г. Челябинск
21 июня 2011 г. |
N 18АП-5316/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Маркиной Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 апреля 2011 года по делу N А76-535/2011 (судья Попова Т.В.).
В судебном заседании принял участия представитель:
Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - Берешкеев Д.В. (доверенность от 30.12.2010 N 587)
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее - УФССП по Челябинской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области об обязании перечислить денежные средства в сумме 38 745 руб. 87 коп., как ошибочно перечисленные, на депозитный счет Саткинского городского отдела судебных приставов.
Определением суда первой инстанции от 28.03.2011 на основании ходатайства УФССП по Челябинской области произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области (далее - ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области, фонд) (л.д. 73-74).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены судебный пристав - исполнитель Саткинского городского отдела судебных приставов (далее - судебный пристав-исполнитель), открытое акционерное общество "Саткамежрайгаз" (далее - ОАО "Саткамежрайгаз").
Решением суда первой инстанции от 25.04.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области принять решение по возврату суммы 38 745 руб. 87 коп. (как ошибочно перечисленных) и перечислить на депозитный счет отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области.
Не согласившись с решением суда, ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области обратилось с апелляционной жалобой.
В обосновании доводов апелляционной жалобы фонд указал, что в 2009 году контроль над правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществлялся налоговыми органами, а потому у фонда отсутствовали полномочия по возврату излишне перечисленных сумм.
Кроме того, податель апелляционной жалобы полагает, что правоотношения по возврату излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к ним не применимы нормы, закрепленные в гражданском законодательстве, в частности положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу фонда не представили. До начала судебного заседания от ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области поступило ходатайство о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без участия его представителей.
С учетом мнения представителя УФССП по Челябинской области, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области, судебного пристава-исполнителя, ОАО "Саткамежрайгаз".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ОАО "Саткамежрайгаз" обязанности по уплате страховых взносов в сумме 38 745 руб. 87 коп. в добровольном порядке, на основании исполнительного документа от 29.12.2009 N 170 судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство N 75/1/6814/3/2009 (л.д. 6).
Судебным приставом-исполнителем указанная задолженность в сумме 38 745 руб. 87 коп. была взыскана с ОАО "Саткамежрайгаз" и перечислена на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области по платежным поручениям от 23.03.2009 NN 2945-2948 (л.д. 12-15).
В июне 2009 года в результате сбоя программы учета на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области по платежным поручениям от 24.06.2009 NN 734-736 повторно перечислена сумма в размере 38 745 руб. 87 коп. (л.д. 8-11).
УФССП по Челябинской области обратилось с заявлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области о возврате излишне перечисленной суммы.
Решением налогового органа от 28.06.2010 N 630 заявителю отказано в возврате излишне перечисленных сумм со ссылкой, в том числе на то, что возврат может быть осуществлен только по заявлению ОАО "Саткамежрайгаз" (л.д. 16).
С аналогичным заявлением УФССП по Челябинской области обратилось в ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области.
Письмом от 09.03.2011 N 503 ГУ УПФ РФ по Саткинскому району отказало в возврате излишне перечисленной суммы, со ссылкой на имеющуюся информацию в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ -11) о наличии задолженности у
ОАО "Саткамежрайгаз" по состоянию на 01.01.2010 в сумме 40 529 руб. (л.д. 80).
Факт поступления денежных средств в бюджет ПФ РФ в сумме 77 491 руб. 74 коп. с депозитного счета Саткинского городского отделения судебных приставов УФССП по Челябинской области фондом не оспаривается, подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Полагая, что отказ в возврате денежных средств в сумме 38 745 руб. 87 коп. является незаконным, УФССП по Челябинской области обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что перечисление денежных средств в сумме 38 745 руб. 87 коп. не может рассматриваться как исполнение обязанности по уплате страховых взносов, поскольку в данном случае произошла необоснованная утрата имущества денежных средств Саткинского ГОСП. В данном случае, по мнению суда, имеет место неосновательное обогащение бюджета при перечислении платежей сверх требований законодательства, то есть по незаконно уплаченным суммам, удержание которых в бюджете может рассматриваться как необоснованная утрата имущества собственником денежных средств.
При этом как указывает суд, отношения заявителя и ответчика в данном спорном правоотношении не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в связи с чем в спорных отношениях положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Между тем, при правовой оценке материалов дела и доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В отличие от гражданских правоотношений налоговые правоотношения - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В данном случае обжалуется отказ в возврате ошибочно перечисленных денежных средств, который осуществляется на основании платежных документов администратором бюджетных средств.
Указанные правоотношения сторон не являются гражданско-правовыми, поскольку не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Поскольку иного законодательством не предусмотрено, спорные правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и к ним неприменимы нормы, закрепленные в гражданском законодательстве, в частности в ст.1102 ГК РФ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 27 названного Федерального закона возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Частью 5 названной статьи установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Правила настоящей статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок Минфина России от 05.09.2008 N 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (далее - Заявка на возврат).
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 N 150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции установлено, что платежными поручениями от 24.06.2009 N N 734, 735, 736, 737 на основании исполнительного документа от 29.12.2008 N 170 с депозитного счета Саткинского городского отдела судебных приставов ошибочно списано 38 745 руб. 87 коп., получатель указан УФК по Челябинской области (Межрайонная ИФНС России N 8 по Челябинской области)" КБК "182_".
При обращении в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы страховых взносов, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области указала о необходимости заключения Пенсионного фонда Российской Федерации г. Сатка.
ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области указывает о невозможности возврата данной суммы в связи с наличием задолженности по уплате страховых взносов страховой и накопительной части трудовой пенсии в сумме 40 529 руб., а также ссылается на то обстоятельство, что в 2009 году у фонда отсутствовали полномочия администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем, ФНС России и ПФР совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы.
В соответствии с Порядком возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, осуществляется в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в соответствии с Порядком решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы ПФР.
Что касается утверждения фонда о наличии у ОАО "Саткамежрайгаз" задолженности, препятствующей осуществлению возврата ошибочно перечисленных страховых взносов, следует отметить, что в материалах дела отсутствует документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Пенсионным фондом проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды также не проводилась, акт камеральной (выездной) проверки не составлялся, решение не выносилось.
В связи с вышеизложенным, пенсионным фондом не доказано наличие у ОАО "Саткамежрайгаз" задолженности по уплате страховых взносов.
Учитывая, что в рамках настоящего дела судом установлено отсутствие в материалах дела доказательств наличия задолженности по страховым взносам, суд апелляционной инстанции считает требование заявителя об обязании государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 38 745 руб. 87 коп. обоснованными, фонд должен принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и в соответствии с Порядком передать данное решение в налоговый орган для направления в органы Федерального казначейства.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, ГУ УПФ в Саткинском районе Челябинской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежит, решение суда следует оставить без изменения.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 апреля 2011 года по делу N А76-535/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-535/2011
Истец: Управление ФССП по Челябинской области, УФССП по Челябинской области
Ответчик: МИФНС России N 8 поЧелябинской области, УПФ в Саткинском р-не Челябинской обл.
Третье лицо: ГУ УПФ РФ по г. Сатке и Саткинскому району, ОАО "Саткамежрайгаз", СПИ Саткинского ГОСП г. Сатка, Судебный пристав-исполнитель Саткинского ГОСП Челябинской области, УФССП по Челябинской области, г. Сатка, Челябинская область,