г. Тула
06 июня 2011 г. |
Дело N А62-5733/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от СПК "Надежда": не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Смоленской области: Смирновой Ю.Н. - главного специалиста-эксперта юридического отдела (доверенность от 01.02.2011 N 5),
от ГУ - УПФР в Сафоновском районе Смоленской области: Рогатко Т.С. - главного специалиста-эксперта ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (доверенность от 18.04.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А62-5733/2010, производство по которому возбуждено на основании заявления СПК "Надежда" к Межрайонной ИФНС России N 4 по Смоленской области о признании безнадежной ко взысканию просроченной задолженности по налогам, пеням и штрафам на сумму 736 865 руб. 19 коп.,
третье лицо: ГУ - УПФР в Сафоновском районе Смоленской области,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Надежда" (далее по тексту - СПК "Надежда", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Смоленской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 4 по Смоленской области, Инспекция, налоговый орган) о признании безнадежной ко взысканию просроченной задолженности по налогам, пеням и штрафам на сумму 736 865 руб. 19 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (далее по тексту - ГУ - УПФР в Сафоновском районе Смоленской области, Фонд) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
СПК "Надежда" и Межрайонная ИФНС России N 4 по Смоленской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
СПК "Надежда" в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей Кооператива.
Определением от 11.05.2011 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции (т.2, л.д. 70-73).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Из решения Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 следует, что суд первой инстанции, рассматривая требования СПК "Надежда" о признании безнадежной ко взысканию просроченной задолженности по налогам, пеням, штрафам, в том числе по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не привлек к участию в деле Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу части 1 статьи 23 Закона о страховых взносах недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (часть 2 статьи 23 Закона о страховых взносах).
В соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о страховых взносах недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" установлено, что решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Поскольку СПК "Надежда" обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании безнадежной ко взысканию просроченной задолженности по налогам, пеням и штрафам на общую сумму 736 865 руб. 19 коп., в том числе задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 139 777 руб. 43 коп., суд апелляционной инстанции с учетом вышеуказанных норм права пришел к выводу о необходимости привлечения к участию в деле лица, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов по месту нахождения Кооператива - ГУ - УПФР в Сафоновском районе Смоленской области.
В силу пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Частью 6.1 статьи 268 АПК РФ определено, что при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 подлежит отмене, а дело - рассмотрению по существу.
Из материалов дела следует, что 12.10.2010 в адрес СПК "Надежда" поступило информационное письмо Межрайонной ИФНС России N 4 по Смоленской области от 12.10.2010 N 1874 с приложением справки N 40070 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.10.2010 и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2712.
Из указанных документов усматривается, что за СПК "Надежда" по состоянию на 12.10.2010 числится задолженность:
- по налогу на прибыль (РФ) (КБК: 18210101011010000110) в сумме 3 693 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (РФ) в сумме 2 982, 13 руб.;
- по налогу на прибыль (обл.) (КБК: 18210101012020000110) в сумме 7 139 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (обл.) в сумме 6 038, 60 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК: 18210202010060000160) в сумме 7 822, 64 руб.;
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 121 263, 13 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК: 18210202020060000160) в сумме 0,61 руб.;
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 514, 30 руб.;
- по налогу на добавленную стоимость (КБК: 18210301000010000110) в сумме 52 512 руб.;
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 87 663, 03 руб.;
- по транспортному налогу (КБК: 18210604011020000110) в сумме 38 157 руб.;
- по пеням по транспортному налогу в сумме 16 464, 30 руб.;
- по платежам за пользование водными объектами (КБК: 18210703000010000110) в сумме 4 053, 84 руб.;
- по пеням по платежам за пользование водными объектами в сумме 6 488,12 руб.;
- по налогу на прибыль (гор.) (КБК: 1821090103005000110) в сумме 1646 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (гор.) в сумме 1 531, 04 руб.;
- по налогу с продаж (КБК: 18210906010020000110) в сумме 6 836, 10 руб.;
- по пеням по налогу с продаж в сумме 6 918, 57 руб.;
- по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории (КБК: 18210907030050000110) в сумме 468 руб.;
- по пеням по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории в сумме 976, 61 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ПФ России (КБК: 182109090010010000110), в сумме 135 551, 01 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 140 541, 62 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 37 723, 26 руб.;
- по пеням по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФСС (КБК: 18210909020070000110), в сумме 137, 13 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФФМС (КБК: 182109030080000110), в сумме 683, 10 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 817, 35 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 204, 98 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ТФМС (КБК: 18210909040090000110), в сумме 15 441, 82 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 17 622, 89 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 4 797, 26 руб.
Полагая, что имеющаяся у СПК "Надежда" согласно документам Межрайонной ИФНС России N 4 по Смоленской области задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 736 865, 19 руб., в том числе задолженность:
- по налогу на прибыль (РФ) (КБК: 18210101011010000110) в сумме 3 693 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (РФ) в сумме 2 982, 13 руб.;
- по налогу на прибыль (обл.) (КБК: 18210101012020000110) в сумме 7 139 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (обл.) в сумме 6 038, 60 руб.;
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 121 263, 13 руб.;
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 514, 30 руб.;
- по налогу на добавленную стоимость (КБК: 18210301000010000110) в сумме 52 512 руб.;
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 87 663, 03 руб.;
- по транспортному налогу (КБК: 18210604011020000110) в сумме 38 157 руб.;
- по пеням по транспортному налогу в сумме 16 464, 30 руб.;
- по платежам за пользование водными объектами (КБК: 18210703000010000110) в сумме 4 053, 84 руб.;
- по пеням по платежам за пользование водными объектами в сумме 6 488, 12 руб.;
- по налогу на прибыль (гор.) (КБК: 1821090103005000110) в сумме 1 646 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (гор.) в сумме 1 531, 04 руб.;
- по налогу с продаж (КБК: 18210906010020000110) в сумме 6 836, 10 руб.;
- по пеням по налогу с продаж в сумме 6 918, 57 руб.;
- по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории (КБК: 18210907030050000110) в сумме 468 руб.;
- по пеням по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории в сумме 976, 61 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ПФ России (КБК: 182109090010010000110), в сумме 135 551, 01 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 140 541, 62 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 37 723, 26 руб.;
- по пеням по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФСС (КБК: 18210909020070000110), в сумме 137, 13 руб.;
-по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФФМС (КБК: 182109030080000110), в сумме 683, 10 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 817, 35 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 204, 98 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ТФМС (КБК: 18210909040090000110), в сумме 15 441, 82 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 17 622, 89 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 4 797, 26 руб., - является просроченной в связи с истечением установленных для ее взыскания сроков, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанной суммы задолженности безнадежной ко взысканию.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции СПК "Надежда" уточнил заявленные требования, исключив из заявления требование о признании безнадежной ко взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 121 263 руб. 13 коп. (страховая часть) и в сумме 18 514 руб. 30 коп. (накопительная часть), и просил признать безнадежной ко взысканию имеющуюся у Кооператива задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 597 087, 76 руб., в том числе задолженность:
- по налогу на прибыль (РФ) (КБК: 18210101011010000110) в сумме 3 693 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (РФ) в сумме 2 982, 13 руб.;
- по налогу на прибыль (обл.) (КБК: 18210101012020000110) в сумме 7 139 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (обл.) в сумме 6 038, 60 руб.;
- по налогу на добавленную стоимость (КБК: 18210301000010000110) в сумме 52 512 руб.;
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 87 663, 03 руб.;
- по транспортному налогу (КБК: 18210604011020000110) в сумме 38 157 руб.;
- по пеням по транспортному налогу в сумме 16 464, 30 руб.;
- по платежам за пользование водными объектами (КБК: 18210703000010000110) в сумме 4 053, 84 руб.;
- по пеням по платежам за пользование водными объектами в сумме 6 488, 12 руб.;
- по налогу на прибыль (гор.) (КБК: 1821090103005000110) в сумме 1 646 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (гор.) в сумме 1 531, 04 руб.;
- по налогу с продаж (КБК: 18210906010020000110) в сумме 6 836, 10 руб.;
- по пеням по налогу с продаж в сумме 6 918, 57 руб.;
- по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории (КБК: 18210907030050000110) в сумме 468 руб.;
- по пеням по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории в сумме 976, 61 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ПФ России (КБК: 182109090010010000110), в сумме 135 551, 01 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 140 541, 62 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 37 723, 26 руб.;
- по пеням по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФСС (КБК: 18210909020070000110), в сумме 137, 13 руб.;
-по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФФМС (КБК: 182109030080000110), в сумме 683, 10 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 817, 35 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 204, 98 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ТФМС (КБК: 18210909040090000110), в сумме 15 441, 82 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 17 622, 89 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 4 797, 26 руб.
Уточнение принято судом апелляционной инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ.
Рассмотрев по правилам первой инстанции заявленные СПК "Надежда" требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты организацией налога, пеней, штрафных санкций в установленный срок их взыскание производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика доводится до сведения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
К пеням и штрафам применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Исходя из системного анализа указанных правовых норм, а также с учетом положений статей 69 - 70 НК РФ процедура принудительного взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
При этом для каждого этапа Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговый орган лишается права на взыскание суммы задолженности в бесспорном и в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам признанных безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам утвержден приказом Федеральной налоговой службой от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в справку N 40070 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.10.2010 и в акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2712 Межрайонной ИФНС России N 4 по Смоленской области включена задолженность СПК "Надежда" по налогам, пеням и штрафам, требования об уплате которой были выставлены Инспекцией в адрес Кооператива 28.01.2005, 31.01.2005, 17.02.2005, 11.05.2005, 11.07.2005, 14.12.2005, 19.06.2006, 31.08.2006, 30.09.2006, 30.11.2006, 27.12.2006, 30.01.2007, 31.03.2007, 25.04.2007, 17.05.2007, 09.08.2007, 20.10.2007, 12.11.2007, 24.12.2007, 16.04.2008, 02.09.2008, 11.09.2008.
В связи с неисполнением СПК "Надежда" в добровольном порядке требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ принял решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, во исполнение которых выставил к расчетному счету Кооператива инкассовые поручения.
Письмами от 15.10.2010 N 04-01/3332 и от 01.11.2010 N 04-01/3428 Сафоновский филиал ОАО "СКА-Банк" возвратил Межрайонной ИФНС России N4 по Смоленской области выставленные к расчетному счету СПК "Надежда" инкассовые поручения без исполнения, в связи с закрытием расчетного счета Кооператива.
Решений о взыскании с СПК "Надежда" имеющейся у Кооператива задолженности по налогам, пеням, штрафам в порядке статьи 47 НК РФ - за счет иного имущества налогоплательщика - Инспекцией не выносилось.
На момент формирования налоговым органом справки N 40070 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.10.2010 и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2712 срок на бесспорное взыскание с Кооператива спорных сумм недоимок и задолженностей по пеням и штрафам, равно как и на взыскание упомянутой задолженности в судебном порядке, истек.
С учетом изложенного возможность взыскания с СПК "Надежда" спорных сумм недоимок и задолженностей по пеням и штрафам Инспекцией утрачена.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает задолженность СПК "Надежда" по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 597 087, 76 руб., в том числе задолженность:
- по налогу на прибыль (РФ) (КБК: 18210101011010000110) в сумме 3 693 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (РФ) в сумме 2 982, 13 руб.;
- по налогу на прибыль (обл.) (КБК: 18210101012020000110) в сумме 7 139 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (обл.) в сумме 6 038, 60 руб.;
- по налогу на добавленную стоимость (КБК: 18210301000010000110) в сумме 52 512 руб.;
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 87 663, 03 руб.;
- по транспортному налогу (КБК: 18210604011020000110) в сумме 38 157 руб.;
- по пеням по транспортному налогу в сумме 16 464, 30 руб.;
- по платежам за пользование водными объектами (КБК: 18210703000010000110) в сумме 4 053, 84 руб.;
- по пеням по платежам за пользование водными объектами в сумме 6 488, 12 руб.;
- по налогу на прибыль (гор.) (КБК: 1821090103005000110) в сумме 1 646 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (гор.) в сумме 1 531, 04 руб.;
- по налогу с продаж (КБК: 18210906010020000110) в сумме 6 836, 10 руб.;
- по пеням по налогу с продаж в сумме 6 918, 57 руб.;
- по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории (КБК: 18210907030050000110) в сумме 468 руб.;
- по пеням по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории в сумме 976, 61 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ПФ России (КБК: 182109090010010000110), в сумме 135 551, 01 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 140 541, 62 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 37 723, 26 руб.;
- по пеням по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФСС (КБК: 18210909020070000110), в сумме 137, 13 руб.;
-по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФФМС (КБК: 182109030080000110), в сумме 683, 10 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 817, 35 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 204, 98 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ТФМС (КБК: 18210909040090000110), в сумме 15 441, 82 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 17 622, 89 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 4 797, 26 руб., - безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию в порядке, утвержденном приказом Федеральной налоговой службой от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
Согласно платежному поручению от 04.04.2011 N 127 ГУ - УПФР в Сафоновском районе Смоленской области за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Как разъяснено в п. 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139), под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации.
Поскольку апелляционная жалоба подана Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области в защиту государственных интересов, то уплаченная им при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2 000 руб. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату Фонду из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5733/2010 отменить.
Заявленные СПК "Надежда" требования удовлетворить.
Признать безнадежной ко взысканию задолженность СПК "Надежда" по налогам пеням, штрафам в общей сумме 597 087, 76 руб., в том числе задолженность:
- по налогу на прибыль (РФ) (КБК: 18210101011010000110) в сумме 3 693 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (РФ) в сумме 2 982, 13 руб.;
- по налогу на прибыль (обл.) (КБК: 18210101012020000110) в сумме 7 139 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (обл.) в сумме 6 038, 60 руб.;
- по налогу на добавленную стоимость (КБК: 18210301000010000110) в сумме 52 512 руб.;
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 87 663, 03 руб.;
- по транспортному налогу (КБК: 18210604011020000110) в сумме 38 157 руб.;
- по пеням по транспортному налогу в сумме 16 464, 30 руб.;
- по платежам за пользование водными объектами (КБК: 18210703000010000110) в сумме 4 053, 84 руб.;
- по пеням по платежам за пользование водными объектами в сумме 6 488, 12 руб.;
- по налогу на прибыль (гор.) (КБК: 1821090103005000110) в сумме 1 646 руб.;
- по пеням по налогу на прибыль (гор.) в сумме 1 531, 04 руб.;
- по налогу с продаж (КБК: 18210906010020000110) в сумме 6 836, 10 руб.;
- по пеням по налогу с продаж в сумме 6 918, 57 руб.;
- по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории (КБК: 18210907030050000110) в сумме 468 руб.;
- по пеням по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство территории в сумме 976, 61 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ПФ России (КБК: 182109090010010000110), в сумме 135 551, 01 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 140 541, 62 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ПФ России, в сумме 37 723, 26 руб.;
- по пеням по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФСС (КБК: 18210909020070000110), в сумме 137, 13 руб.;
-по ЕСН (взнос), зачисляемому в ФФМС (КБК: 182109030080000110), в сумме 683, 10 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 817, 35 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ФФМС, в сумме 204, 98 руб.;
- по ЕСН (взнос), зачисляемому в ТФМС (КБК: 18210909040090000110), в сумме 15 441, 82 руб.;
- по пеням по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 17 622, 89 руб.;
- по штрафу по ЕСН, зачисляемому в ТФМС, в сумме 4 797, 26 руб.
Возвратить ГУ - УПФР в Сафоновском районе Смоленской области из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной Фондом по платежному поручению от 04.04.2011 N 127.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5733/2010
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Надежда", СПК "Надежда"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N4 по Смоленской области
Третье лицо: Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе Смоленской области, ГУ УПФРФ в Сафоновском районе
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1907/11