г. Чита
20 июля 2011 г. |
Дело N А19-5775/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Доржиева Э.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сбитневой Татьяны Степановны (ОГРН 304380832900151, ИНН 381100381840) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2011 года по делу N А19-5775/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Сбитневой Татьяны Степановны к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703) о признании незаконным и отмене постановления от 9 марта 2011 года по делу об административном правонарушении N 10607000-659/2010
(суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Индивидуальный предприниматель Сбитнева Татьяна Степановна (далее - предприниматель, Сбитнева Т.С.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 9 марта 2011 года по делу об административном правонарушении N 10607000-659/2010.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2011 года в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), соблюдении таможней процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности и отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Сбитнева Т.С. обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку нарушение законодательства допущено из-за технической ошибки в указании артикула при оформлении заявки на получение сертификата соответствия (вместо артикулов "S222-49" и "S222-50" в заявке были указаны артикулы "S222-49" и "S222-50"), при этом в грузовой таможенной декларации наименование артикулов указано верно, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям совершенное правонарушение не представляет.
В отзыве от 7 июля 2011 года на апелляционную жалобу административный орган выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания предприниматель и административный орган извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200038784421, 67200038775542 и 67200038775559, возвращенным конвертом N 67200038775566, а также отчетом о публикации 17 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между предпринимателем (покупателем) и поставщиком - Хэйлунцзянской торговой компанией "Цзыфэн" (КНР) 8 апреля 2008 года был заключен внешнеторговый контракт N HBZ-310-333 на поставку товаров, ассортимент, количество и цена которого определяется сторонами отдельно по каждой отгрузке (т. 1 - приложение, л.д. 124-125).
Приложением от 18 марта 2010 года к названному контракту стороны пришли к соглашению об увеличении суммы контракта до 500 000 долларов США, а также об изменении спецификации к контракту, согласно которой продавец продает на условиях DAF-Забайкальск следующие товары: игрушка механическая (пластмассовая машина), игровые наборы, куклы одетые, машины для катания детей (т. 1 - приложение, л.д. 127).
В ноябре 2010 года по указанному внешнеторговому контракту в адрес предпринимателя поступил товар - игрушки в ассортименте.
Предпринимателем на Иркутский таможенный пост к таможенному оформлению в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" подана таможенная декларация N 10607040/111110/0009231 на товары десяти наименований - игрушки в ассортименте (т. 1 - приложение, л.д. 11).
В подтверждение соблюдения торговых ограничений предпринимателем представлен сертификат соответствия от 11 ноября 2010 года N РОСС CN.АЮ68.А03360 (т. 1, л.д. 25).
По результатам рассмотрения представленных при таможенном декларировании документов должностными лицами таможни установлено, что в сертификате соответствия от 11 ноября 2010 года N РОСС CN.АЮ68.А03360 отсутствует информация о товаре, сведения о котором указаны в таможенной декларации на товары - пластмассовая машина инерционная с артикулами S222-49 и S222-50.
Указанное обстоятельство подтверждается актом таможенного досмотра от 22 ноября 2010 года N 10607040/221110/000951 (т. 1 - приложение, л.д. 26-119).
По данному факту определением N 10607000-659/2010 от 29 ноября 2010 года в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование (т. 1 - приложение, л.д. 1-7), по окончании которого составлен протокол об административном правонарушении от 28 февраля 2011 года N 10607000-659/2010 (т. 2 - приложение, л.д. 329-339).
Постановлением таможни от 9 марта 2011 года по делу об административном правонарушении N 10607000-659/2010 Сбитнева Т.С. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 050 рублей (т. 1, л.д. 14-25).
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 этого Кодекса.
На основании полной и всесторонней оценки имеющихся в материалах дела доказательств и при правильном применении положений Таможенного кодекса Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия" судом первой инстанции сделан обоснованный и мотивированный вывод о наличии в действиях Сбитневой Т.С. события и состава указанного административного правонарушения.
В этой части выводы суда первой инстанции заявителем апелляционной жалобы не оспариваются.
Отказывая в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции указал на то, что совершенное предпринимателем правонарушение заключается в ее пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей (при том, что ввезены детские игрушки, что требовало более ответственного подхода к формированию пакета документов, подтверждающих соответствие такой продукции установленным требованиям).
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, такое правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям (о чем, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют значительный размер административного штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности и возможность проведения административного расследования),
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 года N 348-О, от 5 ноября 2003 года N 349-О и от 5 февраля 2004 года N 68-О.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П).
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ). Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
Суд апелляционной инстанции полагает, что само по себе представление при таможенном декларировании сертификата соответствия от 11 ноября 2010 года N РОСС CN.АЮ68.А03360, в котором среди прочих указан товар - игрушки с приводным механизмом с артикулами S222-49+ и S222-50+, а не аналогичный товар с артикулами S222-49 и S222-50, при том, что именно игрушки с приводным механизмом с артикулами S222-49 и S222-50 были задекларированы в графе 44 грузовой таможенной декларации N 10607040/111110/0009231 и только такие игрушки фактически были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, что подтверждается актом таможенного досмотра (игрушки с артикулами S222-49+ и S222-50+ не импортировались), не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,
При этом суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что указание в названном сертификате соответствия игрушек с артикулами S222-49 и S222-50 (со знаком "+") произошло исключительно из-за допущенной технической ошибки в заявке от 3 ноября 2010 года N 24244, поданной предпринимателем в орган по сертификации (данное обстоятельство подтверждается письмами ООО "Иркутский центр сертификации, экспертизы и менеджмента" от 14 декабря 2010 года N 55-1/332 и от 20 января 2011 года N 55-1/8).
То есть включение в сертификат соответствия игрушек с артикулами S222-49+ и S222-50+ было вызвано ошибкой предпринимателя при оформлении соответствующей заявки, а не тем, что органу по сертификации были предъявлены игрушки с такими артикулами.
В свою очередь, орган по сертификации (ООО "Иркутский центр сертификации, экспертизы и менеджмента") в последующем счел возможным выдать новый сертификат соответствия от 25 ноября 2010 года N РОСС.CN.АЮ68.А03364 на те же самые игрушки, указав в нем правильное обозначение артикулов.
Данное обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует о том, что ввезенные предпринимателем игрушки с приводным механизмом соответствовали установленным требованиям, что также указывает на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вывод суда первой инстанции о невозможности квалификации совершенного предпринимателем правонарушения в качестве малозначительного со ссылкой на значительный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, годичный срок давности привлечения к административной ответственности и проведение административного расследования, противоречит приведенной выше правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом конкретном случае допущенное Сбитневой Т.С. противоправное деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем может быть признано малозначительным.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, принимая во внимание приведенные выше правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта о признании оспариваемого постановления административного органа незаконным.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2011 года по делу N А19-5775/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2011 года по делу N А19-5775/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Постановление Иркутской таможни от 9 марта 2011 года по делу об административном правонарушении N 10607000-659/2010 признать незаконным и отменить полностью.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с учетом положений части 5.1 статьи 211 и части 6 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5775/2011
Истец: Сбитнева Татьяна Степановна
Ответчик: Федеральная таможенная служба Сибирское таможенное управление Иркутская таможня