г.Москва
22.06.2011 |
Дело N А40-152176/10-147-1032 |
|
N 09АП-12607/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
при участии:
от заявителя: Лабутина М.А. по доверенности от 08.12.2010 б/н;
от заинтересованного лица: Милентьева М.В. по доверенности от 28.02.2011 N 33-и-490/11;
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2011 по делу N А40-152176/10-147-1032, принятое судьей Дейна Н.В.
по заявлению ЗАО "Витекс" (109443, РОССИЯ, Москва, Волгоградский пр-т, д.125, ОГРН 1027710009315)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третьи лица: ОАО "Московский металлургический завод "Серп и Молот" (111033, РОССИЯ, Москва, ул.Золоторожский вал, д.11), Управление Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа от 26.11.2010 N 33-5Т4/10-(0)-1,
УСТАНОВИЛ
ЗАО "Витекс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.11.2010 N 33-5Т4-1354/10-(0)-1 по вопросу выпуска распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить схему расположения земельного участка по заявлению ЗАО "Витекс" от 17.11.2010, регистрационный номер 33-5Т4-1354/10-(0)-0 в установленном законом порядке.
Решением суда от 10.03.2011 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, нарушении прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменные пояснения.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц. Располагая доказательствами надлежащего извещения их о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии возражений представителей сторон, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, заслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли-продажи здания от 14.12.2007 и подтвержденного свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2008 (запись регистрации N 77-77-13/007/2008-735) ЗАО "Витекс" является собственником здания по адресу: г.Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр.38.
На основании обращения заявителя Департаментом согласована схема расположения земельного участка общей площадью 3493 кв.м.
17.11.2010 заявитель обратился в Территориальное управление в Юго-Восточном административном округе Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выпуске распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом от 26.11.2010 N 33-514-1354/10-(0)-1 Департамент отказал в оформлении распоряжения, указав на то, что земельный участок, на котором расположено здание, обременен земельно-правовыми отношениями с ОАО "Московский металлургический завод "Серп и Молот", земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 77:04:0001009:47, обращение от ОАО "Московский металлургический завод "Серп и Молот" о корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001009:47 не поступало.
Заявитель обжаловал данный отказ в арбитражный суд.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, в соответствии с п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ осуществляет город Москва.
Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшим на момент обращения заявителя в Департамент земельных ресурсов города Москвы), предусмотрено, что Департамент является исполнительным органом города Москвы, обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п.1.1 Положения).
Согласно п. 2.2.2 - 2.2.4, 3.1.1, 3.1.7 вышеуказанного Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы, заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также выступает арендодателем данных участков. Департамент земельных ресурсов города Москвы уполномочен принимать решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о слиянии земельных участков, о разделении земельных участков, о выделении земельного участка из существующего (пункты 2.2.1, 3.1.4 Положения).
Согласно ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона, осуществляются, если иное не установлено Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п.7, 10-17 ч.2 ст.7 Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений). Если иное не установлено Законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости, или от иного лица, осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Функции по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории г. Москвы, формирования земельных участков и принятие решений об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласованию решений об объединении и разъединении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, возложены на Департамент земельных ресурсов города Москвы постановлением Правительства Москвы N 949-ПП. Данные функции также предусмотрены новым Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно положениям ст.ст.11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также решение об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, отклоняется судебной коллегией.
Предметом спора по настоящему делу является не отказ в предоставлении земельного участка на каком-либо праве, а отказ, связанный с невыдачей утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Более того, статья 36 Земельного кодекса РФ не предусматривает отказ в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по основаниям, указанным заинтересованным лицом.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка не является основанием для автоматического возникновения прав на земельный участок в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ и не предопределяет принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в Департамент земельных ресурсов города Москвы не поступало заявление от арендатора ОАО "Московский металлургический завод "Серп и Молот" о разделе спорного земельного участка на основании п.2 ст.11.3 Земельного кодекса РФ.
При согласовании схемы земельного участка Департаменту было представлено письмо ОАО "Московский металлургический завод "Серп и Молот" о согласии на оформление земельных отношений с заявителем в отношении спорного земельного участка, а также согласие с границами образуемого земельного участка.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2011 по делу N А40-152176/10-147-1032 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152176/10-147-1032
Истец: ЗАО "ВитекС"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ОАО "Московский меаллургический завод "Серп и молот", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16736/11
08.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12987/11
11.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12987/11
22.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12607/11
10.03.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-152176/10