город Омск
06 июля 2011 г. |
Дело N А46-645/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3781/2011) закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 7" ОГРН 1025500510200, ИНН 5501014652 (далее - ЗАО "СМТ-7"; Общество; заявитель),
на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2011 по делу N А46-645/2011 (судья Чернышёв В.И.), принятое
по заявлению ЗАО "СМТ-7"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - Управление Росприроднадзора по Омской области; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2010 N ВЗТА - 723/2,
при участии в судебном заседании:
от Управления Росприроднадзора по Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом;
от ЗАО "СМТ-7" - Жусупов С.А. по доверенности от 20.04.2011, действительной до 12.08.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ЗАО "СМТ-7" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Омской области, в котором просило признать незаконным и отменить постановление от 29.12.2010 N ВЗТА - 723/2, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на доказанность в действиях Общества состава административного правонарушения.
В апелляционной жалобе ЗАО "СМТ-7" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы просит применить к нему положения статьи 2.9 КоАП РФ, а также настаивает на отсутствие в его действиях вменяемого события административного правонарушения.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.12.2010 сотрудниками Управления Росприроднадзора по Омской области на основании распоряжения от 10.12.2010 N 364н, в целях исполнения плана контрольно-надзорных мероприятий на 2010 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Российской Федерации от 23.12.2009 N 381, в период с 16.12.2010 по 30.12.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "СМТ-7" требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой в деятельности Общества были выявлены нарушения требований статей 14, 15, 18 Федерального закона от 24.05.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Так, проверкой было установлено, что при осуществлении ЗАО "СМТ-7" производственной деятельности образуются отходы I-IV класса опасности.
В нарушение указанных выше норм паспорта на отходы I-IV класс опасности у Общества отсутствуют.
Кроме того, сотрудники, допущенные ЗАО "СМТ-7" к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2009 год до 07.07.2010 заявителем не представлена.
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором РФ по Омской области, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Омской области 28.12.2010 составлен протокол N ВЗТА-723/2 об административном правонарушении.
На основании указанного протокола от 28.12.2010 N ВЗТА-723/2 вынесено постановление N ВЗТА-723/2 от 29.12.2010 о признании юридического лица ЗАО "СМТ-7" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что вышеуказанное постановление административного органа нарушает права и законные интересы ЗАО "СМТ-7", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
29.04.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) обращением с отходами признается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
На основании статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.08.2007 издан приказ N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов ", которым утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Пунктом 2.2 Порядка установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
В силу пункта 2.3 Порядка паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -
Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:
- подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение N 1 к настоящему порядку);
- согласование паспортов опасных отходов (пункт 2.4 приказа).
Материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в пункте 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отхода.
Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с Инструкцией по ее заполнению, которые утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 785.
Срок действия паспорта опасного отхода:
- для отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, не устанавливается;
- для отходов, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, ограничивается на период регистрации данного отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов.
Состав документов и материалов, представляемых заявителем в уполномоченный орган для паспортизации отходов, указан в пункте 3.1 названного Порядка. Он различается в зависимости от того, зарегистрирован отход в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утвержденном приказом от 02.12.2002 N 786, или нет.
В частности, для отходов, отсутствующих в ФККО, заявителем в соответствии с Критериями должны быть подготовлены материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Согласно пункту 3 Критериев класс опасности отхода определяется расчетным или экспериментальным методом лицом, у которого они образовались. В случае отнесения отхода расчетным путем к V классу опасности (практически неопасные) требуется подтверждение этого экспериментальным методом.
При отсутствии подтверждения отходы могут быть отнесены к IV классу опасности (малоопасные). Согласно пункту 15 указанного документа экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя уполномоченный орган обеспечивает рассмотрение материалов заявителя и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.
В силу пункта 5.5.11 Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" паспортизация опасных отходов осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами на основании представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами информации, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения
отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
Арбитражный суд первой инстанции, проанализировав вышеизложенные правовые нормы, правильно пришел к выводу о том, что Общество при осуществлении своей деятельности должно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора информацию обо всех отходах, которые образуются в процессе деятельности.
В случае подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, Росприроднадзор оформляет и выдает документы, подтверждающие отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды и согласует паспорта опасных отходов.
Таким образом, юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы, должны иметь паспорта опасных отходов.
Судом первой инстанцией установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что в ходе проверки административным органом было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО "СМТ-7" образуются отходы производства и потребления следующих классов опасности:
- II - аккумуляторы свинцовые отработанные;
- III - обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более), масла индустриальные отработанные;
- IV - отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта на его базе, покрышки отработанные, мусор от бытовых помещений несортированный;
- V - остатки и огарки стальных сварочных электродов.
В нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридическим лицом не подтверждено отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, отсутствуют паспорта опасности отходов с II по IV класс опасности.
В апелляционной жалобе ее податель отмечает, что к моменту вынесения обжалуемого постановления Обществом были составлены и направлены в адрес административного органа необходимые паспорта на согласование.
Вместе с тем заявителем не учтено, что факт обращения ЗАО "СМТ N 7" в территориальный орган Росприроднадзора с заявлениями и согласовании паспорта опасных отходов не свидетельствует о соблюдении им в полном объеме требований природоохранного законодательства, поскольку согласно Сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2009 года, подготовленным Обществом, за отчетный период у ЗАО "СМТ-7" образовалось 57, 171 тонна отходов, из них:
- по II классу опасности (аккумуляторы свинцовые отработанные) 0,200 тонн;
- по III классу опасности (обтирочный материал, загрязненный маслами; масла индустриальные отработанные) 1,400 тонн;
- по IV классу опасности (отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта на его базе) 2,200 тонн.
Указанные отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786.
Обращение заявителя за согласованием паспортов опасных отходов после проведения проверки не свидетельствует о соблюдении им природоохранного законодательства в ходе проверки.
В силу статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Судом первой инстанции установлено, что директор Шахова В.В., главный инженер Козыкина В.В., главный инженер Лещев М.А., начальник БСЦ Будякина В.Г., главный энергетик Болотов С.М., начальник ПТО Гильярдт В.В., начальник арматурного цеха Гаврилова Д.С., начальник формовочного цеха Прохорова Л.В., начальник РМЦ Пожеленок В.Н., инженер по ТБ Розуменко Г.Ф., директор ЗКПД Лавренко В.Н., инженер Крысов Н.Б., директор УПТК Кипервар Д.Г., начальник технического отдела Пресман О.И., и др., назначенные приказом генерального директора от 09.04.2010 ответственными лицами за охран у окружающей среды и осуществляющими в силу данного приказа складирование люминесцентных ламп (отходы I класса опасности), боя ж/б изделий, отработанных масел (отходы III класса опасности), не прошли обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования организует и контролирует
подготовку и аттестацию специалистов в области обеспечения экологической безопасности.
31.07.2008 Министерством образования и науки РФ утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления", "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля", "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
Подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами", а также в соответствии с требованиями Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", предусматривающими, в том числе, лицензирование научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования. При успешном завершении квалификационных испытаний соискателю выдается удостоверение (свидетельство) о повышении квалификации государственного образца.
Как следует из письма ЗАО "СМТ N 7" от 28.03.2011, во исполнение предписания N ВЗТА-723/2, выданного Управлением Росприроднадзором по Омской области 30.12.2010, заявителем проведено обучение лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV опасности.
Однако, доказательств невозможности исполнения указанных требований закона на момент издания приказа "О назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды" от 09.04.2010, заявителем не представлено.
В силу статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым относится и ЗАО "СМТ-7" (среднесписочная численность 238 человек), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В целях реализации части 4 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Министерством природных ресурсов и экологии РФ Приказом N 30 от 16.02.2010 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), согласно которому отчетный период составляет один календарный год, отчетной датой является 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Пунктом 2 Приказа от 16.02.2010 N 30 установлено, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2009 год представляется в соответствующие территориальные органы федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 июля 2010 года.
Состав отчетности определен в пункте 8 указанного Порядка.
Таким образом, как верно пришел к выводу суд первой инстанции, установлена обязанность юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, представить в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 июля 2010 года отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Совершение правонарушения подтверждается протоколом N ВЗТА-723/2 об административном правонарушении; объяснениями представителя ЗАО "СМТ N 7" (Пресман О.И.), зафиксированными в протоколе; постановлением N ВЗТА-723/2 о назначении административного наказания от 29.12.2010.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства в области обращения с отходами и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на необходимость применения к нему положений статьи 2.9 КоАП РФ, регламентирующей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным указанием заявителя, в силу следующего.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется, поскольку обстоятельства совершения ЗАО "СМТ-7" административного правонарушения не имеют свойства исключительности. Более того, наличие на территории объектов заявителя отходов, обладающих опасностью, в значительном количестве, отсутствие утвержденных паспортов отходов, прошедших специальное обучение по обращению с опасными отходами работников свидетельствуют об отсутствии оснований для вывода о малозначительности правонарушения Общества.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2011 по делу N А46-645/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-645/2011
Истец: ЗАО "Строительно-монтажный трест N 7"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области