г. Владивосток |
Дело |
15 июля 2011 г. |
N А51-11495/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки
судей И.Л. Яковенко, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии
от уполномоченного органа: госналогинспектор МИНФНС России N 9 Сторожилова Г.Г., удостоверение УР N 648976, доверенность N 12-45-1915 от 04.07.2011 с общими полномочиями; от конкурсного управляющего: Дёмина А.Ю., доверенность от 11.07.2011 с общими полномочиями,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4176/2011
на определение от 27.05.2011
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-11495/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" (ИНН 2525012627, ОГРН 1052502183513)
о признании несостоятельным (банкротом),
по заявлению уполномоченного органа о включении дополнительного требования
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2010 введено внешнее управление в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" сроком на двенадцать месяцев, внешним управляющим утвержден Екидин Александр Александрович, рассмотрение отчета внешнего управляющего назначено на 14.12.2011.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) СХПК "Витязь-Пограничья" в Арбитражный суд Приморского края обратилась Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника дополнительного требования по налогу на доходы физических лиц в размере 95 308 руб., в том числе 69 646 руб. пени, 25 662 руб. штрафных санкций.
Определением от 27.05.2011 Арбитражный суд Приморского края признал обоснованным и включил в третью очередь реестра требований кредиторов Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю в размере 25 662 рубля штрафных санкций, в остальной части заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить в части отказа в удовлетворении требования по включению в реестр требований кредиторов должника пени по НДФЛ в размере 69 646 руб. в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, разрешить вопрос по существу.
Указал на то, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, соответственно, пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 не может применяться в отношении пеней, начисленных по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых должник выступает налоговым агентом, соответственно, сумма задолженности по пеням в размере 69 646 руб. должна быть включена в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явились представители уполномоченного органа, конкурсного управляющего. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК РФ.
Суд уточнил у представителя уполномоченного органа объем обжалования судебного акта. Представитель уполномоченного органа на вопрос суда пояснил, что обжалует судебный акт в части не включения пеней, подлежащих уплате в связи с нарушением сроков уплаты налога на доходы физических лиц, в реестр требований кредиторов. Представитель конкурсного управляющего против проверки части судебного акта не возразил.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверил законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Определение Арбитражного суда Приморского края просит отменить в обжалуемой части.
Представитель конкурсного управляющего на доводы апелляционной жалобы возразил. Определение Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени по НДФЛ в размере 69 646 руб., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
В этой связи суд первой инстанции учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда РФ N 20-П, о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
При таких обстоятельствах апелляционным судом отклоняется довод заявителя о том, что положения пункта 10 указанного постановления не применяются в отношении пеней и штрафов, начисленных по налогам, в отношении которых должник выступает налоговым агентом, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Согласно пунктам 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что пени за неперечисление НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности, не подлежат включению в реестр кредиторов должника, а взыскиваются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 69 646 руб. является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2011 по делу N А51-11495/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11495/2010
Должник: СХПК "Витязь-Пограничья"
Кредитор: СХПК "Витязь-Пограничья"
Третье лицо: Едикин А. А., Екидин А. А., Лисица В. Е., Лисица Виктор Евгеньевич, Марченко Алексей Алексеевич, МИФНС РФ N 9 по Приморскому краю, НП "РОссийская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (НП ""РСО ПАУ"), ОАО Россельхозбанк, ОАО Российский сельскохозяйственный банк, ООО "Долина", Приморский РФ ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", Сазонкин А. А., Сазонкин Алексей Александрович, Управление Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю, Управление Федеральной регистрационной службы по ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по ПК
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3409/13
26.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3409/13
17.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3409/13
12.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3409/13
15.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3409/13
18.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-221/13
11.02.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2459/11
11.12.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9065/12
26.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5644/12
08.10.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7474/12
15.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1225/12
17.01.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9453/11
15.07.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4176/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2824/11
28.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2459/11