Город Москва |
|
11 августа 2011 г. |
Дело N А40-17411/11-129-84 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2011
по делу N А40-17411/11-129-84, принятое судьей Фатеевой Н.В.
по заявлению Открытого акционерного общества "Северсталь" (ОГРН 1023501236901; 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ИНН 7723336742, ОГРН 1047723039440; 129223, г. Москва, ВВЦ, д. 164)
о признании недействительным решений, требований,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Гнатовская - Кутузова по дов. N б/н от 29.03.2011;
от заинтересованного лица - Габбасова А.С. по дов. N б/н от 31.12.2010, Егорова С.А. по дов. N б/н от 13.04.2011.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Северсталь" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными решений от 07.07.2010 г.. N 56-18-08/2/1083/121 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п.2 резолютивной части решения; N56-18-08/205 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.09.2010 г.. N718; требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2010 г.. N720.
Решением суда от 31.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16.11.2009 г. общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г.., согласно которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 1 476 461 806 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговым органом вынесены решения от 07.07.2010 г.. N 56-18-08/2/1083/121 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 56-18-08/205 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 5 095 руб.
Решением N 56-18-08/2/1083/121 установлена неправомерность налоговых вычетов, заявленных по счетам-фактурам поставщика металлического лома ООО "Техпро-торг" на сумму 5 095 руб., что привело к завышению НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в размере 5 095 руб.
Не согласившись с решением N 56-18-08/2/1083/121, заявитель обратился с апелляционной жалобой в ФНС России по г. Москве.
Решением ФНС России по г. Москве от 27.08.2010 г.. N АС-37-9/10184@ в удовлетворении апелляционной жалобы заявителю отказано.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что счета-фактуры, выставленные ООО "Техпро-торг", не соответствуют требованиям пп. 2, 3, 4 и 6 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку содержат недостоверную информацию, а именно: организация не располагается по адресу, указанному в счетах-фактурах; ООО "Техпро-торг" неправомерно указано грузоотправителем лома, тогда как фактическими грузоотправителями являются иные лица; платежные документы, ссылки на которые имеются в счетах-фактурах, составлены позже, чем счета-фактуры; счета-фактуры подписаны неустановленными лицами.
Указанные доводы отклоняются в связи со следующим.
Согласно п.1 ст.171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты согласно п.1 ст. 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия этих товаров (работ, услуг) к учету.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами НК РФ, для применения вычетов необходимо: наличие надлежаще оформленного счета-фактуры; принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и наличие соответствующих первичных документов; приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
Других условий для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, при соблюдении названных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Из спорных счетов-фактур можно с определенностью установить продавца (ООО "Техпро-торг"), покупателя (ОАО "Северсталь"), наименование товара (металлолом различной номенклатуры), его стоимость, налоговую ставку и сумму налога на добавленную стоимость.
Следовательно, ошибок, препятствующих налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать указанные элементы сделки, не имеется.
Прочие ошибки, связанные с неверным указанием адреса продавца, грузоотправителя либо реквизитов платежных документов, согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ не являются основанием для отказа в вычете налога.
В связи с этим выявленные при проверке ошибки заполнения счетов-фактур ООО "Техпро-торг" не влияют на правомерность налоговых вычетов, заявленных обществом в налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 года.
В силу положений ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Представленные к проверке первичные документы содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, подписи должностных лиц организации.
Налогоплательщик не обязан и не вправе осуществлять проверку подлинности подписи, поставленной контрагентом на первичных документах.
Ссылки на показания должностного лица контрагента, данные в ходе допроса, отклоняются, поскольку указанные показания противоречивы и могут быть мотивированы желанием уклониться от ответственности за неуплату налогов от деятельности контрагента общества.
Кроме того, налоговый орган не привел доказательств того, что заявителю были известны при заключении договоров обстоятельства, которые инспекцией получены при допросе свидетеля.
Представленный протокол опроса свидетеля, а также сведения, полученные при опросе свидетеля, оцениваются судом в совокупности с представленными первичными документами, подтверждающими фактические хозяйственные операции.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, -достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных НК РФ в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Кодекса, возлагается на продавца.
Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений. Вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих обществ, не может самостоятельно, в отсутствие других факторов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал или должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе по основаниям, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств.
О необоснованности получения налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Обществом в инспекцию и в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт поставок лома обществу его контрагентом ООО "Техпро-торг" и позволяющие проследить движение товара, его транспортировку и оприходование (железнодорожные накладные, приемо-сдаточные акты, акты о приемке материалов, документы о расчетах и платежах).
Фактическое использование поставленного товара в производственной деятельности общества подтверждается актами о списании металлолома в производство.
Таким образом, налогоплательщиком представлены доказательства существования лома и исполнения договоров поставки как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.
Инспекцией не приведено доказательств того, что указанные операции фактически не совершались (металлолом не был поставлен обществу, не транспортировался и не приходовался, либо не был оплачен и списан в производство обществом).
Весь металлолом, поступающий в общество с 2007 года, фотографируется. Фотографирование предусмотрено договором с ООО "Техпро-Торг" и производится согласно п. 5.5.2 Стандарта организации "Порядок приема и учета металлолома, поставляемого на склады копрового цеха общества (рег. индекс СТО 00186217-СМК-6.1-02-2008): "Контролер отдела технического контроля на участке выгрузки осматривает совместно с мастером лом в вагонах, отмечает классность лома и контролирует качество лома во время выгрузки. В процессе выгрузки контролер ОТК фотографирует металлолом (5-7 фотографий послойно примерно через 0,25-0,5 м по высоте лома в вагоне, с указанием на фотографии номера вагона"). Указанное обстоятельство также является доказательством реальности поставки товара по договору с указанным контрагентом.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что реальная поставка металлолома в адрес общества от ООО "Техпро-торг" не подтверждена документально. В обоснование данного довода инспекция указывает, что при несовпадении продавца и грузоотправителя в одном лице, продавцом по договору поставки следует считать грузоотправителя, а указанный сторонами продавец не является стороной договора поставки. Также инспекция ссылается, что поставщик по договору поставки в целях исполнения обязанности по передаче товара покупателю обязан получить этот товар в свое владение (привезти от производителя и разместить у себя на хранение), а затем отвезти покупателю. В связи с этим инспекция указывает на невозможность реального осуществления ООО "Техпро-торг" хозяйственных операций по поставке металлолома, поскольку данная организация не имела лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов; не арендовала железнодорожные пути, а также участки для хранения лома. Указанные обстоятельства, согласно п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды покупателя товара.
Данные доводы налогового органа являются необоснованными и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пояснениям заявителя, ООО "Техпро-торг", в действительности не осуществляя самостоятельно заготовку, хранение и транспортировку металлолома, закупало металлолом у заготовителей и продавало его обществу. При этом поставка лома осуществлялась от продавца лома по договору, заключенному ООО "Техпро-торг", напрямую обществу, минуя "Техпро-торг", что соответствует положениям ст. 509 ГК РФ, согласно которой поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Также "Техпро-торг", как продавец товара, принимали плату за товар от общества, рассчитываясь в свою очередь с ломозаготовителями и посредниками. Данные операции выполнялись ООО "Техпро-торг" реально, и возможности для их осуществления (материальные ресурсы, персонал, основные средства, транспорт) у общества имелись. При этом договорных отношений с грузоотправителями товара общество не имело. Поставщиком по договорам поставки от 10.01.2008 N 25118364/МЛ8219, от 22.09.2006 N 25118364/МЛ6125 и от 22.03.2007 N 25118364/МЛ7077 является ООО "Техпро-торг", т.к. алгоритм взаимодействия сторон отвечает правовой конструкции договора поставки.
В силу ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 2 ст. 455 ГК РФ договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. На основании п. 5 ст. 454 ГК РФ данная норма применяется и к договорам поставки. Из данных норм следует, что если на момент заключения договора поставки товар не находится в наличии у продавца, то обязанность поставщика передать покупателю товар является выполненной, если поставщик организует передачу покупателю товара от тех лиц, у которых он находится.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 224 ГК РФ, если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.
Таким образом, заключение договора поставки в отношении товара, который уже находится во владении покупателя, также допускается нормами ГК РФ.
Инспекция указывает, что ООО "Техпро-торг" не напрямую покупало металлолом у грузоотправителей ОАО "Северсталь", а имело договорные отношения с их покупателями: ООО "Интермет" - покупателем для грузоотправителя ООО "Центр-РУП"; с ООО "Техторгмет" - покупателем для грузоотправителя ООО "Русмет". Налоговый орган указывает, что данные грузоотправители не вели финансово-хозяйственной деятельности с ООО "Техпро-торг", из чего делает вывод, что фактическая поставка металлического лома от ООО "Техпро-торг" в адрес общества была невозможна.
Указанные доводы инспекции также отклоняются в связи со следующим.
Нормой ст. 506 ГК РФ не предусмотрено, что товар в обязательном порядке должен быть закуплен напрямую у первоначального владельца (в данном случае - ломозаготовителя). Кроме того, выделение в отношениях по поставке товара такого субъекта, как грузополучатель (отличный от покупателя товара), предусмотрено п. 1 ст. 509 ГК РФ. Также на оборотной стороне железнодорожных накладных, имеющихся в материалах проверки, содержится отметка: "Поставка в счет договора N 25118364 для ООО "Техпро-торг". Следовательно, металлический лом, поступивший в общество по данным накладным, имеет отношение к договорам поставки, заключенным обществом с ООО "Техпро-торг".
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что в спецификациях к договорам, заключенным грузоотправителями на поставку металлолома, существует условие, что грузоотправитель в транспортной накладной в пункте "Особые заявления и отметки отправителя" должен писать: "Поставка в счет договора N 25118364 для ООО "Техпро-торг"; фактически же взаимоотношений с ООО "Техпро-торг" не было.
Данный довод также отклоняется по следующим основаниям.
Вместе с тем, наличие в договорах с грузоотправителями указанной оговорки означает, что данное условие было согласовано по взаимному волеизъявлению сторон, следовательно, грузоотправители осознавали, что отправляют лом в ОАО "Северсталь" для ООО "Техпро-торг".
В связи с изложенным, отсутствие договоров между ООО "Техпро-торг" и грузоотправителями ОАО "Северсталь", а также доставка лома в ОАО "Северсталь", минуя ООО "Техпро-торг", не влияют на действительность договоров поставки между обществом и ООО "Техпро-торг" и не опровергают реальность хозяйственных операций по их исполнению.
Довод инспекции о том, что налоговая нагрузка ООО "Техпро-торг" за 2006-2007 годы, рассчитанная как отношение суммы уплаченных налогов к доходу от реализации, отраженному в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", значительно ниже среднего показателя по данному виду деятельности (оптовая и розничная торговля), отклоняется, поскольку не может иметь правовых последствий в виде отказа налогоплательщику в принятии налога к вычету.
Бухгалтерская и налоговая отчетность представлялась ООО "Техпро-торг" своевременно, обороты по реализации были отражены в ней в полной объеме, что налоговым органом не оспаривается.
Довод инспекции о том, что налоговые органы не имели возможности обеспечить поступление налога в бюджет, т.к. налоговая нагрузка ООО "Техпро-торг" за 2006-2007 годы была рассчитана в ходе налоговых мероприятий в отношении общества, а грузоотправители лома НДС в бюджет не уплачивали, также отклоняется в связи со следующим.
Так, проверка уточненной налоговой декларации общества производилась в 2010 году, т.е. значительно позднее периода нарушения ООО "Техпро-торг" налогового законодательства. Поскольку ООО "Техпро-торг" является самостоятельным налогоплательщиком, на котором непосредственно лежит обязанность вносить НДС в бюджет, у налоговых органов была возможность в периоде сотрудничества обществ с заявителем (2006-2008 годы) на основании представляемой им отчетности рассчитать налоговую нагрузку и использовать полномочия по доначислению налогов применительно к ООО "Техпро-торг", а не к обществу либо ломозаготовителям, не обязанным уплачивать НДС.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 16.10.2003 г.. N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Из указанной правовой позиции следует, что налогоплательщик не несет ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные его контрагентом.
Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на применение налоговых вычетов в зависимость от исполнения налоговых обязанностей третьими лицами. Полученная налогоплательщиком налоговая выгода, в том числе в виде налоговых вычетов, не может быть признана необоснованной вследствие установления хозяйственных отношений с недобросовестными субпоставщиками.
Налоговым органом не доказано, что общество должно было знать о нарушениях, которые могли допускаться организациями, не являвшимися прямыми контрагентами общества.
Ни из требований налогового законодательства, ни из положений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53, не следует, что на налогоплательщика возлагается обязанность выявления отсутствия нарушений налогового законодательства в части всех организаций, в той или иной мере имеющих отношение к его деятельности.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что у заключенных сделок отсутствовала разумная деловая цель, т.к. в процесс поставок металлического лома было вовлечено значительное число организаций, правомерность регистрации и реальность деятельности которых, а также исполнение ими налоговых обязанностей не нашли документального подтверждения. Таким образом, договоры поставки металлического лома со стороны ООО "Техпро-торг" носят формальный характер.
Указанный довод инспекции не принимается по следующим основаниям.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Для наличия необоснованной налоговой выгоды со стороны общества, согласно критериям постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, инспекция должна была доказать, что цепочка перепродавцов товара, отделяющая общество от фактических ломозаготовителей, является искусственной и была создана с ведома общества, в целях незаконного возмещения НДС из бюджета участниками цепочки и обществом. Необходимыми условиями данной схемы являются взаимозависимость общества и всех перепродавцов товара, а также: отсутствие реальной уплаты НДС обществом в пользу ООО "Техпро-торг" в составе цены товара, т.к. в противном случае конечный покупатель товара (ОАО "Северсталь") не получит экономической выгоды от возмещения налога из бюджета; либо факт поступления денежных средств, уплаченных поставщику в виде НДС, обратно в общество.
Инспекцией данных доказательств не приведено.
Кроме того, согласно пояснениям заявителя, с финансовой точки зрения для общества не имело значения, приобретать ли металлолом у субъектов, освобожденных от уплаты НДС, либо у субъектов, обязанных уплачивать данный налог. В первом случае общество не имело бы возможности возместить налог из бюджета, но и не несло бы расходов по уплате его поставщику. Выбор обществом контрагента в лице ООО "Техпро-торг", применяющих НДС, был вызван причинами делового характера. Заключение договоров с данным поставщиком было обусловлено возможностью получать большие объемы лома в сжатые сроки, при этом обязанность по поиску товара в необходимом количестве возлагалась на поставщика. Помимо сотрудничества с трейдерами, общество практикует и прямые хозяйственные связи с крупными ломозаготовителями. Однако грузоотправители, товар которых поступал в общество через ООО "Техпро-Торг", к крупным не относятся. Также около 90% грузоотправителей металлолома работают исключительно по предоплате. Заключив договоры с ООО "Техпро-торг" на условиях последующей оплаты, общество исключило риск утраты денежных средств при непоступлении оплаченного товара. Кроме того, наличие крупного поставщика упрощает порядок расчетов (оплата производится в один адрес, а не каждому из заготовителей) и позволяет обойтись без необоснованного увеличения штата закупочных подразделений общества, у общества отсутствует необходимость вести переговоры и заключать договор с контрагентами, расположенными географически разобщенно, и контролировать исполнение договорных обязательств с каждым из них. Таким образом, деловой целью договоров, заключенных с ООО "Техпро-Торг", было обеспечение поставок металлолома в ОАО "Северсталь" и экономия операционных издержек общества.
Также ООО "Техпро-Торг" было привлечено к осуществлению поставок металлолома в общество в связи с необходимостью замены поставщиков, ушедших с рынка поставки металлолома обществу в 2006-2007 годах, а именно: ЗАО "ПФК Маирцентр" и ЗАО "Торговая компания Маирцентр".
Инспекция указывает, что общество одновременно с покупкой металлического лома через ООО "Техпро-торг" у грузоотправителей ЗАО "Вторчермет", ОАО "Металлсервис", ОАО "Калугапутьмаш" приобретало лом и непосредственно у вышеперечисленных организаций. Однако, как следует из книги покупок общества за 2006-2008 годы, у организации ОАО "Металлсервис" общество приобретало не металлолом, а металлопрокат, т.е. изделия, не предназначенные для переплавки; у ОАО "Калугапутьмаш" - услуги по передаче мощности. ЗАО "Вторчермет" является самостоятельным поставщиком металлолома для общества.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П и определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. В связи с этим мнение инспекции о целесообразности привлечения посредников при закупке металлолома ОАО "Северсталь" либо закупке лома непосредственно у ломозаготовителей не может влиять на оценку правомерности заявленных обществом налоговых вычетов. Кроме того, выводы о неполной уплате ООО "Техпро-торг" и его поставщиками налога не подкреплены ссылками на решения налоговых органов о привлечении организаций к налоговой ответственности. Без наличия таких решений доводы инспекции остаются предположениями налогового органа, т.к. согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Довод инспекции о том, что общество не проявило должной осмотрительности при заключении договоров с ООО "Техпро-торг", т.к. не потребовало личного присутствия руководителя контрагента при заключении договоров поставки металлического лома или не истребовало у поставщика доверенностей лиц, представлявших контрагента, отклоняется по следующим основаниям.
Между тем, в силу п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Договоры от 22.09.2006 N 25118364/МЛ6125, от 22.03.2007 N 25118364/МЛ7077 и от 10.01.2008 N25118364/МЛ8219 со стороны ООО "Техпро-торг" подписаны руководителем данной организации - генеральным директором М.А. Фроловым. Как следует из показаний коммерческого директора ОАО "Северсталь" И.Е. Нечаева (протокол допроса свидетеля от 12.02.2010 N 7), договоры с ООО "Вектор" и ООО "Техпро-Торг" готовились специалистами управления сырья и топлива ОАО "Северсталь" и визировались специалистами в соответствии с регламентом заключения договоров.
До момента заключения договоров в общество были представлены копии устава ООО "Техпро-торг", а также решения о создании общества от 05.09.2006 и приказа об исполнении обязанностей генерального директора от 11.09.2006 N 1/2006. Из указанных документов следовало, что единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, который без доверенности действует от имени общества, в том числе совершает сделки; генеральным директором ООО "Техпро-торг" на дату заключения договоров являлся М.А. Фролов. Оснований сомневаться в полномочиях данного лица у общества не было.
Согласно позициям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 20.04.2010 N 18162/09 и от 09.03.2010 N 15574/09 и определении от 28.10.2009 N ВАС-13347/09, а также Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях от 11.06.2010 N КА-А40/5933-10, от 25.05.2010 N КА-А40/5082-10, доказательством проявления осмотрительности при выборе контрагента является тот факт, что налогоплательщик при заключении договора проверил факт создания контрагента и его государственной регистрации, ознакомившись с соответствующими сведениями ЕГРЮЛ, содержащимися в базе, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Общество совершило указанные действия при заключении договоров поставки с ООО "Техпро-торг". Также в общество были представлены регистрационные документы данного общества - в частности, копии свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; справка из органов статистики и выписка из ЕГРЮЛ.
Ссылка инспекции на то, что государственная регистрация юридических лиц в РФ носит уведомительный характер, следовательно, общество не могло убедиться в том, что ООО "Техпро-торг" являются действующими организациями, проверив их государственную регистрацию в ЕГРЮЛ, отклоняется, поскольку в ходе договорных отношений с ним общество получало сведения об изменениях в деятельности данной организации. Так, была получена копия приказа ООО "Техпро-торг" от 02.04.2007 N 18 о назначении А.Б. Шишкова на должность главного бухгалтера организации. В связи с чем, у общества не было оснований полагать, что у ООО "Техпро-торг" отсутствуют органы управления, а само общество является не действующим.
Таким образом, инспекция не представила в материалы дела доказательств того, что получение налоговой выгоды является для общества самостоятельной деловой целью, оно действовало без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, а также контрагентами контрагента, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с кем либо из цепочки контрагентов.
Налоговый орган не доказал, что деятельность общества направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой (получением вычета) преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о неправомерности оспариваемых решений от 07.07.2010 г.. N 56-18-08/2/1083/121 и N 56-18-08/205.
Кроме того, в отношении оспариваемых требований от 06.09.2010 г.. N 718 и от 07.09.2010 г.. N 720 судом первой инстанции установлено, что они выставлены в связи с недоимкой, выявленной решениями инспекции за иные периоды взаимоотношений общества с поставщиками ООО "Вектор" и ООО "Техпро-Торг", а именно: апрель 2007 года (решение от 07.07.2010 N 56-18-08/2/1077/114); май 2007 года (решение от 07.07.2010 N 56-18-08/2/264/115); июль 2007 года (решение от 07.07.2010 N 56-18-08/2/265/116); 1 квартал 2008 года (решение от 07.07.2010 N 56-18-08/2/1080/118); 2 квартал 2008 года (решение от 07.07.2010 N 56-18-08/2/1081/119); 3 квартал 2008 года (решение от 07.07.2010 N 56-18-08/2/263/120).
В каждом из указанных решений, вынесенных 07.07.2010 г., указана сумма подлежащих начислению пеней. Пени в данных суммах были выставлены налогоплательщику в требованиях инспекции по состоянию на 02.09.2010. Фактическая уплата указанных пеней, а также недоимок по решениям за данные налоговые периоды была произведена налогоплательщиком 08.09.2010.
Соответственно, за период с 07.07.2010 по 08.09.2010 были также начислены пени на недоимку по указанным решениям. Данные пени включены в требования инспекции по состоянию на 06.09.2010 N 718 и на 07.09.2010 N 720.
Кроме того, указанные требования имеют отношение к таким периодам взаимоотношений общества с компаниями ООО "Вектор" и ООО "Техпро-Торг", как: декабрь 2006 года (решение от 26.04.2010 N 56-18-08/2/1009/37); март 2007 года (решение от 26.04.2010 N 56-18-08/2/1012/40); август 2007 года (решение от 26.04.2010 N 56-18-08/2/1011/39); ноябрь 2007 года (решение от 26.04.2010 N 56-18-08/2/1013/41); январь 2007 года (решение от 29.04.2010 N 56-18-08/2/1015/45); февраль 2007 года (решение от 29.04.2010 N 56-18-08/2/1016/46); июнь 2007 года (решение от 29.04.2010 N 56-18-08/2/1017/47).
Пени на недоимки за указанные периоды были выставлены обществу в требовании инспекции по состоянию на 13.07.2010 N 710. Фактическая уплата данных пеней и недоимок за указанные периоды произведена обществом 19.07.2010. За период с 13.07.2010 по 19.07.2010 пени также были начислены и включены в требования по состоянию на 06.09.2010 N 718 и на 07.09.2010 N 720.
Таким образом, пени, выставленные в указанных требованиях за налоговые периоды декабрь 2006-3 квартал 2008 г.., не имеют правовых оснований.
Судом первой инстанции принято во внимание, что оспариваемые требования не соответствуют п.4 ст.69 НК РФ, согласно которому требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Оспариваемые требования не содержат информации о периоде начисления пени и о сумме недоимки общества.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2011 по делу N А40-17411/11-129-84 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17411/2011
Истец: ОАО "Северсталь"
Ответчик: Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 5, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5