г. Саратов |
Дело N А12-4750/2010 20 июня 2011 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Смирникова А.В., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Волгоградский речной порт" Синельникова А.В., действующего по доверенности от 08.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2011 года по делу N А12-4750/2010 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградский речной порт" (г. Волгоград)
к Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление по недропользованию по Волгоградской области (г. Волгоград), Федеральное агентство по недропользованию (г. Москва)
о признании недействительным и не соответствующим закону решения Администрации Волгоградской области от 02.12.2009 N 29-14/13671 об отказе в предоставлении права пользования участком недр - месторождением строительных песков "Купоросное-1",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградский речной порт" с заявлением о признании недействительным и не соответствующим Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" решения администрации Волгоградской области от 02.12.2009 N 29-14/13671 об отказе в предоставлении права пользования участком недр - месторождением строительных песков "Купоросное-1".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2010 года решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2010 года решение Арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области. Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость оценки письма Федерального агентства по недропользованию от 06.04.2010 N ВБ-06-31/3169 и того обстоятельства, что до истечения срока, установленного для обращения с заявкой на право пользования участком недр, заявитель предпринимал меры по получению соответствующего разрешения.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции дана оценка указанным обстоятельствам.
Решением суда первой инстанции от 10 марта 2011 года по делу N А12-4750/2010 заявленные требования ОАО "Волгоградский речной порт" удовлетворены.
Суд признал недействительным и не соответствующим Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" решение администрации Волгоградской области от 02.12.2009 N 29-14/13671 об отказе открытому акционерному обществу "Волгоградский речной порт" в предоставлении права пользования участком недр -месторождением строительных песков "Купоросное-1".
В порядке восстановления нарушенного права обязал администрацию Волгоградской области рассмотреть в соответствии с Порядком предоставления права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, утверждённым постановлением главы администрации Волгоградской области от 01.04.2009 N 314, заявку открытого акционерного общества "Волгоградский речной порт" на предоставление права пользования участком недр - месторождением строительных песков "Купоросное-1".
Администрация Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Администрация Волгоградской области, Управление по недропользованию по Волгоградской области, Федеральное агентство по недропользованию явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 20.05.2011, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Администрацией Волгоградской области заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя. Судом ходатайства удовлетворены. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваем деле имеет место совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного отказа.
Как видно из материалов дела, ОАО "Волгоградский речной порт" 22 сентября 2008 года получено свидетельство N ВЛГ 08 НЕМ 00013 об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых - Купоросное-1, в районе Волгограда на интервале 2559,0 - 2561,0 км судового хода акватории реки Волга.
08 октября 2008 года общество обратилось в Управление по недропользованию по Волгоградской области с заявлением о предоставлении лицензии на право пользования участком недр - месторождение "Купоросное-1" в целях добычи полезных ископаемых (т.1 л.д.14).
Письмом от 28.10.2008 N 1799 Управление по недропользованию по Волгоградской области пояснило, что в связи с внесением изменений в статьи 10.1 и 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" запрещена выдача лицензии по факту открытия месторождения, рассмотрение заявок временно приостановлено (т.1 л.д.15).
26 января 2009 года Управление по недропользованию по Волгоградской области возвратило заявку ОАО "Волгоградский речной порт" и обосновывающие её документы на получение права пользования участком недр для направления в установленном порядке по принадлежности в связи с принятием Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2008 N 309-ФЗ изменений в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", о чём уведомила заявителя письмом от N 127 (т.1 л.д.16).
В обоснование своего возврата Управление сослалось на то, что полномочия по принятию решения о предоставлении права пользования участком недр отнесены пунктом 6 статьи 10-1 Федерального закона "О недрах" к полномочиям органа государственной власти субъекта Волгоградской области.
Сопроводительным письмом от 18.05.2009 N 40/985 общество направило в администрацию Волгоградской области пакет документов на получение права пользования участком недр в целях добычи и геологического доизучения полезных ископаемых, что подтверждено входящим штампом Администрации Волгоградской области от 20.05.2009 N 01-12/13546 (т.2 л.д.72)
В материалах дела имеется сопроводительное письмо от 05.05.2009 N 40/887 о направлении в адрес администрации документов для получения лицензии на право пользования участком недр (т.2 л.д.110). Доказательства получения Администрацией данного письма отсутствуют.
Однако ссылка в решении суда на сопроводительное письмо от 05.05.2009 N 40/887 не влияет на выводы относительно установления факта обращения заявителя в уполномоченный орган с заявкой на получение права пользования участком недр, поскольку документы, направленные с сопроводительным письмом от 18.05.2009 N 40/985, получены уполномоченным органом. Поэтому довод администрации о том, что заявитель не обращался с заявкой в администрацию, противоречит материалам дела.
До решения вопроса о предоставлении права пользования недрами должны быть подготовлены условия пользования данным участком недр и получено согласие заявителя на получение права пользования недрами на указанных условиях. Одним из условий пользования участком недр является определение размера разового платежа, который необходимо оплатить пользователю недр.
В соответствии с Порядком определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94, расчёт размера разового платежа осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.
26 мая 2009 года Администрация уведомила заявителя о необходимости предоставления дополнительных сведений по заявке (т.2 л.д.16).
06 мая 2009 года администрация обратилась в Федеральное агентство по недропользованию с запросом N 29-1/4668 об определении размеров разовых платежей за пользование недрами по Купоросному-1 месторождению строительных песков (т.2 л.д.28), сославшись на поступившую от ОАО "Волгоградский речной порт" заявку.
Заявитель обратился в Администрацию с заявлением об ускорении процедуры расчёта разового платежа (т.2 л.д.33).
В ответ на данное заявление уполномоченный орган информировал заявителя о необходимости самостоятельно обратиться в Федеральное агентство и сообщить о предпринятых действиях в адрес администрации (т.2 л.д.34).
В письме Федерального агентства по недропользованию от 26.05.2009 N В6-06-24/416 на запрос Администрации N 29-1/4668 указано, что агентство готово произвести расчёт разового платежа при наличии полного пакета документов заявителя, необходимого для рассмотрения заявки на получение права пользования недрами (т.1 л.д.29-30).
Письмом от 29.05.2009 N 29-7/5681 Администрация Волгоградской области уведомила открытое акционерное общество "Волгоградский речной порт" о позиции Федерального агентства по недропользованию, а в дальнейшем неоднократно рекомендовала направить в компетентный орган необходимый пакет документов для расчёта разового платежа (т.2 л.д.31-32).
Согласно уведомлению Федерального агентства по недропользоавнию от 08.10.2009 N Аи-06-31/8771 (т.2 л.д.46), направленному в адрес заявителя для расчёта платежа, необходим официальный запрос Администрации Волгограда.
27 октября 2009 года Администрация вновь обратилась в Федеральное агентство по недропользованию (т.1 л.д.39) с заявлением о расчёте размера разовых платежей по месторождению, указанному в заявке.
Администрация Волгоградской области письмом от 2.12.2009 N 29-14/13671 отказала открытому акционерному обществу "Волгоградский речной порт" в предоставлении права пользования месторождением, указав в обоснование на то, что заявка на предоставлении лицензии подана с нарушением установленных требований -общество нарушило установленный шестимесячный срок подачи заявки. Также в качестве основания для принятия данного решения послужило неполучение заявителем расчёта разового платежа.
30 декабря 2010 года Федеральное агентство по недропользованию в соответствии с запросом Администрации направил в её адрес приказ об утверждении платежа по месторождению с приложением заявочных материалов от 18.09.2009 (т.2 л.д.71)
Полагая, что отказ Администрации Волгоградской области является незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к правильному выводу о необоснованности отказа в предоставлении права пользования участком недр в связи с неполучением заявителем расчёта разового платежа и пропуском срока, установленного для такого обращения.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1) право пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесён к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом, возникает на основании решения комиссии, которая создается Федеральным агентством по недропользованию и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее -Комиссия).
Согласно пункту 6 статьи 10.1, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Статьёй 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 регламентировано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
В соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, за исключением участка недр федерального значения и участка недр, который отнесён к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счёт собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.01.2005 N 23, заявка на получение права пользования участком недр, подается не позднее 6 месяцев со дня получения свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на соответствующем участке недр.
Аналогичные положения содержит Порядок предоставления права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, утверждённый постановлением главы администрации Волгоградской области от 01.04.2009 N 314.
Из материалов дела видно, что установленный срок пропущен.
Суд первой инстанции правильно посчитал пропуск установленного срока пропущенным по уважительной причине, указав, что он не отнесён законом к основаниям для отказа в предоставлении права пользования, предусмотренным законом.
Судами обеих инстанций установлено, что общество начало осуществлять действия по получению лицензии на право пользования месторождением "Купоросное-1" в октябре 2008 года, что подтверждено письмом от 08.10.2008 N 40/2877, которым направлен в Волгограднедра пакет документов для рассмотрения и получения лицензии на право пользования участком недр. Из-за неопределенности законодательного регулирования процесса лицензирования заявка не рассмотрена Управлением по недропользованию по Волгоградской области и письмом от 26.01.2009 N 127 возвращена заявителю.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал верный вывод, что пропуск заявителем срока подачи заявки в уполномоченный орган обусловлен причинами, не зависящими от него, указав, что заявка направлена в пределах установленного срока.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что непредставление заявителем разового платежа за пользование участком недр "Купоросное-1" не может служить основанием для отказа в получении лицензии.
В соответствии со статьёй 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94 утверждены Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии.
Правила устанавливают порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр.
Расчёт размера разового платежа осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (пункт 2 правил).
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод Администрации о том, что вопрос расчёта платежей и направление материалов, необходимых для расчёта в её компетенцию не входит.
Из письма Федерального агентства по недропользованию от 06.04.2010 N ВБ-06-31/3169 следует, что законодателем не определён порядок взаимодействия заявителя на получение права пользования недрами и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию при получении расчёта размера разового платежа за пользование недрами. Необходимость в определении этого платежа возникает уже после рассмотрения заявки уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, материалы, необходимые для расчёта разового платежа, должен направлять орган, уполномоченный принимать решение о предоставлении права пользования недрами.
При этом размер разовых платежей за пользование недрами определяется на этапе оформления лицензии.
Федеральное агентство по недропользованию в письме от 26.05.2009 N ВБ-06-24/4162 указало администрации на готовность произвести расчёт размера разового платежа за пользование недрами Купоросного-1 месторождения при наличии полного комплекта документов заявителя.
Довод администрации о невозможности направления в адрес агентства необходимого пакета документов необоснован. Кроме того, данный пакет позднее был направлен в адрес агентства и возвращён 30.12.2010 в адрес администрации с приказом о расчёте платежа по её письму 27.10.2009 года. Продолжительность времени, которое потрачено на взаимодействие при решении данного вопроса уполномоченными органами, нельзя расценивать как непринятие заявителем мер к получению расчёта платежей, поскольку законодательство не регламентирует поведение заявителя при взаимодействии уполномоченных органов по вопросу расчёта платежей.
Судами обеих инстанций установлено, что предоставленный обществом в адрес администрации Волгоградской области пакет документов на получение права пользования недрами направлен в Федеральное агентство по недропользованию, на основании чего в соответствии с запросом администрации Волгоградской области от 27.10.2009 N 01 -14м/11937 Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 22.12.2010 N 1567 об утверждении размера разового платежа за пользование недрами Купоросного-1 месторождения, расположенного на территории Волгоградской области.
При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу о неправомерности отказа администрации Волгоградской области в предоставлении права пользования участком недр - месторождением строительных песков "Купоросное-1" со ссылкой на неполучение открытым акционерным обществом "Волгоградский речной порт" расчёта разового платежа.
Неурегулированность законодателем процесса взаимодействия между уполномоченными органами при процедуре выдачи разрешения на право пользования недрами не должна повлечь негативные последствия для заявителя, добросовестно пользующегося своими правами.
Кроме того, отказывая в выдаче разрешения о предоставлении права пользования участком недр, администрацией указала на то, что в 2009 году без согласования с распорядителем недр открытое акционерное общество "Волгоградский речной порт" полностью прекратило добычу песка на Скудринском и Бекетовском месторождениях, до 40 - 60 процентов сократило добычу на Верхне-Громковском месторождении, что является нарушением Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что данное обстоятельство не имеет правового значения и не может влиять на оценку рассматриваемых правоотношениях. Кроме того, геологические процессы на спорном участке, учитывая существующее законодательство, также не могут расцениваться в качестве причины отказа.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а также Порядку предоставления права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, утверждённому постановлением главы администрации Волгоградской области от 01.04.2009 N 314, отказ в приёме заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация Волгоградской области не доказала соответствие оспоренного ненормативного акта нормам закона.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно счёл оспоренный отказ несоответствующим закону. Оспоренный отказ нарушает права заявителя как недропользователя, проводившего работы по геологическому изучению недр участка для развития и добычи полезных ископаемых открытого месторождения по совмещённой лицензии.
Суд первой инстанции, учитывая положения части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, избрав адекватный способ защиты нарушенного права.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2011 года по делу N А12-4750/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4750/2010
Истец: ОАО "Волгоградский речной порт", Управление науки, промышленности и ресурсов аппарата Главы администрации Волгоградской области
Ответчик: Администрация Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "Волгоградский речной порт", представитель ОАО "Волгоградский речной порт" Маренов Ю. А., Управление по недропользованию по Волгоградской области, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по недропользованию по Волгоградской области