г. Пермь
02 июня 2011 г. |
Дело N А71-5545/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Гребенкиной Н.А., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - представитель не явился,
от третьего лица ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - Соколов О.В. (удостоверение, доверенность от 11.01.2011),
от иных третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ЗАО "ЭГЗ-АВТО",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 марта 2011 года
по делу N А71-5545/2010
по заявлению ЗАО "ЭГЗ-АВТО" (ОГРН 1021800993730, ИНН 1827013270)
к Администрации муниципального образования "Город Сарапул"
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ГУ "Сарапульское лесничество", Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике
о признании действий незаконными,
установил:
ЗАО "ЭГЗ-АВТО" (заявитель) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "Город Сарапул" (ответчик) по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Горького, о возложении на ответчика обязанности передать в аренду указанный земельный участок.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ГУ "Сарапульское лесничество", Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике.
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.03.2011 (резолютивная часть от 05.03.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 09.03.2011 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что оснований для отнесения испрашиваемого в аренду земельного участка к землям лесного фонда не имеется, право собственности Российской Федерации на этот участок не зарегистрировано, действия ответчика по отказу в передаче земельного участка в аренду противоречат закону.
Ответчиком возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике в письменном отзыве указывает, что согласно кадастровому паспорту испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 18:30:000178:7 относится к землям населенных пунктов, право собственности на него не разграничено, материалы лесоустройства не подтверждают принадлежность этого земельного участка к землям лесного фонда.
Третье лицо Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике в своих пояснениях ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 18:30:000178:7 поставлен на кадастровый учет 03.07.2009, относится к категории земель - земли населенных пунктов, сведения о нем носят временный характер.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации города Сарапула от 14.05.2009 N 1125 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для установки временного сооружения для регистрации автомобильного транспорта площадью 49 кв.м в кадастровом квартале 18:30:000178 по ул. Горького.
Постановлением Главы администрации города Сарапула от 03.06.2009 N 1335 на основании заявления ЗАО "ЭГЗ-АВТО" утвержден акт выбора земельного участка площадью 49 кв.м, предварительно согласовано место размещения на этом земельном участке временного сооружения, не являющегося объектом недвижимости, для регистрации автомобильного транспорта по ул. Горького в кадастровом квартале 18:30:000178, согласно прилагаемому плану.
15.04.2010 ЗАО "ЭГЗ-Авто" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Сарапул" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером 18:30:000178:7, в аренду.
Письмом от 28.05.2010 ответчик сообщил заявителю о том, что распоряжение испрашиваемым земельным участком не входит в его полномочия, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.03.2004 указанный земельный участок относится к федеральной собственности.
Полагая, что действия ответчика по отказу в предоставлении земельного участка в аренду являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в ст. 34 ЗК РФ.
В силу положений указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
На основании заявления заинтересованного лица орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно материалам дела, схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка для установки временного сооружения для регистрации автомобильного транспорта площадью 49 кв.м утверждена постановлением Главы администрации города Сарапула от 14.05.2009 N 1125.
Кроме этого, постановлением Главы администрации города Сарапула от 03.06.2009 N 1335 утвержден акт выбора указанного земельного участка и предварительно согласовано место размещения на нем временного сооружения, не являющегося объектом недвижимости.
03.07.2009 испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 18:30:000178:7.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика полномочий по распоряжению указанным земельным участком, поскольку этот участок входит в состав земель лесного фонда, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. В силу п. 2 ст. 83 ЗК РФ земли населенных пунктов от земель иных категорий отделяют границы городских, сельских населенных пунктов.
17.03.2004 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда кварталы 1-74 площадью 3215 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, Сарапульский лесхоз, пригородное лесничество.
Статьей 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшей на момент государственной регистрации права собственности РФ на указанный участок лесного фонда, предусматривалось, что в федеральной собственности находятся лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны. При этом в лесной фонд не входили леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса) (ст. 10 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Черта города Сарапула была установлена постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 13.03.1992 N 335-ХП "Об утверждении городской черты города Сарапула".
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится и находился ранее в пределах городской черты города Сарапула, поэтому в силу положений ст. 10, 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ указанный земельный участок не мог входить в земли лесного фонда.
Действующей на момент рассматриваемых правоотношений ст. 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ также предусмотрено, что в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 22.07.2008 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 44381 га, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, Сарапульское лесничество: Керкмасское лесничество (кв.1-151), Октябрьское участковое лесничество (кв. 1-276).
Из кадастрового паспорта от 06.07.2009 следует, что земельный участок с кадастровым номером 18:30:000178:7 относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование "для регистрации автомобильного транспорта". Указанный земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером 18:30:000178:6, также относящегося к землям населенных пунктов.
Согласно кадастровому плану территории от 07.12.2007 земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 18:30:000178 относятся к категории земель - земли населенных пунктов, и имеют разрешенное использование, в том числе, "под промышленными объектами", "под административно-управленческими и общественными объектами".
Имеющиеся в материалах дела материалы лесоустройства, согласно которым спорный земельный участок расположен в квартале 19 Керкмасского участкового лесничества, не являются доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Так в проекте организации и развития лесного хозяйства Сарапульского лесхоза на 1998-2007 годы были выделены леса на площади 1985 га, расположенные в черте города (л.д. 48 т. 2). По данным государственного учета лесного фонда Сарапульского лесхоза на 01.01.2003 площадь лесов, не входящих в лесной фонд, на территории лесхоза составила 1985 га (л.д. 47 т. 2).
Как следует из сведений, представленных ГУ УР "Сарапульское лесничество", площадь лесов, расположенных в границах населенного пункта город Сарапул (городские леса), в квартале 19 Керкмасского участкового лесничества составляет 48 га (л.д. 45 т. 2).
Выписка из таксационного описания (лесоустройство 1997 года) Пригородного лесничества, выкопировка с планшета N 5 ГУ УР "Сарапульское лесничество" Керкмасское участковое лесничество, квартал 19 с указанием испрашиваемого земельного участка свидетельствуют о его нахождении на территории городских лесов (л.д. 14-16 т. 2).
Таким образом, нахождение испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда материалами дела не подтверждено.
Кроме этого, согласно материалам дела спор о правах на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 18:30:000178:7 отсутствует.
В письме от 15.02.2010 N 01-11/442, в пояснениях по настоящему иску Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике ссылалось на отсутствие доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, указывало, что он расположен в границах земель населенных пунктов и находится в государственной собственности, в связи с чем, распоряжение этим земельным участком осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, оснований для отказа в рассмотрении заявления ЗАО "ЭГЗ-АВТО" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:30:000178:7 в аренду для размещения временного сооружения у ответчика не имелось. Оспариваемые действия противоречат требованиям ст. 29, 34 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом в резолютивной части решения должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В качестве устранения допущенных нарушений заявитель просит обязать ответчика передать ему испрашиваемый земельный участок в аренду, что не соответствует порядку предоставления земельных участков, указанному в ст. 34 ЗК РФ. Надлежащим устранением нарушения прав заявителя в рассматриваемом споре должно быть принятие органом местного самоуправления соответствующего решения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах, решение суда от 09.03.2011 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ). Заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Государственная пошлина по заявлению и апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ). Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату согласно ст. 333.490 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2011 года по делу N А71-5545/2010 отменить.
Признать действия Администрации муниципального образования "Город Сарапул" по отказу в рассмотрении заявления ЗАО "ЭГЗ-АВТО" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 18:30:000178:7 незаконными, противоречащими требованиям ст. 29, 34 ЗК РФ.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Сарапул" в двухнедельный срок принять решение по вопросу о предоставлении указанного земельного участка в аренду ЗАО "ЭГЗ-АВТО".
Взыскать с Администрации муниципального образования "Город Сарапул" в пользу ЗАО "ЭГЗ-АВТО" (ОГРН 1021800993730, ИНН 1827013270) 3000 (три тысячи) руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить ЗАО "ЭГЗ-АВТО" (ОГРН 1021800993730, ИНН 1827013270) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины, излишне уплаченную по платежному поручению N 333 от 24.03.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5545/2010
Истец: ЗАО "ЭГЗ-Авто"
Ответчик: Администрация МО "Город Сарапул", Администрация Муниципального образования "город Сарапул"
Третье лицо: ГУ "Сарапульское лесничество", ГУ УР "Сарапульское лесничество", Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА УР, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра, и картографии по УР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Удмуртской Республике", ФГУ Земельная кадастровая палата по УР