г. Пермь
17 октября 2007 г. |
Дело N А50-9313/2007-А8 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.
при участии
от заявителя - Комитета по управлению имуществом администрации Уинского муниципального района Пермского края: Сергеевой В.В. - представителя по доверенности от 17.08.2007,
от ответчика - Государственного учреждения Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Е.В.Митиревой - представителя по доверенности от 06.07.2007,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ответчика)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27.08.2007 года
по делу N А50-9313/2007-А8,
вынесенное судьей Е.М. Трефиловой
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Уинского муниципального района Пермского края
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решения и требования,
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации Уинского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за нарушение установленного срока регистрации у страховщика в виде штрафа в размере 10000 руб. и требования об уплате этого штрафа, вынесенных 14.06.2007 г.. за N 361ш/88/67 Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - орган ФСС РФ, Фонда).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2007 г.. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе, а также судебном заседании представитель ответчика указывает на правомерность привлечения Общества к ответственности за неисполнение возложенной на него законом обязанности по регистрации в качестве страхователя в органах ФСС РФ, принятие оспариваемого решения в пределах установленного срока давности привлечения к ответственности с учетом длящегося характера совершенного правонарушения.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в отзыве, а также в судебном заседании указал, что с 2004 года ответственность за непостановку на учет к юридическим лицам не применяется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права, неполного выяснения им обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как видно из материалов дела, Комитет зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией Уинского района Пермской области 11.02.2000 года, с заявлением о регистрации в качестве страхователя в органе ФСС РФ обратился 02.05.2007 года. Органом ФСС РФ в результате камеральной проверки установлено нарушение Комитетом срока регистрации в качестве страхователя, установленного статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон). По результатам проверки составлен акт от 11.05.2007 N 361ш/88/67, который вместе с уведомлением о праве представить письменные возражения был направлен Комитету заказным письмом 11.05.2007 года.
По рассмотрении материалов камеральной проверки органом ФСС РФ принято решение от 14.06.2007 г.. N 361ш/88/67 о привлечении Комитета к ответственности за нарушение установленного срока регистрации в исполнительном органе Фонда более чем на 90 дней по статье 19 Закона в виде штрафа в размере 10000 руб.
На основании указанного решения отделением Фонда социального страхования РФ выставлено требование от 14.06.2007 г.. N 361ш/88/67 об уплате данного штрафа в добровольном порядке в срок до 14.07.2007 г..
Не согласившись с решением и требованием, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности привлечения страховщика к ответственности, установленной абз.3 п.1 ст. 19 Закона, поскольку ответственность данной статьей была установлена лишь Федеральным законом от 22.04.2003 N 47-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Закон. Также суд указал на пропуск ответчиком шестимесячного срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ст.113 Налогового кодекса РФ.
Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со статьями 3, 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) юридические лица любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию и обязаны своевременно регистрироваться у страховщика в качестве таковых.
На основании статьи 6 Закона (в той же редакции) заявление о регистрации в качестве страхователя должно быть подано юридическим лицом в исполнительный орган ФСС по месту своего нахождения в десятидневный срок со дня государственной регистрации.
Нарушение установленного статьей 6 Закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (статья 19 Закона в редакции от 22.04.2003 N 47-ФЗ, действующей до настоящего времени).
До введения в действие Федерального закона от 22.04.2003 N 47-ФЗ ответственность за нарушение страхователями срока регистрации была установлена специальными нормами федеральных законов о бюджете ФСС РФ на конкретный год. В частности, с 06.01.2000 года действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", статьей 10 которого устанавливалось, что применение финансовых санкций при нарушении порядка регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в виде штрафа в размере 10000 руб. (п.2 ст.116 НК РФ).
Нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика является длящимся нарушением, поскольку характеризуется непрерывным осуществлением состава данного противоправного деяния. Оно начинается с момента совершения противоправного действия (бездействия) и заканчивается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению правонарушения, что имеет место в рассматриваемом случае, когда Комитет, зарегистрированный в качестве юридического лица 11.02.2000 г., обратился в фонд с заявлением о регистрации в качестве страхователя 02.05.2007 г..
Таким образом, на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица существовала обязанность по его самостоятельной регистрации в органе ФСС РФ в качестве страхователя в установленный ст.6 Закона срок, а ответственность за нарушение данного срока была предусмотрена специальной нормой Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", отсылающей к нормам Налогового кодекса РФ, предусматривающего ответственность за аналогичные правонарушения. В этой связи ошибочен вывод суда первой инстанции о том, что на момент государственной регистрации Комитета в качестве юридического лица не существовало ответственности за неисполнение в установленный законом срок обязанности по регистрации (постановке на учет) в органе ФСС РФ.
Поскольку в момент обращения Комитета с заявлением о регистрации в качестве страхователя (2007 г.) рассматриваемая ответственность была предусмотрена статьей 19 Закона (в ред. от 22.04.2003 N 47-ФЗ), фонд правомерно применил к заявителю штрафную санкцию в соответствии с данной статьей, которой не ухудшено положение лица, привлекаемого к ответственности, по сравнению с ранее действовавшими нормами.
Доводы заявителя о том, что с 2004 года ответственность за непостановку в установленный срок на учет в органе ФСС РФ не применяется, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ с 01.01.2004 года, налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. Этим же законом были внесены изменения в статью 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Из указанного следует, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 01.01.2004 года. Именно о таких юридических лицах идет речь в Постановлении ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам".
Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до 01.01.2004 г., не установлена.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ не были внесены изменения в статью 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Указанная норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет свое действие.
В отношении Комитета запись о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц сделана налоговым органом 06.11.2002 (л.д.9), то есть до 01.01.2004 года, следовательно, заявитель должен был самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
Из этих же норм следует, что до 01.01.2004 года орган ФСС РФ не мог сам выявить факты непостановки юридических лиц на учет в качестве страхователей. Рассматриваемое правонарушение было обнаружено ответчиком лишь 02.05.2007 г.. - в момент, когда сам Комитет обратился с заявлением в качестве страхователя.
Таким образом, решение ответчика от 14.06.2007 N 361ш/88/67 о привлечении заявителя к ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. является правомерным, соответственно, правомерным является и требование ответчика от 14.06.2007 N 361ш/88/67 об уплате данного штрафа.
Нарушений порядка привлечения страхователя к ответственности органом ФСС РФ не допущено, доказательства направления акта, решения и требования страхователю представлены ответчиком в материалы дела.
Не имеет значения для оценки состава правонарушения то обстоятельство, что до 01.04.2007 г. работники Комитета находились в штате администрации Уинского муниципального района, где им начислялась и выплачивалась заработная плата (л.д.12), поскольку обязанность юридических лиц по регистрации в качестве страхователей устанавливалась статьей 6 Закона независимо от наличия у них работников и начисления страховаелями заработной платы или иных выплат.
Между тем данное обстоятельство расценивается судом апелляционной инстанции как обстоятельство, смягчающее ответственность Комитета, поскольку свидетельствует об отсутствии причинения вреда бюджету ФСС РФ в результате нарушения срока регистрации в качестве страхователя. С учетом данного обстоятельства, а также того, что Комитет является муниципальным учреждением, финансируемым из районного бюджета, суд на основании ст.ст.112,114 НК РФ считает возможным снизить размер взыскиваемой санкции до 500 руб. Применение данных норм в рамках дела об оспаривании решения о привлечении к ответственности является правомерным, поскольку взыскание рассматриваемых санкций производится органом ФСС РФ в бесспорном порядке (п.6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105), следовательно, принятие судом решения без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, противоречит ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту нарушенных прав и свобод.
С учетом изложенного оспариваемые решение и требование органа ФСС РФ являются правомерными в части взыскания с Комитета штрафа в сумме 500 руб. Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить в части признания недействительными решения и требования ответчика в части взыскания штрафа в сумме 500 руб. (5% от 10000 руб.).
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Следовательно, на заявителя расходы по госпошлине относится в размере 5 % (100 руб. по заявлению и 50 руб. по апелляционной жалобе), а на ответчика - в размере 95 % (1900 руб. по заявлению и 950 руб. по апелляционной жалобе).
При подаче заявления и жалобы в суды госпошлина сторонами не уплачивалась, между тем оснований для освобождения их от госпошлины не имеется, в том числе по пп.1 п.1 ст.333.37 НК РФ с учетом п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 258, 266, 268, 269, пунктами 1 и 4 части 1, частью 2 статьи 270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 августа 2007 года по делу А50-9313/2007-А8 отменить в части признания недействительным решения и требования Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ N 361ш/88/67 от 14 июня 2007 г.. в части взыскания штрафа в сумме 500 руб. и в части взыскания с ГУ Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ госпошлины, превышающей 1900 руб.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
2. Взыскать в доход федерального бюджета с Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ госпошлину по апелляционной жалобе 950 руб., с Комитета по управлению имуществом администрации Уинского муниципального района Пермского края госпошлину по заявлению 100 руб., по апелляционной жалобе 50 руб.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9313/2007
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Уинского муниципального района Пермского края, Комитет по управлению имуществом Уинского р-на
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение фонда социального страхования РФ, ГУ ПРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7080/07