22 июня 2011 г. |
Дело N А55-396/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Каплина С.Ю., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Анищенко Я.С., с участием:
от Министерства финансов РФ - Ефремова А.А., доверенность N 63-03/082271 от 24.05.2010,
от Министерства управления финансами Самарской области - Первушина Н.И., доверенность МФ-13-07/2548 от 16.12.2010,
от ОАО "РегионАвтоТранс-Тольятти" - Лазарев О.А., доверенность от 06.06.2011,
от иных лиц - не явились, извещены,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу N А55-396/2010 (председательствующий: Хмелев С.П.) по иску ОАО "РегионАвтоТранс-Тольятти", г. Тольятти, к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, к Министерству финансов Российской федерации, г. Москва, при участии третьих лиц: Мэрия г.о. Тольятти, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице обособленного подразделения Тольяттинский почтамт, г. Тольятти, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, ОАО "АвтоВАЗ", г. Тольятти, о взыскании 7.291.618 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "РегионАвтоТранс-Тольятти" (далее - ОАО "РАТ-Тольятти") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 7 291 618 руб., в том числе с Самарской области за счет казны субъекта Российской Федерации 5 515 784 руб. и с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации - 1 775 834 руб. 00 коп. - убытков, возникших в связи с перевозкой льготников в 2009 году по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в редакции Постановлений Правительства Самарской области от 18.05.2005 N 55, от 25.07.2007 N 105, от 12.12.2007 N 251).
Решением суда от 01 июня 2010 года в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 19 ноября 2010 года решение от 01.06.2010 г.. Арбитражного суда Самарской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу N А55-396/2010 с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Открытого акционерного общества "РегионАвтоТранс-Тольятти" взысканы 2 474 836 руб. 82 коп. - убытки, возникшие в результате предоставления льгот по ЕСПБ региональным льготникам в 2009 году, 1 775 834 руб. - убытки, возникшие в результате предоставления льгот по ЕСПБ федеральным льготникам в 2009 году, в остальной части иска отказано, с Открытого акционерного общества "РегионАвтоТранс-Тольятти" в доход федерального бюджета взысканы расходы по госпошлине - 24 796 руб. 81 коп.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда от 21 марта 2011 года по делу N А55-396/2010 отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ - Ефремова А.А. поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области - Первушина Н.И. поддержала апелляционную свою апелляционную жалобу в полном объеме, просила отменить решение суда.
Представитель ОАО "РегионАвтоТранс-Тольятти" - Лазарев О.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил отказать в удовлетворении жалоб.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец как транспортная организация осуществлял перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для транспортных предприятий города Тольятти.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Правительством Самарской области от 02.02.2005 г.. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 г.. N 55), согласно которому с 01.03.2005 г.. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:
лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 01 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 26.12.2008 г.. N 3241-п/1 стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на два вида транспорта на 2009 г.. для граждан установлена в размере 720 руб. Истец указывает, что разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам с казны публично-правовых образований (Российской Федерации и Самарской области).
Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Довод министерства управления Финансами Самарской области о том, что разница между стоимостью проездного билета, утвержденного мэрий г.о. Тольятти для нельготных категорий граждан, и стоимостью ЕСПБ является упущенной выгодой и не соответствует ч. 5 ст.790 ГК РФ, согласно которой возмещению подлежат расходы транспортной организации (реальный ущерб), отклоняется судебной коллегией. Доходы транспортной организации являются реальным ущербом и подлежат возмещению в силу ч.5 ст.790 ГК РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г.. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Министерства финансов РФ о том, что расчет убытков (выпадающих доходов) следует производить не из стоимости проездного билета на месяц, утв. постановлением мэрии г.о. Тольятти от 26.12.2008 г.., а из стоимости утвержденной этим е нормативным актом одной поездки, умноженной на среднее количество поездок в месяц - 50. Постановление Росстата от 19.01.2007 г.. N 9 (п. Порядка) регулирует вопросы определения объема транспортной работы в целях статистического учета, в т.ч. при перевозках льготных категорий населения. То же относится к ссылкам на Письмо Министерства транспорта РФ от 03.05.2006 г.. N 02-1/5-7ис, согласно которому количество поездок следует вообще принять равным 30, поскольку данный ненормативный акт является методическим пособием для регулирующих органов при расчетах тарифов, но не является нормативным актом, регулирующим гражданские отношения.
Поскольку Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 г.. N 5 стоимость проезда льготных категорий граждан (стоимость ЕСПБ) определена за месяц без учета количества возможных поездок, то при расчете выпадающих доходов следует принимать разницу между стоимостью месячного проездного билета, утв. постановлением мэрии г.о. Тольятти от 26.12.2008 г.. и стоимостью ЕСПБ, поскольку стоимость месячного проездного билета согласно Постановлению мэрии также не ограничивает количество поездок пассажира в течение месяца. Выпадающие доходы у предприятия образуются из разницы между стоимостью месячного проездного билета на автобус и стоимостью единого месячного социального проездного билета (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 г.. N 17828/10).
Согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), так и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу N А55-396/2010 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу N А55-396/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-396/2010
Истец: ОАО "РАТ-Тольятти"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС РФ N2 по Самарской области, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрия г. о. Тольятти, ОАО "АВТОВАЗ", Транспортное управление мэрии г. о.Тольятти, Управление Федерального Казначейства по Самарской области, ФГУП " Почта России" в лице обособленного подразделения Тольяттинский почтамт, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1566/12
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8599/11
22.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5026/11
19.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-396/2010