01 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-6412/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску на определение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2011 года по делу N А05-6412/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Вэлкомм" (ОГРН 1022900540827; далее - ООО "Вэлкомм", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - инспекция, налоговый орган) от 31.03.2011 N 2.22-19/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 299 249 руб.
- доначисления 10 318 476 руб. налога на прибыль, 2 453 073 руб. соответствующих,
- доначисления 7 167 685 руб. налога на добавленную стоимость, 2 212 423 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость.
Одновременно ООО "Вэлкомм" заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения в оспариваемой части.
Определением суда от 28 июня 2011 года ходатайство общества удовлетворено.
Налоговый орган, обжалуя определение в апелляционном порядке, ссылается на отсутствие оснований для принятия обеспечительных мер.
ООО "Вэлкомм" в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, апелляционная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Арбитражные суды применяют обеспечительные меры в порядке, предусмотренном главой 8 АПК РФ. Как следует из содержания статьи 90 АПК РФ с учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 N 390-О, целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Понятие "ущерб" охватывает как ущерб, определяемый по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Статьёй 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении судами обеспечительных мер" разъяснил, что при принятии решения о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен оценить обоснованность доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер с учётом критериев разумности и обоснованности требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятности причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему, и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Следовательно, вопрос о принятии обеспечительных мер либо отклонении ходатайства об обеспечении поданного в суд заявления решается судом с учётом доводов заявителя, обосновывающих необходимость принятия обеспечительных мер исходя из выдвинутых в суде требований и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений, установленных частью 3 статьи 199 АПК РФ, при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце третьем пункта 29 постановления Пленума от 12.10.2006 N 55 и в пункте 4 информационного письма Президиума от 13.08.2004 N 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается запрет исполнения предусмотренных им мероприятий.
Таким образом, в части 3 статьи 199 АПК РФ прямо названа обеспечительная мера, соразмерная требованию о признании ненормативных правовых актов налогового органа недействительными, а именно: запрещение ответчику совершать определённые действия, касающиеся предмета спора (пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, в обоснование заявленного ходатайства о принятии обеспечительных мер ООО "Вэлкомм" ссылалось на то, что спорных денежных сумм приведёт к срыву производственной деятельности общества и причинит заявителю значительный имущественный ущерб. Единовременное лишение оборотных средств затруднит хозяйственную деятельность общества, повлечёт ненадлежащее исполнение им своих обязательств перед контрагентами, персоналом организации, затруднит приобретение необходимых материалов. В свою очередь ООО "Вэлкомм" располагает достаточным имуществом для уплаты в бюджет оспариваемых сумм в случае принятия решения не в его пользу.
Суд первой инстанции, приняв доводы общества, удовлетворил его заявление.
Апелляционная коллегия подтверждает правомерность вынесенного определения.
Исходя из положений статей 45, 46, 47, 69 и пунктов 1, 2, 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком направленного ему требования до установленного в нём срока инспекция вправе взыскать оспариваемые суммы налогов, пеней и штрафов за счёт денежных средств или иного имущества налогоплательщика в бесспорном порядке. При этом НК РФ не ограничивает право налогового органа на бесспорное взыскание доначисленных по его решению сумм налогов, пеней и штрафа, когда налогоплательщик не согласен с таким решением.
В рассматриваемой ситуации на основании оспариваемого решения инспекцией вынесено требование от 01.06.2011 N 3949, в соответствии с которым обществу предложено в срок до 14.06.2011 погасить задолженность по налогам и пеням, правомерность начисления которых будет проверяться судом в рамках настоящего дела.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что взыскание инспекцией налога на основании статей 46-47 НК РФ в бесспорном порядке может затруднить немедленное восстановление нарушенных прав налогоплательщика в случае удовлетворения заявленных требований, как это требует часть 7 статьи 201 АПК РФ, и причинить ущерб его хозяйственной деятельности. В силу принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьёй 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и иммунитета бюджета (статья 239 БК РФ), а также требования об исполнении бюджетов по расходам в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществлённых процедур санкционирования и финансирования (статья 219 БК РФ), возврат незаконно списанных сумм может быть осуществлён в течение длительного промежутка времени.
Из представленных обществом документов усматривается, что ООО "Вэлкомм" осуществляет свою деятельность в течение продолжительного периода времени и является стабильно действующим предприятием. Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 31.03.2011 общество имеет основные средства стоимостью 2 475 000 руб., запасы - 5 690 000 руб., дебиторскую задолженность - 8 080 000 руб., денежные средства - 981 000 руб. Апелляционная коллегия принимает во внимание также производственный характер деятельности ООО "Вэлкомм", выполнение обществом социальных функций по обеспечению трудовой занятости населения (среднесписочная численность работников общества составляет 38 человек). Следовательно, налогоплательщик имеет реальную возможность исполнить оспариваемый акт налогового органа в случае вынесения судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем непринятие обеспечительных мер в данном случае может причинить значительный ущерб ООО "Вэлкомм", поскольку изъятие у него спорных денежных сумм может отрицательным образом повлиять на его финансово-хозяйственную деятельность.
Таким образом, принятие судом обеспечительных мер направлено на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, не нарушая при этом баланса частных и публичных интересов. Потери бюджета в связи с принятием этих мер в свою очередь невозможны, так как в случае отказа в удовлетворении требований заявителя налог может быть взыскан с учётом пени, возросшей за период неуплаты налога.
При этом срок, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для бесспорного взыскания недоимки, так как в этот период имеются юридические препятствия, обусловленные нормами статей 90 - 92 АПК РФ, для осуществления налоговым органом необходимых действий.
Учитывая, что арбитражный суд признаёт заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, оспариваемое определение является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции не допущено нарушений в применении норм процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
определение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2011 года по делу N А05-6412/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6412/2011
Истец: ООО "Вэлкомм"
Ответчик: ИФНС по г. Архангельску, ИФНС России по г. Архангельску
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10194/11
14.09.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6412/11
05.04.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8419/11
29.03.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6412/11
08.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10194/11
26.10.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6412/11
01.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5537/11
08.07.2011 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6412/11