Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 мая 2007 г. N КА-А40/1746-07
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2008 г. N КА-А40/2741-08
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) за N 52/783 от 20.06.2006 года "О частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 12 088 383.71 руб., уплаченных заявителем при расчетах с ОАО "Российские железные дороги".
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением от 03.10.06 Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении требований обществу отказано по тем основаниям, что заявитель неправомерно заявлял к вычету НДС, уплаченный ОАО "РЖД" по ставке 18% по услугам по возврату порожних цистерн. По мнению суда первой инстанции, данные услуги связаны с экспортом товара и облагаются по налоговой ставке 0 процентов.
Постановлением от 27.11.06 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено и требования общества удовлетворены. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что оказанные ОАО "РЖД" услуги по перевозке (возврату) порожних цистерн не относятся к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, в связи с чем заявитель правомерно уплатил ОАО "РЖД" НДС по налоговой ставке 18 процентов и имеет право на его возмещение в порядке, предусмотренном ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекс).
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права - ст.ст. 164, 165, 168, 169, 171, 172 НК РФ и решение суда первой инстанции оставить в силе. В жалобе инспекция ссылается на то, что применение налоговой ставки 18% в отношении возврата порожних вагонов не предусмотрено.
От общества и ОАО "РЖД" поступили письменные отзывы с приложением на жалобу инспекции, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал против отмены постановления суда по изложенным в нем и письменном отзыве на жалобу основаниям.
Представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения кассационной жалобы инспекции по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и указал на то, что операции по оказанию спорных услуг заявителю отражаются ОАО "РЖД" в налоговой декларации по НДС по внутренним оборотам и облагаются по налоговой ставке 18 процентов.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, ОАО "РЖД" выставляло обществу счета-фактуры с указанием налоговой ставки 18% при оказании услуг по перевозке порожних цистерн, возвращающихся после выгрузки экспортных грузов со станций отправления, расположенных за пределами территории Российской Федерации, назначением на станции, расположенные в Российской Федерации, либо с припортовых станций, расположенных на территории Российской Федерации, назначением на станции, расположенные также на территории Российской Федерации, что подтверждается копиями железнодорожных накладных, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ (дополнительно включен Федеральным законом от 22.07.05 N 119-ФЗ, вступил в силу с 01.01.2006) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Суды обоснованно указали на то, что оказанные ОАО "РЖД" услуги по возврату порожних цистерн не могут быть отнесены к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров по следующим основаниям.
Перевезенные порожние цистерны не являются товаром для целей налогообложения, поскольку согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указанные цистерны отнесены не к товарам (подпункт 1), а к транспортным средствам (подп. 5).
Перевезенные цистерны, не являясь вывозимым товаром в понимании таможенного законодательства, не были и не могли быть помещены под таможенный режим экспорта.
В силу ст. 165 ТК РФ экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
В соответствии со ст. 270 ТК РФ транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза или временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ.
Таким образом, на перевозочных документах, оформляемых на перевозку порожних цистерн, не проставляются штампы таможенных органов о помещении перевозимых товаров под таможенный режим экспорта, обязательность наличия которых подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0% установлена п. 5 ст. 165 НК РФ.
Также перевозка порожних цистерн, осуществляемая после выгрузки экспортного груза, не может рассматриваться как иная подобная услуга, непосредственная с связанная перевозкой экспортируемых товаров, указанных в п.п. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. При этом заключение договора перевозки груза оформляется составлением транспортной железнодорожной накладной (ст. 7 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 Устава).
Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) предусмотрено, что при предъявлении к перевозке порожнего приватного вагона (вагона, не принадлежащего перевозчику на праве собственности, либо принадлежащего перевозчику, но переданного в аренду другому физическому или юридическому лицу) отправитель должен представить накладную по форме Приложений 12.1 или 12.2 к СМГС, заполненную с соблюдением требований статьи 7 СМГС и Приложения 12.5 к СМГС. Кроме того, отравитель должен указать в накладной в графе 11 "Наименование груза", что перевозимым грузом по данной накладной является порожний вагон.
Аналогичные правила в части внутригосударственных перевозок предусмотрены Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 39 (пункт 2.17).
Согласно п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 06.10.2005 г. N 30 перевозка порожних вагонов и контейнеров оформляется грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной как перевозка груза.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, услуга по перевозке экспортного груза и услуга по перевозке возвращаемой порожней цистерны в силу указанных норм не могут считаться единой услугой, а являются самостоятельными услугами, поскольку оказываются на основании разных договоров перевозки, имеющих отличные друг от друга существенные условия (грузоотправитель, станция назначения, перевозимый груз, размер тарифа и др.).
В связи с этим услуга, непосредственно связанная с перевозкой товаров, в буквальном понимании ст. 164 НК РФ, не может представлять собой другую перевозку.
При этом, договор перевозки порожнего вагона заключается уже после завершения перевозки экспортируемого товара и выдачи этого товара грузополучателю.
Кроме того, положения п.п. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ следует толковать в системной связи с нормами ст. 165 НК РФ, которая устанавливает комплект документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговых органах.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% железнодорожными перевозчиками, указан в п. 5 ст. 165 НК РФ. В частности, железнодорожному перевозчику необходимо представить в налоговый орган реестр перевозочных документов. При этом перевозочные документы, включенные в реестр, должны иметь отметки таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
При этом, на перевозочных документах, оформленных на перевозки порожних цистерн, необходимые штампы таможенных органов не проставляются в связи с чем, возможность подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0% при осуществлении железнодорожных перевозок порожних цистерн, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрена.
В соответствии со статьей 34.2 НК России Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
ОАО "РЖД" обратилось в Минфин России с письмом от 04.09.2006 N ГК-7857 с просьбой подтвердить правомерность применения ОАО "РЖД" налоговой ставки 18 процентов к операциям по реализации услуг по перевозке порожних вагонов после выгрузки экспортного груза.
Согласно ответу Минфина России от 21.09.2006 N 03-04-08/191 порядок налогообложения указанных услуг, изложенный в письме ОАО "РЖД", нормам главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не противоречит.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отношении перевозок порожних цистерн, осуществленных ОАО "РЖД", применение налоговой ставки 0% НК РФ не предусмотрено, в связи с чем выставление ОАО "РЖД" спорных счетов-фактур с применением налоговой ставки по НДС 18% и уплата заявителем НДС в соответствующих суммах по рассматриваемым операциям является правомерным.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.05.07 N КА-А40/3602-07 по аналогичному вопросу между теми же сторонами.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции об отмене решения суда и удовлетворении заявления общества является законным и отмене не подлежит.
Ссылка инспекции на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9263/05 и N 9252/05 от 20.12.05, N 14227/05 и N 14240/05 от 04.04.06 являются ошибочными, поскольку в данных судебных актах рассматривается иная правовая ситуация.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 27.11.2006 N 09АП-15399/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-52422/06-127-234 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2007 г. N КА-А40/1746-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании