г. Тула
17 декабря 2010 г. |
Дело N А09-8635/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.А.,
судей Юдиной Л.А., Каструба М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5354/2010) индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны, г.Брянск, на определение Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2010 года по делу N А09-8635/2009 (судья Калмыкова О.В.), вынесенное по требованию Федеральной налоговой службы в лице МИФНС N 2 по Брянской области о включении в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны задолженности в размере 97 175 руб. 83 коп. в рамках дела о несостоятельности (банкротстве),
при участии в судебном заседании:
от должника: не явился, извещен судом надлежащим образом;
от конкурсных кредиторов: не явились, извещены судом надлежащим образом;
от конкурсного управляющего: не явился, извещен судом надлежащим образом;
от уполномоченного органа: Левой К.И., представителя, доверенность от 25.11.2010,
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области (далее - ФНС России, МИФНС России N 2 по Брянской области), г.Брянск, обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны (далее - ИП Гончарова Л.Н.), г.Брянск, 97 175 руб. 83 коп., в том числе задолженности по обязательным платежам в сумме 95 783 руб. 38 коп. (75 296 руб. 15 коп. - налоги и 20 487 руб. 23 коп. - пени); задолженности по страховым взносам на финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии в сумме 892 руб. 45 коп. (839 руб. 55 коп. - основной долг; 52 руб. 90 коп. - пени); исполнительского сбора в сумме 500 руб.(л.д.3-5).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2010 года (судья Калмыкова О.В..) требования заявителя удовлетворены частично: в реестр требований кредиторов ИП Гончаровой Л.Н. включено требование ФНС России в сумме 96 675 руб. 83 коп., в том числе задолженность по обязательным платежам в сумме 95 783 руб. 38 коп. (75 296 руб. 15 коп. - налоги и 20 487 руб. 23 коп. - пени); задолженность по страховым взносам на финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии в сумме 892 руб. 45 коп. (839 руб. 55 коп. - основной долг; 52 руб. 90 коп. - пени). В остальной части требований отказано (л.д.66-70).
Принимая судебный акт, первая инстанция исходила из частичной обоснованности размера требований к должнику, предъявленных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с принятым судебным актом, должник - ИП Гончарова Л.Н. обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить оспариваемое определение в части включения в реестр требований кредиторов обязательных платежей и включить в реестр кредиторов задолженность по обязательным платежам в сумме 60 690 руб. 99 коп., в том числе 56 496 руб. 15 коп. - налоги и 4 194 руб. 84 коп. - пени (л.д.75-76).
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что налоговым органом в расчет задолженности необоснованно включены налоги за 2008 год по транспортным средствам КАМАЗ-4540, регистрационный номер В 249 УТ 32; КАМАЗ-4540, регистрационный номер В 920 ОА 32; КАМАЗ-4540, регистрационный номер В 768 ХК 32. Утверждает, что данные транспортные средства в 2008 году не принадлежали должнику. В связи с исключением из расчета задолженности налогов за указанное имущество представляет контррасчет пени.
Уполномоченный орган представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Указывает, что транспортный налог на спорные автомобили был начислен исходя из данных, представленных ГИБДД Брянской области. В подтверждение данного обстоятельства представляет суду данные регистрационного учета. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании второй инстанции представитель уполномоченного органа поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Должник, конкурсный управляющий и конкурсные кредиторы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства, в суд второй инстанции своих представителей не направили.
С учетом мнения представителя уполномоченного органа жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 223, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Поскольку должник оспаривает определение в части включения в реестр кредиторов задолженности по обязательным платежам, а другими лицами не заявлено возражений относительно его проверки в другой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения определения Арбитражного суда Брянской области в оспариваемой части.
В силу статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Соответствующие разъяснения указанной материальной нормы содержатся в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 года N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку процедура конкурсного производства в отношении ИП Гончаровой Л.Н. вводились после вступления в силу указанного Закона, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Правовое регулирование порядка ведения реестра требований кредиторов в ходе процедур банкротства, включения и исключения из него требований определено в статье 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Так, пунктом 6 указанной материальной нормы установлено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В силу статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" основанием для включения требований кредитора в реестр является соответствующее определение арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. При этом такое определение выносится судом на основании предъявленного кредитором вступившего в законную силу судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность требований.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, срок исполнения которых должен был наступить после введения наблюдения.
Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании части 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим (пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом для включения в реестр кредиторов были предъявлены требования по транспортному налогу за 2008 год. Данное обстоятельство подтверждается налоговым уведомлением N 57280 от 04.05.2009 (л.д.16) и требованием об уплате налога N 4581 по состоянию на 10.07.2009 (л.д.20).
Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу являлся календарный год.
В силу пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Как усматривается из представленных в материалы дела сведений о регистрации за ИП Гончаровой Л.Н. транспортных средств, спорные автомобили КАМАЗ-4540, регистрационный номер В 249 УТ 32; КАМАЗ-4540, регистрационный номер В 920 ОА 32; КАМАЗ-4540, регистрационный номер В 768 ХК 32 в 2008 году были зарегистрированы на должника.
Снятие с учета указанных транспортных средств было осуществлено 24.09.2009, 11.02.2009 и 15.05.2009 соответственно.
При таких обстоятельствах требования налогового органа были правомерно включены в реестр кредиторов ИП Гончаровой Л.Н.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает оснований для изменения или отмены определения суда первой инстанции в оспариваемой части и отклоняет доводы заявителя о незаконности и необоснованности судебного акта в этой части.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку уплата государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на определение о включении в реестр требований кредиторов не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2010 года по делу N А09-8635/2009 в части включения в реестр требований кредиторов требований налогового органа оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Л.А. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72301/08-47-651
Истец: ЗАО "1-я Макаронная Компания ", ЗАО "1-ая Макаронная Компания"
Ответчик: ОАО "Орская макаронная фабрика"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2015 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-8635/09
25.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7601/13
03.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7601/13
08.05.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2316/13
02.05.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1518/13
04.04.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1619/13
29.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1518/13
30.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6414/12
21.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6414/12
21.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-810/10
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5844/09
08.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5844/09
13.05.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1822/11
13.05.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1845/11
24.03.2011 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1512/11
16.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-8635/2009
17.12.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5354/10
27.04.2010 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8635/09
11.03.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-810/10
03.03.2010 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5844/09(4)
15.02.2010 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-8635/2009
12.01.2010 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5844/09
11.12.2009 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-8635/2009