г. Владивосток |
Дело |
03 августа 2011 г. |
N А51-1902/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева
судей И.Л. Яковенко, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.В. Лукониной
при участии:
от Войсковой части 83417 - юрисконсульт Агафонов В.В. - удостоверение ОТ N 109811, доверенность N 1439 от 06.04.2011 со специальными полномочиями;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: специалист 1 разряда УФК по ПК Бородихина Н.П. -удостоверение 25N 1337 от 02.04.2010, доверенность 20-11-29/66 от 29.03.2010 с общими полномочиями;
от Приморского края в лице Администрации Приморского края, от Департамента социальной защиты населения Приморского края, от Департамента финансов Приморского края - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
апелляционное производство N 05АП-4709/2011
на решение от 14.06.2011
судьи Т.В. Нинюк
по делу N А51-1902/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) Войсковой части 83417
к Приморскому краю в лице Администрации Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края
о взыскании 26 739 рублей 25 копеек
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 83417 обратилась в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о взыскании 26 739 руб. 25 коп. - некомпенсированные расходы, связанные с предоставлением мер социальной защиты поддержки инвалидам и семьям с детьми-инвалидами за декабрь 2007 г., за январь - май 2008 г.. (включительно) на основании государственного контракта N 1ш от 17.03.2005 г.. на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в размере 50 процентов за счет средств федерального бюджета.
Определением суда от 07.04.2011 года по ходатайству истца ответчики: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края заменены на надлежащих ответчиков: Приморский край в лице Администрации Приморского края, Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 22 872 рубля 88 копеек расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам и семьям с детьми инвалидами за январь-май 2008 года. В удовлетворении исковых требований на сумму 3 866 рублей 37 копеек отказано.
В удовлетворении исковых требований к Приморскому краю в лице Администрации Приморского края отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" указал, что обязанность по возмещению расходов энергоснабжающей организации на предоставление льгот инвалидам возлагается на субъект РФ, а не Министерство финансов РФ. Указал, что в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждены фонды компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с чем полагал, что обязательства в соответствии с указанными федеральными законами выполнены ответчиком в полном объеме. Заявитель жалобы также счел необоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности факта несения истцом убытков в связи с предоставлением льгот указанным лицам.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В отзыве истец, ссылаясь на положение п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", предоставление первичной документации в суд первой инстанции, доказанность факта предоставления льгот инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционная коллегия установила, что 17.03.2005 между Войсковой частью 83417 (Исполнитель) и Администрацией Приморского края заключен государственный контракт на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов за счет средств федерального бюджета N 1Ш, с дополнительным соглашением к нему N 3 от 01.01.2008.
В соответствии с контрактом Исполнитель обязуется предоставлять меры социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан, указанным в Приложении N 1 контракта, в том числе в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а Администрация Приморского края обязуется возмещать Исполнителю из средств федерального бюджета недополученные доходы, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1.2. дополнительного соглашения N 3 к государственному контракту N 1Ш уполномоченным органом по исполнению прав и обязанностей Администрации является Департамент социальной защиты населения Приморского края".
Истец в период декабрь 2007, январь-май 2008 предоставлял коммунальные услуги инвалидам и семьям с детьми-инвалидами с учетом указанных льгот.
Поскольку Департамент социальной защиты населения Приморского края не компенсировал истцу расходы в сумме 26 739 рублей 25 копеек за указанный период, истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленное исковое требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Частью 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что вопросы защиты семьи и социальной защиты (включая социальное обеспечение) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 28.2 названного Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета бюджетов субъектов РФ.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление, как установлено пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, является Минфин России.
В силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанный закон дополнен статьей 26.3, согласно которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов), осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу Закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ положения федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социальной поддержки и социального обеспечения граждан (в том числе инвалидов), которыми определяется объем и порядок финансирования соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций их федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по данному вопросу не установлено иное.
Средства на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", должны были предусматриваться в 2007 и 2008 году субъектом РФ в бюджете субъекта РФ.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", категория льготников-инвалидов в перечень граждан, имеющих правовые гарантии социальной поддержки согласно указанному закону, не включены.
Согласно Закону Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" и Закону Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" субвенции на оказание социальной поддержки инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг муниципальным образованиям не предусмотрены.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2066 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" установлены субвенции бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в размере 81 712 621,4 рублей. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 89 971 754,2 рублей.
Согласно приложению N 6 к Закону Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" краевому бюджету в 2007 году установлены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 1145536,90 рублей. Приложением N 6 к Закону Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" указанные субвенции установлены в размере 1 274 425,60 рублей. Таким образом, установленные федеральными законами о бюджетах на 2007 и 2008 годы субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан перечислены в краевой бюджет, субвенции на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам в краевом бюджете предусмотрены не были.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что предоставление мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации.
При этом апелляционная коллегия исходит из того, что право требования возмещения с РФ понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность РФ по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство РФ может быть прекращено только путем его исполнения.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг льготной категории граждан в спорный период подтвержден списками граждан, включенных в федеральный регистр, с указанием Ф.И.О. льготника, его адреса, вида и номера документа удостоверяющего право на льготу, сумму предоставленной льготы. Указанные списки проверены Департаментом социальной защиты населения администрации Приморского края. На этом основании довод заявителя жалобы о неподтвержденности истцом факта предоставления льгот указанным категориям граждан судом апелляционной инстанции отклонен как несостоятельный.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что некомпенсированные расходы истца должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации и отказал в удовлетворении исковых требований к Приморскому краю в лице Администрации Приморского края.
Вместе с тем, ответчик заявил о пропуске истом срока исковой давности за период декабрь 2007, январь 2008.
Статьей 196 Гражданского кодекса РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня возникновения права на иск, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
С учетом положений ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в декабре 2007 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2008, и соответственно истек 01.01.2011.
Учитывая, что исковое заявление подано в Арбитражный суд Приморского края 10 февраля 2011, суд первой инстанции верно установил, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям в сумме 3 866 рублей 37 копеек за декабрь 2007. Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности за январь 2008 судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку срок исковой давности по взысканию компенсации льгот, предоставленных в январе 2008 году, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2009, и соответственно истекает только 01.01.2012.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика 22 872 рубля 88 копеек расходов за период с января по май 2008 года.
Апелляционная коллегия полагает ошибочным довод заявителя жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции относительно взыскания с него судебных расходов истца по оплате государственной пошлины по иску со ссылкой на подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, поскольку освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленных частью 1 статьи 110 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2011 по делу N А51-1902/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1902/2011
Истец: Войсковая часть 83417
Ответчик: в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края, Приморский край в лице администрации ПК, Приморский край в лице администрации Приморского края, РФ в лице Министерства финансков РФ
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16349/2011
01.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16349/2011
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5001/11
03.08.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4709/11