г. Пермь
07 августа 2009 г. |
Дело N А50-8470/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Порт Пермь": Маркс Кинцл - генеральный директор, предъявлен паспорт, Микрюков Б.В. - представитель по доверенности от 12.01.2009 г.
от заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю: Подпалый Ю.В. - представитель по доверенности от 11.01.2009 г.,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2009 года
по делу N А50-8470/2009,
принятое судьей Зверевой Н.И.
по заявлению ОАО "Порт Пермь"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
о признании недействительным отказа в выкупе федерального имущества,
установил:
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, изложенного в письме от 17.03.2009 г.. N 01-16-3547/12 "О приватизации объектов недвижимости", в выкупе федерального имущества, подлежащего внесению в уставный капитал общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2009 г.. заявленные требования ОАО "Порт Пермь" удовлетворены полностью.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд первой инстанции не обосновал вывод о том, почему спорное имущество подлежало включению в уставный капитал общества; суд не учел, что при подготовке плана приватизации Комитетом по управлению имущество Пермской области было принято решение о сохранении спорных объектов в государственной собственности; судом необоснованно не применен пункт 4.2 Приложения N 3 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 г.. N 66, в котором предусмотрено право комитета по управлению имуществом немотивированно не включать объекты недвижимости в уставный капитал созданного при преобразовании государственного предприятия акционерного общества. Территориальным управлением заявителю не было отказано в выкупе имущества, а только указано на необходимость установления основания для включения спорного федерального имущества к имуществу, которое подлежало включению в уставный капитал общества, в судебном порядке.
ОАО "Порт Пермь" (заявитель по делу) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления без удовлетворения. Указывает на тот факт, что Территориальное управление не доказало законность не включения спорного имущества в уставный капитал общества при его создании. Особенности приватизации государственных предприятий речного транспорта определены Распоряжением Госкомимущества России N 444-р от 19.09.1992 г.., в котором отсутствует какой-либо запрет на включение в уставный капитал спорных объектов недвижимости. Спорные объекты недвижимости представляют собой объекты инженерной инфраструктуры порта, используются только для внутреннего пользования порта, для данных объектов действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо ограничения в приватизации или особый режим приватизации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Порт Пермь" создано в процессе приватизации государственного предприятия согласно Распоряжению Комитета по управлению имуществом Пермской области от 9.06.1993 г.. N 328-и. Названным распоряжением разрешена приватизация государственного предприятия Порт Пермь в акционерное общество открытого типа Порт Пермь с уставным капиталом 33 193 тыс.руб., правопреемником которого в настоящее время является ОАО "Порт Пермь".
В соответствии с планом приватизации объекты: трансформаторные подстанции N 1 ГГР (лит.Х); N 2 ГГР (лит.Т); N 3 ГГР (лит.С); N 4 ГГР (лит.Р); станции перекачки сточных вод ГГР (лит.Э); тепловая сеть ГГР (лит.Ст); хозяйственно противопожарный водопровод (лит.Св); канализация ГГР (лит.Ск); кабельная линия электропередачи 0,4кв.ГГР (лит.Сэ1); кабельная линия электропередачи 6 кв.ГГР (лит.Сэ), оставлены в федеральной собственности и впоследствии переданы в пользование обществу по договору аренды.
5.03.2009 г.. ОАО "Порт Пермь" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с заявлением N 1-23/64-е о выкупе объектов недвижимости, стоимость которых не включена в уставный капитал при приватизации государственного предприятия Порт Пермь.
17.03.2009 г.. в письме N 01-16-3547/12 Территориальное управление указало, что основания отнесения федерального имущества к имуществу, которое подлежало включению в уставный капитал ОАО "Порт Пермь", могут быть установлены только в судебном порядке.
Указанное письмо ОАО "Порт Пермь" было обоснованно расценено, как фактический отказ обществу в первоочередном приобретении выявленного имущества, подлежащего включению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, в порядке, предусмотренном пунктом 16 статьей 43 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 г.. "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), в связи с чем, было обжаловано в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 16 статьи 43 Федерального закона N 178-ФЗ при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал и не включенного при его создании в состав приватизируемого имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Невыкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из содержания указанной нормы права следует, что акционерное общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал, в процессе приватизации вправе выкупить названное имущество у государства по рыночной цене и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество.
Для реализации такого права необходимо наличие следующих двух условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизируемого имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции установлено, что в процессе создания акционерного общества в 2003 году в уставный капитал Комитетом по управлению имуществом Пермской области не были внесены объекты инженерной инфраструктуры порта, используемые только для внутреннего пользования порта. Указанные объекты, согласно разделу 3 Плана приватизации порта Пермь, были сохранены в государственной собственности и переданы обществу в аренду.
Между тем, Территориальным управлением не доказана законность не включения спорного имущества в уставный капитал общества при его создании.
Порядок преобразования государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества был предусмотрен во "Временном положении о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества", являющемся приложением N 3 к Указу Президента РФ N 66 от 29.01.1992 г..
В силу пункта 4.2 - в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору:
- объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;
- объекты социально-бытового, социально-культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.
Бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на ответчика в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, в соответствии с которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Между тем, доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что объекты инженерной инфраструктуры порта не подлежали включению в уставный капитал общества - как объекты, для которых установлен особый режим приватизации, либо как объекты, в отношении которых на законных основаниях вынесено решение о сохранении в государственной собственности, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на тот факт, что Комитет по управлению имуществом в момент передачи имущества имел право немотивированно не включать объекты недвижимости в уставный капитал созданного при преобразовании государственного предприятия акционерного общества, отклоняется, так как уполномоченный орган, наделенный собственником правами по владению, пользованию и распоряжению его имуществом, осуществляет эти права не по своему усмотрению, а на законных основаниях. Между тем заявитель апелляционной жалобы не указал ссылку на конкретный закон и иной нормативно-правовой акт, в соответствии с которыми, объекты инженерной инфраструктуры порта, не подлежали передаче обществу и были прямо отнесены к числу объектов, не подлежащих приватизации.
Учитывая тот факт, что в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 г.. N 2980-1, а также в Распоряжении Госкомимущества России от 19.09.1992 г.. N 444-р, регулирующем особенности приватизации государственных предприятий речного транспорта, отсутствует запрет на включение в уставный капитал общества спорных объектов недвижимости, а Территориальным управлением не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что спорные объекты не подлежали внесению в уставный капитал ОАО "Порт Пермь", а также, что для данных объектов действующим на тот период законодательством установлен особый режим приватизации, суд первой инстанции правильно указал на то, что законных оснований для исключения спорного имущества из состава имущества, подлежащего приватизации не имелось.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал за ОАО "Порт Пермь" первоочередное право на приобретение спорного имущества по рыночной цене, предусмотренное пунктом 16 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем, решение суда от 22 июня 2009 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2009 года по делу N А50-8470/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8470/2009
Истец: ОАО "Порт Пермь"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-501/2024
05.07.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12142/2023
11.04.2024 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8470/09
06.03.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-501/2024
14.12.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12142/2023
07.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6182/09
22.06.2009 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8470/09