г.Москва |
|
11.07.2011
|
N 09АП-14483/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2011
Дело N А40-138602/09-93-1135
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2011 по делу N А40-138602/09-93-1135, судьи Григорьевой И.Ю.
по заявлению ИП Горшковой Г.А. (117071, г.Москва, Ленинский пр-т, д.18, кв.2)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
при участии:
от заявителя: Островского А.Л. по доверенности от 02.12.2010, Гаврюшкиной О.Н. по доверенности от 07.07.2010;
от заинтересованного лица: Кравец А.Г. по доверенности от 28.02.2011 N 33-и-501/11, удостоверение N 525,
УСТАНОВИЛ
ИП Горшкова Г.А. обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы, выраженных в отказе, изложенном письме от 18.09.2009 N 33-5П-2615/9-(0)-1, в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005016:22, расположенного по адресу: г.Москва, просп.Комсомольский, д.19А, путем заключения договора купли-продажи земельного участка по цене, равной 20% кадастровой стоимости, а также об обязании ответчика выдать Горшковой Г.А. договор купли-продажи указанного земельного участка с предложением к его заключению по выкупной цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2010, принятым по данному делу, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 09АП-4720/2010-АК, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.07.2010 N КГ-А40/5365-10 решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 09АП-4720/2010-АК по данному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
Кассационная инстанция указала на то, что отказывая в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения, содержащиеся в Распоряжении Департамента земельных ресурсов города Москвы от 12.08.2008 N 2410, которым был утвержден проект границ выкупаемого земельного участка в размерах, занимаемых зданием заявителя, суды не приняли во внимание тот факт, что оно принято уже после того времени, когда был уже сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок N 77:01:0005016:22. Кроме того, суды не проверили и того обстоятельства, когда было исполнено это распоряжение в действительности, если последнее и имело место фактически.
Рассмотрев заявление ИП Горшковой Г.А., с учетом уточнения заявленных требований, а также с учетом указаний ФАС МО, решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2011 заявленные ИП Горшковой Г.А. требования о признании незаконным действия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выраженного в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005066:22, расположенного по адресу: г.Москва, проспект Комсомольский, д.19А, путем заключения договора купли-продажи земельного участка по цене равной 20% кадастровой стоимости удовлетворены. Суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы выдать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005066:22 с предложением к его заключению по выкупной стоимости 20% кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Представитель заявителя возражает против доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, 15.03.1999 по договору купли-продажи N 8-3/104, заключенному между Специализированным учреждением "Российский фонд федерального имущества" и Горшковой Г.А., являющейся победителем аукциона, последняя приобрела за 5 308 000 руб. на праве собственности здание бывшего общежития прапорщиков площадью 289 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Комсомольский проезд, д.19А.
Согласно приложению N 1 к договору к объекту покупки был отведен земельный участок площадью 1 704 кв.м., территориальные границы и площадь которого подлежали уточнению.
Спорное помещение расположено на участке площадью 1 200 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 09.10.2009 N 19/146/2009-1045.
17.08.2009 ИП Горшкова Г.А. обратилась в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005016:22, площадью 1 200 кв.м. по адресу: г.Москва, просп.Комсомольский, вл.19А, необходимого для размещения и эксплуатации здания площадью 765,8 кв.м., по цене, равной 20% кадастровой стоимости.
18.09.2009 ИП Горшкова Г.А. получила ответ, в котором указано, что поскольку по предоставленному кадастровому паспорту земельного участка по указанному адресу разрешенное использование определено как реконструкция и последующая эксплуатация прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций, а в соответствии с действующим законодательством земельные участки предоставляются в собственность исключительно для целей эксплуатации объектов строительства, то рассмотрение вопроса оформления в собственность спорного земельного участка возможно лишь после внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок приобретения права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом. При этом собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу правовой позиции, изложенной в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.05.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Анализируя порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю (ст.ст.3 - 4).
Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), Департамент земельных ресурсов города Москвы выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющихся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений, заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.2 указанного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП). Договор купли-продажи земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме "одного окна".
В соответствии с п.2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.
Заявление на оформление договора купли-продажи участка в собственность подается по установленной форме, содержащейся в приложении N 22 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, и должно содержать юридический, почтовый адрес организации, наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО, КПП организации. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту и в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, к заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданной в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Горшкова А.Г. приложила к заявлению, поданному в Департамент земельных ресурсов города Москвы, полный комплект документов, необходимых для приобретения прав на спорный земельный участок.
Из текста письма Территориального управления в ЦАО Департамента земельных ресурсов города Москвы от 18.09.2009 N 33-5ТО-2685/9-(0)-1 усматривается, что невозможность предоставления земельного участка в собственность мотивирована тем, что земельный участок предоставлялся для реконструкции и последующей эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций, в связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 2 ст.35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предельные размеры площади земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п.3 ст.33 Земельного кодекса РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из материалов дела следует, что заявитель, являясь собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, просп.Комсомольский, д.19А, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что указанные ответчиком в письменном отказе основания отказа противоречат положениям действующего земельного законодательства, поскольку не предусмотрены ст.ст.36, 28 Земельного кодекса РФ.
Факт наличия разрешенного использования земельного участка - реконструкция и последующая эксплуатация прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций, не является препятствием для предоставления земельного участка в собственность, так как вид разрешенного использования не имеет правого значения для возможности предоставления земельного участка в собственность и в силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не является основанием для отказа в его предоставлении.
Фактическое использование спорного земельного участка подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 19/14/2009-1044 от 09.10.2009, из которой следует, что здание, принадлежащее заявителю, находится в аренде у Компании с ограниченной ответственностью "Монитор Групп Си-Ай-Си", то есть находится в эксплуатации.
При этом данный участок ранее предоставлен в аренду Горшковой Г.А. на основании заключенного между Москомземом (арендодатель) и Горшковой Г.А. (арендатор) договора аренды от 31.05.2000 N М-01-506430, именно в целях эксплуатации и разработки проекта реконструкции существующего нежилого здания.
В силу ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставление земельного участка в собственность при его приватизации осуществляется в границах, которые определяются по кадастровому паспорту, предоставленному покупателем.
Согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в силу прямого указания п.5 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, а указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса общества, а также к договору купли-продажи земельного участка.
В силу положений ст.1, 3 указанного Федерального закона его действие распространяется на все случаи продажи имущества, находящегося в государственной либо муниципальной собственности, в том числе на отчуждение земельных участков.
Таким образом, действующее законодательство не предоставляет органам государственной власти и местного самоуправления права уменьшать площадь или изменять границы земельного участка, о выкупе которого заявлено собственниками расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений.
В силу изложенного, ст.36 Земельного кодекса РФ, пунктов 3, 5 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" спорный земельный участок должен быть предоставлен в границах, установленных его кадастровым паспортом.
Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.08.2004 N 4345/04, в котором указано, что земельный участок при его отчуждении в порядке п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ должен предоставляться в границах, установленных его кадастровым паспортом.
Кроме того, как отмечено выше, заявитель в соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ предоставил в Департамент земельных ресурсов города Москвы полный комплект документов. Истребование иных документов у заявителя запрещено пунктом 5 ст.36 Земельного кодекса РФ.
Доказательств того, что спорный земельный участок является ограниченным или изъятым из оборота, зарезервированным для государственных и муниципальных нужд Департаментом не представлено.
Кроме этого, решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.05.2011 по делу N А40-42711/10-106-210, признано недействительным распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 12.08.2008 N 2410 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Комсомольский проспект, вл.19А, используемого Горшковой Гильдой Александровной для эксплуатации здания под административные цели".
Основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность в порядке п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, на которые сослался Департамент земельных ресурсов города Москвы, законом не предусмотрены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону, нарушении прав и законных интересов заявителя, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку из вышеизложенного следует, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права и дана правильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, а также с учетом выполненных указаний суда кассационной инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2011 по делу N А40-138602/09-93-1135 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138602/09-93-1135
Истец: ИП Горшкова Г.А.
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы