г. Чита |
Дело N А78-5025/2010 |
3 ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 ноября 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2010 года по делу N А78-5025/2010 по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" к Государственному учреждению -Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным (частично) решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 15 июня 2010 года N 124 и обязании принять к зачету расходы в сумме 10 260 рублей 86 копеек,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Коноплевой Юлии Викторовны и Плешковой Екатерины Викторовны
(суд первой инстанции: Перевалова Е.А.)
с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ОАО "МРСК Сибири": не было (извещено);
от ГУ-ЗРО ФСС России: Казаков С.В., консультант отдела правового обеспечения, удостоверение N 0155 от 7 апреля 2008 года, доверенность от 20 сентября 2010 года N 62-п;
от Коноплевой И.В.: не было (извещена);
от Плешковой Е.В.: не было (извещена)
и установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, отделение ФСС) о признании незаконным решения от 15 июня 2010 года N 124 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов в сумме 10 260 рублей 86 копеек по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в отношении застрахованных лиц Коноплевой Ю.В. (в сумме 4 705 рублей 26 копеек) и Плешковой Е.В. (в сумме 5 555 рублей 60 копеек) за период с августа по декабрь 2009 года и обязании принять к зачету расходы в сумме 10 260 рублей 86 копеек.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Коноплева Ю.В. и Плешкова Е.В.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2010 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Учреждения в оспариваемой части не соответствует Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и обязал отделение ФСС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия к зачету расходов, произведенных по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком Коноплевой Ю.В. в сумме 4 705 рублей 26 копеек и Плешковой Е.В. в сумме 5 555 рублей 60 копеек.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на необоснованность выводов суда об обязанности отделения ФСС возместить расходы работодателя по выплате пособия по беременности и родам с применением районного коэффициента и процентной надбавки, поскольку это не предусмотрено нормативными актами. Кроме того, ссылаясь на пункт 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, полагает, что пособие по беременности и родам в данном случае не могло быть исчислено с учетом процентной надбавки.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу Обществом и третьими лицами не представлены.
О месте и времени судебного заседания ОАО "МРСК Сибири" извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200031466591, однако своего представителя в судебное заседание не направило. Коноплева Ю.В. и Плешкова Е.В. посредством телефонограмм от 26 октября 2010 года заявили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя отделения ФСС, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Коноплева Ю.В., 15 июня 1977 года рождения, после обучения в Читинском государственном техническом университете с (1 сентября 1994 года по 14 июня 1999 года) поступила на работу (9 февраля 2000 года) в 80 узел связи штаба СибВО, и продолжая трудиться в Читинской области, заработала трудовой стаж, позволяющий производить начисление ей процентной надбавки к заработной плате в размере 30% (л.д. 62-67).
Приказом от 16 сентября 2009 года N 2897 Коноплева Ю.В. принята на работу в порядке перевода из ООО "Энергобаланс-Сибирь" в филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" на должность ведущего инженера, в связи с чем с ней заключен трудовой договор от 16 сентября 2009 года N 128 (л.д. 75).
На основании приказа от 16 сентября 2009 года N 2911 Коноплевой Ю.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижениям полутора лет со вторым ребенком на 457 календарных дней с 16 сентября 2009 года по 16 декабря 2010 года (л.д. 76), в связи с чем ей произведена выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет исходя из должностного оклада работника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в сумме 23 839, 97 руб. (л.д. 57).
Плешкова Е.В., 2 марта 1980 года рождения, 11 мая 2001 года поступила на работу в ОАО "Мебельщик" и продолжала трудовую деятельность в Читинской области, заработав трудовой стаж, позволяющий производить ей начисление процентной надбавки к заработной плате в размере 30%.
1 ноября 2006 года принята в Читинский филиал ООО "Энергобаланс-Сибирь" и приказом от 1 августа 2009 года N 2074 в порядке перевода принята на должность инженера в филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго", в связи с чем с ней заключен трудовой договор от 1 августа 2009 года N 106.
На основании приказа от 1 августа 2009 года N 2702 Плешковой Е.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения полутора лет со вторым ребенком на 251 календарный день с 1 августа 2009 года по 8 апреля 2010 года (л.д. 78), в связи с чем ей произведена выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет исходя из должностного оклада работника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в сумме 30 158 руб. (л.д. 59).
На основании решения заместителя управляющего отделением ФСС от 19 февраля 2010 года N 124 проведена проверка Общества по вопросам правомерности определения расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС России за период с 15 апреля 2008 года по 31 декабря 2009 года, по результатам которой составлен Акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 20 мая 2010 года N 124с/с (л.д. 44-51).
В акте проверки сделан вывод о том, что получателям пособия Коноплевой Ю.В. и Плешковой Е.В. ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитано из должностного оклада, увеличенного на районный коэффициент 20% и процентную надбавку к заработной плате 30%; заработка в расчетном периоде данные получатели не имели; применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленного в размере 40% среднего заработка, законом не предусмотрено.
15 июня 2010 года состоялось рассмотрение материалов проверки, а именно акта документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 20 мая 2010 года N 124с/с и протокола разногласий к акту от 8 июня 2010 года N 124с/с. Данное обстоятельство подтверждается протоколом от 15 июня 2010 года N 124 (л.д. 41-43).
Выводы комиссии оформлены решением от 15 июня 2010 года N 124 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования (л.д. 39-40), которым решено не принимать расходы, произведенные Обществом, в связи с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке (всего в сумме 105 030 рублей 86 копеек)
Общество не согласилось с названным решением в части непринятия к зачету расходов в сумме 10 260 рублей 86 копеек по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в отношении застрахованных лиц Коноплевой Ю.В. (в сумме 4 705 рублей 26 копеек) и Плешковой Е.В. (в сумме 5 555 рублей 60 копеек) за период с августа по декабрь 2009 года.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности решения отделения ФСС в оспариваемой части, исходя из следующего.
На основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств ФСС России (статья 4 названного Федерального закона).
На основании статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 3.1, 3.3 и 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П, соблюдение принципов справедливости, соразмерности и гарантированности социальных прав, установленных Конституцией Российской Федерации, предполагает установление максимального размера социального пособия с учетом соотносимости величины пособия с подлежащим налогообложению совокупным заработком лица. При этом недопустима диспропорция между платежами, которые вносятся работодателями в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, в том числе при установлении максимального размера социального пособия.
Статья 237 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при определении налоговой базы по единому социальному налогу налогоплательщик обязан учитывать любые выплаты работнику (за исключением выплат, предусмотренных статьей 238 этого Кодекса), в том числе и процентные надбавки.
В силу статей 241 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации соответствующая часть единого социального налога, исчисленная с налоговой базы, уплачивается налогоплательщиком в ФСС России.
Кроме того, при принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами статьи 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статей 5, 5.1, 13 и 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию", Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, пунктов 1, 6 и 12 Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 225, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3.
С учетом требований упомянутых нормативных правовых актов, приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и фактических обстоятельств настоящего дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается с учетом процентной надбавки и районного коэффициента, поэтому решение отделения ФСС от 15 июня 2010 года N 124 в оспариваемой части является незаконным.
Изложенное соответствует позиции, выраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 июля 2010 года N ВАС-8960/10.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку отделения ФСС в обоснование своей позиции на пункт 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, поскольку этой нормой определен лишь порядок определения среднего заработка для исчисления пособия по уходу за ребенком в случае, если застрахованное лицо не имело заработка непосредственно перед наступлением страхового случая.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Учреждение при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 9 сентября 2010 года N 26319 уплатило государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, тогда как органы ФСС России освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2010 года по делу N А78-5025/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2010 года по делу N А78-5025/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 9 сентября 2010 года N 26319 государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5025/2010
Истец: ОАО "МРСК Сибири"
Ответчик: ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Коноплева Ю. В., Коноплева Юлия Викторовна, Плешкова Е. В., Плешкова Екатерина Викторовна, ОАО "МРСК Сибири"
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4258/10