную розничную продажу сигарет и папирос и реализацию табачных изделий через автоматы. Кроме того, в законопроекте предлагается отдельно предусмотреть ответственность за розничную продажу табачных изделий в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных учреждений, а также на расстоянии менее 100 м от границ территорий последних.
В настоящее время за розничную продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 м от образовательного учреждения привлекают к ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ как за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. В этом случае на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Отметим, что проверяющие должны представить доказательства того, что табачные изделия реализуются на расстоянии менее 100 м от границ образовательных организаций. Только тогда судьи подтвердят правомерность привлечения организации к административной ответственности (см., например, Постановление ФАС УО от 01.06.2006 N Ф09-4641/06-С1). В противном случае постановление о привлечении к административной ответственности суд признает незаконным. Именно так поступил ФАС ВСО, поскольку на основании представленной ему схемы невозможно было однозначно установить исходную точку на здании, до которой измерено расстояние от угла здания авиационного техникума. Кроме того, не была определена наружная граница магазина на здании (Постановление от 02.03.2006 N А19-26669/05-28-Ф02-4/06-С1). Поэтому судьи воспользовались ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ: неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. К аналогичному выводу пришел и ФАС УО при рассмотрении такой же ситуации (Постановление от 28.09.2006 N Ф09-8594/06-С1).
Отметим, что избежать ответственности можно также в том случае, если будет нарушен порядок привлечения к ней, поскольку это является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа в привлечении организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). При подготовке дела к рассмотрению судья в первую очередь должен оценить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. На это обратил внимание Пленум ВС РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 5.
Итак, давайте проследим за действиями проверяющих.
Процедура
Требования к организации и проведению мероприятий по контролю установлены Законом N 134-ФЗ*(6). Проверка проводится на основании распоряжения (приказа) Роспотребнадзора. Именно его вместе со служебным удостоверением должно предъявить должностное лицо, пришедшее к вам с проверкой.
По результатам проверки в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 134-ФЗ должностное лицо составляет акт установленной формы (в двух экземплярах). В нем указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
- ФИО и должность лица (лиц), осуществлявшего мероприятие по контролю;
- наименование проверяемого юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ФИО и должность представителя юридического лица или предпринимателя, присутствовавших при проверке;
- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за их совершение;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица (лиц), осуществившего проверку.
Один экземпляр акта с копиями приложений (документов, связанных с результатами проверки) вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. В случае выявления при проверке административного правонарушения должностное лицо Роспотребнадзора составляет протокол:
- немедленно после обнаружения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ);
- в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Именно с момента составления протокола об административном правонарушении дело считается возбужденным (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
В протоколе должны быть указаны данные, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Отметим, что неуказание в протоколе об административном правонарушении в первой графе фамилии лица, его составившего, при ее наличии в конце протокола является несущественным нарушением (Постановление ФАС ЗСО от 15.08.2006 N Ф04-4584/2006(24754-А70-29)).
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Кроме того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. В случае их отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Следовательно, как указал ФАС ВВО, протокол должен быть составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к ответственности (Постановление от 03.08.2006 N А31-1744/2006-13). Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Обратите внимание: если протокол будет составлен в отсутствие законного представителя, то судьи признают его незаконным. Об этом свидетельствуют многочисленные постановления арбитражных судов*(7). Ведь в этом случае физическое лицо или законный представитель юридического лица лишаются предоставленных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ гарантий защиты, так как не могут квалифицированно возражать, давать объяснения по существу предъявленных обвинений и воспользоваться юридической помощью защитника.
И все же дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, если до их сведения доведена информация о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). В этом случае отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи законного представителя организации не является основанием исключения протокола из числа доказательств и признания постановления административного органа незаконным (Постановление ФАС СЗО от 25.09.2006 N А05-5613/2006-18).
В то же время постановление о привлечении к административной ответственности отменят, если уведомление будет направлено:
- без указания даты и времени процессуальных действий (Постановление ФАС ДВО от 19.07.2006 N Ф03-А04/06-2/2268);
- с указанием дня, но без отметки о времени (Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2006 N Ф04-8069/2006(29099-А27-7));
- без обозначения цели вызова (постановления ФАС ВВО от 28.08.2006 N А82-318/2006-31, от 02.08.2006 N А29-13596/2005а, от 12.01.2006 N А82-4488/2005-31).
Также это произойдет, если о дате и времени рассмотрения материалов проверки будет сообщено устно (Постановление ФАС СКО от 24.10.2006 N Ф08-5231/2006-2205А).
Протокол может быть оформлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если оно, получив сообщение о времени и месте его составления, не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или они были признаны неуважительными (Письмо УФНС по г. Москве от 21.04.2006 N 09-10/031928@). В данном случае неявка или уклонение не свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных КоАП РФ лицу, привлекаемому к административной ответственности и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями (Постановление ФАС СЗО от 25.09.2006 N А05-5612/2006-29).
Таким образом, составление протокола и рассмотрение административного дела без участия законного представителя организации и доказательств его надлежащего уведомления о месте и времени совершения указанных действий является существенным процессуальным нарушением, что свидетельствует о незаконном применении взыскания независимо от того, совершило ли лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение (Постановление ФАС МО от 27.03.2007 N КА-А40/1991-07).
После составления протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. На это отводятся лишь сутки (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Однако даже если протокол направлен позднее, это не является существенным нарушением процессуальных требований, так как не препятствует всестороннему, полному, объективному и в установленные законом сроки рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности (постановления ФАС СКО от 22.11.2005 N Ф08-5045/2005-2172А, ФАС ВВО от 29.05.2003 N А11-656/2003-К2-Е-692).
Итак, административной ответственности можно избежать, если должностные лица, осуществившие проверку, совершат ошибку в процедуре ее проведения. Однако на это лучше не рассчитывать. Остается лишь один выход: знать и соблюдать правила продажи табачных изделий.
О.В. Давыдова
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".
*(2) Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
*(3) Письмо Роспотребнадзора от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32 "О внесении изменений в действующее законодательство и проведении связанных с этим мероприятий по контролю".
*(4) Гигиенические нормативы "Предельно допустимые уровни (ПДУ) содержания смолы и никотина в табачных изделиях. ГН 2.3.2.1377-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.06.2003.
*(5) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
*(6) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
*(7) Постановления ФАС СЗО от 08.12.2006 N А13-7455/2006-23, ФАС ВВО от 10.08.2006 N А79-3736/2006, от 04.08.2006 N А79-2008/2005, от 31.01.2006 N А17-201а/5-2004, ФАС СКО от 31.01.2006 N Ф08-83/2006-66А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"