город Омск |
|
14 ноября 2011 г. |
Дело N А46-645/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8797/2011) закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 7" на определение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2011 о прекращении производства по заявлению о предоставлении рассрочки по уплате штрафа, вынесенного в рамках дела N А46-645/2011 (судья Чернышёв В.И.), возбужденного по заявлению закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N7" (ОГРН 1025500510200, ИНН 5501014652)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2010 N ВЗТА - 723/2,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 7" - Ханина Н.В. по доверенности б/н от 15.08.2011 сроком действия один год, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области - Пономарёва Н.Г. по доверенности N 02-01-06/3254 от 09.06.2011 сроком действия один год, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Строительно-монтажный трест N 7" (далее -ЗАО "СМТ-7", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении рассрочки оплаты штрафа, наложенного постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - Управление Росприроднадзора по Омской области) от 29.12.2010 N ВЗТА-723/2, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Определением от 08.08.2011 по делу N А46-645/2011 заявление ЗАО "СМТ-7" принято к рассмотрению Арбитражного суда Омской области, производство по которому определением от 23.09.2011 было прекращено на основании пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как неподлежащее рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с принятым определением от 23.09.2011, ЗАО "СМТ-7" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о предоставлении рассрочки по уплате штрафа в размере 100 000 руб., наложенного постановлением от 29.12.2010 о привлечении к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ЗАО "СМТ-7", ссылаясь на статью 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на подведомственность рассмотрения данного заявления арбитражному суду, поскольку среди участников настоящего спора нет физических лиц, а положения вышеназванной статьи не содержат исчерпывающего перечня вопросов, которые подлежат рассмотрению судом.
По мнению подателя жалобы, в статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции от 18.07.2011), предусмотрена альтернатива подачи заявления о предоставлении отсрочки исполнения исполнительного документа в суд, другой орган, к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
До начала судебного заседания представитель ЗАО "СМТ-7" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии платежного поручения N 1340 от 24.10.2011, подтверждающего частичную оплату штрафа в размере 25 000 руб.
Рассмотрев заявленное Обществом ходатайство, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для его удовлетворения.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Учитывая, что представитель ЗАО "СМТ-7" не указал уважительных причин невозможности предоставления копии платежного поручения N 1340 от 24.10.2011 в суд первой инстанции, а также принимая во внимание то, что данный документ не имеет правового значения при апелляционном обжаловании определения о прекращении производства по заявлению о предоставлении отсрочки уплаты штрафа, поскольку названное заявление по существу рассмотрено не было, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства ЗАО "СМТ-7" о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управление Росприроднадзора по Омской области отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, считая определение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.12.2010 сотрудником Управления Росприроднадзора по Омской области Дмитренко В.С. на основании распоряжения от 10.12.2010 N 364н, в целях исполнения плана контрольно-надзорных мероприятий на 2010 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Российской Федерации от 23.12.2009 N 381, в период с 16.12.2010 по 30.12.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "СМТ N 7" требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой в деятельности ЗАО "СМТ N 7" были выявлены нарушения требований статей 14, 15, 18 Федерального закона от 24.05.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором РФ по Омской области, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области Дмитренко В.С. 28.12.2010 составлен протокол N ВЗТА-723/2 об административном правонарушении.
На основании указанного протокола от 28.12.2010 N ВЗТА-723/2 вынесено постановление N ВЗТА-723/2 от 29.12.2010 о признании юридического лица ЗАО "СМТ N 7" виновным в административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, считая указанное постановление административного органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2011 по делу N А46-645/2011 в удовлетворении заявления ЗАО "СМТ-7" о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2010 N ВЗТА - 723/2 было отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 решение суда первой инстанции от области от 29.04.2011 оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
04.08.2011 ЗАО "СМТ-7" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате штрафа, наложенного постановлением Управления Росприроднадзора по Омской области N ВЗТА-723/2 от 29.12.2010.
В обоснование предоставления рассрочки уплаты административного штрафа Общество сослалось на свое тяжелое финансовое положение и невозможность в связи с этим своевременно и одномоментно оплатить штраф.
Определением от 23.09.2011 по делу N А46-645/2011 производство по заявлению ЗАО "СМТ-7" было прекращено.
Проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Порядок и условия предоставления рассрочки предусматривается статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
При этом доводы апелляционной жалобы о подведомственности настоящего спора арбитражному суду со ссылками на статью 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку обязанность по уплате административного штрафа возникла из постановления административного органа, а не в связи с решением арбитражного суда по привлечению лица к административной ответственности.
Ссылки Общества на положения Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не подтверждают обоснованность позиции подателя жалобы о наличии альтернативы подачи заявления о предоставлении отсрочки исполнения исполнительного документа, поскольку подведомственность спора, связанного с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя, осуществленных в рамках исполнительного производства, определяется в зависимости от органа, выдавшего исполнительный документ.
Статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставлена возможность рассрочки исполнения постановления административного органа при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа невозможно в установленные сроки. Орган или должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом или должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Поскольку постановление N ВЗТА-723/2 от 29.12.2010 о привлечении ЗАО "СМТ N7" к административной ответственности было вынесено Управлением Росприроднадзора по Омской области, то и рассмотрение вопроса о предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа отнесено к компетенции данного административного органа.
Таким образом, требования Общества о предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа, назначенного административным органом, неподведомственны арбитражному суду, на что было обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом поредении.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращает производство в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах, прекратив производство по заявлению ЗАО "СМТ N 7" о предоставлении рассрочки по оплате административного штрафа в размере 100 000 руб., наложенного на основании постановления N ВЗТА-723/2 от 29.12.2010 Управления Росприроднадзора по Омской области, суд первой инстанции принял законное о обоснованное определение.
Таким образом, нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Омской области не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого определения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел (об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2011 о прекращении производства по делу N А46-645/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-645/2011
Истец: ЗАО "Строительно-монтажный трест N 7"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области