г. Тюмень |
Дело N А27-330/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 19 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Антипиной О.И.
судей Бушмелевой Л.В.
Григорьева Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод - К" на решение от 18.03.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ходякова О.С.) и постановление от 25.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-330/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод - К" (650044, город Кемерово, улица Кирзаводская 2-я, 38, ИНН 4234001649, ОГРН 1024202050416) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, город Кемерово, проспект Октябрьский, 3, Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия Администрации Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод-К" (далее - ООО "Кирпичный завод-К", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:71, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, улица 2-ая Кирзаводская, 38, площадью 30994,64 +/- 61, 6 кв. м, кадастровой стоимостью 176732367,11 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 5702,03 руб./кв. м и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:71 были нарушены нормы законодательства, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки земель, а также процедура проверки результатов кадастровой оценки.
Решением от 18.03.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Кирпичный завод-К", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств по делу, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Общество ссылается на несоответствие выводов судов позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2001 N 913/11.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" доводы кассационной жалобы, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поддерживает, просит судебные акты по делу отменить.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:0071 площадью 30994,64 кв. м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.2-ая Кирзаводская, 38 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2008).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 12.10.2010 с кадастровым номером 42:24:0101016:71 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 176 732 367,11 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 5702,03 руб. за квадратный метр.
Результаты кадастровой стоимости указанных земельных участков утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
На основании средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены Управлением Росреестра в государственный кадастр недвижимости.
Земельный участок вошел в Перечень объектов оценки земельных участков, сформированный на 01.01.2007, и относится к категории ранее учтённых земельных участков. Земельный участок входит в состав городских населенных пунктов и отнесен к 9-му виду разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Полагая, что государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, а также с нарушением процедуры проверки и утверждения результатов кадастровой оценки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия в материалах дела доказательств ненадлежащей проверки Управлением Росреестра отчета об определении кадастровой стоимости, указав на выбор Обществом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", суды пришли выводу о том, что утвержденная постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.07.2008 NN 519, 520 кадастровая стоимость земельного участка не может быть оспорена отдельно от данного постановления, а доводы Общества о недостоверности произведенной кадастровой оценки не могут быть приняты во внимание.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.
В рассматриваемом случае, обращаясь в суд, Общество ссылается на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав и законных интересов действиями Управления Росреестра как плательщика земельного налога в экономически необоснованном размере.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело N 913/11со сходными фактическими обстоятельствами, в постановлении от 28.06.2011 указал следующее.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), а именно включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", которой установлены специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и Общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в прежней и действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты о регулировании порядка определения кадастровой стоимости указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания её рыночной стоимости, причём сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов со ссылкой на Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" о том, что соответствующий спор может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.07.2008 NN 519, 520, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Предметом заявленных Обществом требований по существу является изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/11 отмечено, что такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе функции государственной кадастровой оценки, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В данном случае требования были рассмотрены судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснено, что при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (часть 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты на основании норм права в толковании, расходящемся с толкованием, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, которое в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" подлежит применению со дня его опубликования (29.08.2011), и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление, а также, учитывая, что спор по существу заявленных требований судами в порядке искового производства не разрешен, судебные акты по данному делу подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду, с учетом рекомендаций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует определить порядок рассмотрения настоящих требований и разрешить спор в соответствии с доводами и возражениями сторон, распределить судебные расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационному обжалованию.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.03.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-330/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.И. Антипина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснено, что при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
...
Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты на основании норм права в толковании, расходящемся с толкованием, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, которое в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" подлежит применению со дня его опубликования (29.08.2011), и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление, а также, учитывая, что спор по существу заявленных требований судами в порядке искового производства не разрешен, судебные акты по данному делу подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2011 г. N Ф04-5473/11 по делу N А27-330/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3715/11
17.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-330/11
19.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5473/11
25.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3715/11
28.04.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3715/11