г. Томск |
Дело N 07АП-3715/11 |
25 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Топчиевой И.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод-К"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 18.03.2011 г.. по делу N А27-330/2011
(судья О.С. Ходякова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод-К"
(ИНН 4234001649, ОГРН 1024202050416)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области"
третьи лица:
Коллегия Администрации Кемеровской области,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод-К" (далее - ООО "Кирпичный завод-К", Общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:71, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, улица 2-ая Кирзаводская, 38, площадью 30994,64 +/- 61,6 кв.м, кадастровой стоимостью 176732367,11 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 5702,03 руб./кв.м и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.03.2011 г.. по делу N А27-330/2011 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Кирпичный завод-К" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- недоказанность Управлением Росреестра надлежащего выполнения обязанностей по проверке достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе - на соответствие рыночной стоимости земельных участков, в результате чего в государственном кадастре недвижимости сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков;
- ФГУП ФКЦ "Земля" не является независимым оценщиком;
- поскольку земельный участок приобретен Обществом только 14.04.2008 г.., то участок не мог войти в перечень земельных участков, подлежащих оценке по государственному контракту N 140 от 29.06.2007 г..;
- ходатайство о приостановлении производства по делу ввиду рассмотрения Кемеровским областным судом дела по заявлению Общества о признании недействующим в части Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.03.2008 г.. N 520 неправомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Подробно доводы ООО "Кирпичный завод-К" изложены в апелляционной жалобе.
ФГУП ФКЦ "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу просило апелляционную жалобу Общества оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области", Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с ч.1 ст.266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей по имеющимся материалам.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:0071 площадью 30994,64 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 2-ая Кирзаводская, 38 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2008).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 12.10.2010 г.. с кадастровым номером 42:24:0101016:71 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 176732367,11 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 5702,03 руб. за квадратный метр.
Результаты кадастровой стоимости указанных земельных участков утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
На основании средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г.. N 519 сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены Управлением Росреестра в государственный кадастр недвижимости.
Земельный участок вошел в Перечень объектов оценки земельных участков, сформированный на 01.01.2007 г.., и относится к категории ранее учтенных земельных участков. Земельный участок входит в состав городских населенных пунктов и отнесен к 9-му виду разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 г.. N 39.
Полагая, что государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, а также с нарушением процедуры проверки и утверждения результатов кадастровой оценки, Общество обратилось в суд с заявлением о признании действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств ненадлежащей проверки Управлением Росреестра Отчёта об определении кадастровой стоимости, указав на выбор Обществом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав.
Судом первой инстанции принято правильное по существу решение. Отклоняя доводы апеллянта, апелляционный суд исходит из следующего.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. Избираемый способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что ненадлежащая проверка Управлением Росреестра Отчета о результатах кадастровой оценки земельных участков привела к внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных данных о рыночной стоимости принадлежащих апеллянту участков, что, в конечном итоге, повлияло на размер земельного налога, а также приводит доводы о том, что ФГУП ФКЦ "Земля" не является независимым оценщиком; поскольку земельный участок приобретен Обществом только 14.04.2008 г.., то участок не мог войти в перечень земельных участков, подлежащих оценке по государственному контракту N 140 от 29.06.2007 г..
Апелляционный суд, отклоняя указанные доводы апеллянта как основанные на неправильном применении норм права, считает, что избранный Обществом способ защиты в виде признания незаконными действий Управления Росреестра не может привести к восстановлению нарушенных, по мнению Общества, прав.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Следовательно, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что кадастровый учет, связанный с изменением данных сведений осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
Из изложенного следует, что Управление Росреестра уполномочено на внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости на основании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.17.2008 г.. N 519, 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Проверка же достоверности кадастровой оценки, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта, а равно проверка того обстоятельства, является ли ФГУП ФКЦ "Земля" независимым оценщиком, на что ссылается апеллянт, находится вне рамок компетенции Управления Росреестра.
Таким образом, действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, соответствуют приведенному законодательству и не нарушают его права и охраняемые законом интересы.
Доводы апеллянта о ненадлежащем исполнении Управлением Росреестра обязанности по проверке правильности Отчета, о том, что ФГУП ФКЦ "Земля" не является независимым оценщиком, а земельный участок не мог быть включен в перечень подлежащих оценке земельных участков, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку их принятие означало бы необходимость возложения на Управление обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующих действующим нормативным правовым актам - Постановлениям Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.17.2008 г.. N 519, 520.
Ходатайство о приостановлении производства по делу ввиду рассмотрения Кемеровским областным судом дела по заявлению Общества о признании недействующим в части Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.03.2008 г.. N 520 правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку рассмотрение настоящего дела о признании незаконными действий Управления Росреестра, в компетенцию которого, как указывалось выше, не входит проверка законности нормативного правового акта, не зависит от результата рассмотрения дела об оспаривании постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области, которыми утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Таким образом, доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба арбитражного управляющего не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.03.2011 г.. по делу N А27-330/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-330/2011
Истец: ООО "Кирпичный завод-К"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3715/11
17.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-330/11
19.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5473/11
25.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3715/11
28.04.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3715/11