г. Москва
16 августа 2011 г. |
Дело N А41-25982/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Рудяков С.М., протокол от 18.10.2007, Зубарева Л.В., по доверенности от 12.10.2009,
от заинтересованного лица: Федутинова Т.А., по доверенности от 30.12.2010 N 2-2834исх.,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Опытный завод "Атомспецконструкция" (ОГРН:1025007108598) на решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2011 по делу N А41-25982/10, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению открытого акционерного общества "Опытный завод "Атомспецконструкция" к администрации городского округа Электросталь Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица Министерства регионального развития России, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Опытный завод "Атомспецконструкция" (далее - заявитель, общество, завод, ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Электросталь Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
1. Признать недействительными решения администрации городского округа Электросталь Московской области, изложенные в письмах от 16.04.2010. исх. N 2-768 и от 02.06.2010 г. исх. N 02-1027, а бездействие, выразившегося в отказе выдачи в установленный законом срок разрешения на строительство котельной с газораспределительной системой с давлением газа до 0,6 МПа, незаконным.
2. Обязать администрацию городского округа Электросталь Московской области выдать ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" разрешение на строительство котельной с газораспределительной системой с давлением газа до 0,6 МПа по адресу: г. Электросталь, Строительный пер. 10.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство регионального развития России (далее - третье лицо).
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ и статьи 6 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 970, от 07.11.2008 N 821) проектная документация на котельную не подлежит государственной экспертизе. Находящаяся в составе проекта на котельную газораспределительная система, в соответствии с подпунктом а) пункта 11 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ не относится к особо опасным и технически сложным объектам, так как рассчитана на давление до 0,6 МПа, и потому проектная документация на газопровод в соответствии с пунктом 2 статьи 49 и статьи 50 Градостроительного кодекса РФ может быть предметом негосударственной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель полагает, что обществом для выдачи разрешения на строительство представлена вся необходимая документация; спорный объект не относится к особо опасным и технически сложным, следовательно, проектная документация на газопровод может быть объектом негосударственной экспертизы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, извещен судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства. Третьим лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу. В соответствии с указанным отзывом третье лицо полагает, что сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случает, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация. При этом какая-либо экспертиза проектной документации по сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что котельная и газопровод являются единым имущественным, производственным и технологическим комплексом.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу завод - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей участвующих в деле лиц, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области Мособлгаз" выданы ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" технические условия на газификацию от 05.06.2007 N 822-11/4, в которых объектом газификации является котельная с установкой 4-х котлов с общей мощностью 10,84 Гкал/час для теплоснабжения объектов ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция", источником газоснабжения является газопровод высокого давления 0,6 Мпа, проложенный ГРС "Электросталь" ("Северная").
ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" обратилось к администрации городского округа Электросталь с заявлениями от 12.04.2010 N 01/58, от 20.05.2010 N 01/80, в которых просило выдать разрешение на строительство газовой котельной и газопровода для теплоснабжения объектов завода.
В ответ на указанные заявления администрация городского округа Электросталь в письмах от 30.04.2010 N 2-768, от 02.06.2010 N 2-1027 отказала в выдаче разрешения на строительство газопровода для котельной завода по Строительному пер., д. 10 в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пункт 7 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка (в редакции от 22.11.2010);
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
К заявлению, указанному в пункте 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации (пункт 8).
В силу пунктов 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в п. 7, 9 данной статьи документов. В случае отсутствия этих документов уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство.
Из положений пункта 13 статьи 51 ГрК РФ (в редакции от 22.1.2010) следует, что уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство в исчерпывающем перечне случаев, а именно, при:
- отсутствии документов, предусмотренных п. 7, 9 настоящей статьи, несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
- несоответствии представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, администрация городского округа Электросталь в письмах от 30.04.2010 N 2-768, от 02.06.2010 N 2-1027 отказала в выдаче разрешения на строительство газопровода для котельной завода по Строительному пер., д. 10 в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 49 ГрК предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В пункте 4 части 2 статьи 49 ГрК указано, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В соответствии с подпунктом а) п. 11 части 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.
Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 N 9, определяют газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В соответствии с постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" системы газопотребления - имущественный производственный и технологический комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и использования газа в качестве топлива в газоиспользующем оборудовании.
Пунктом 2.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 N 9, установлено, что проектная документация систем газораспределения и газопотребления подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Требования указанных Правил распространяются, в том числе на газопроводы среднего давления III категории свыше 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно.
При этом в пункте 4.3 Правил указано, что к опасным производственным объектам относятся котельные, эксплуатируемые одной организацией.
Так, к опасным производственным объектам относятся газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, ТЭЦ, РТС, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в пункте 1.1.5, использующие газ в виде топлива. (Правила не распространяются на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС); на технологические (внутриплощадочные) газопроводы и газовое оборудование металлургических производств (пункт 1.1.5).
Таким образом, спорная котельная является опасным производственным объектом, предназначенным для теплоснабжения объектов завода.
В соответствии с постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Согласно пункту 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.
Следовательно, имеет место необходимость проведения государственной экспертизы спорной котельной с учетом установленных требований к санитарно-защитным зонам.
В соответствии с пунктом 5.3.20 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет полномочия в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, временно изъятые в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В письме от 23.03.2011 N 6672-МН/18 Министерство регионального развития РФ указало, что проектная документация на линейные объекты капитального строительства, к которым в данном случае отнесен газопровод высокого давления 0,6 Мпа для котельной завода, проложенный от ГРС "Электросталь" ("Северная") к точке подключения газовой котельной мощностью 10,84 Гкал/час, подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, которая проводится органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В соответствии с письмом Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 01-11/6756, Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 18.11.2009 N 115-2482/04/09 при новом строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов газораспределительных систем, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ проводится государственная экспертиза проектной документации (при давлении природного газа до 1,2 МПа включительно - в ГУ МО "Мособлгосэкспертиза", свыше 1,2 МПа - в Главгосэкспертизе России).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы исследованы и оценены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2011 по делу N А41-25982/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Опытный завод "Атомспецконструкция" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25982/2010
Истец: ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция"
Ответчик: Администрация городского округа Электросталь Московской области, Администрация муниципального образования "Городской округ Электросталь"
Третье лицо: Министерство регионального развития РФ, МИНРЕГИОН РОССИИ