г. Пермь
29 марта 2010 г. |
Дело N А50-37529/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Скромовой Ю.В., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Булдаков А.В. (паспорт, доверенность от 01.10.2009),
от ответчика Департамента планирования и развития территории города Перми - Черепанова А.А. (удостоверение N 1450, доверенность от 23.12.2009)
от ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми - Новиков М.М. (удостоверение N 1667, доверенность от 11.01.2010),
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Государственного учреждения Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России
на решение арбитражного суда Пермского края
от 27 января 2010 года,
принятое судьей Кощеевой М.Н.
по делу N А50-37529/2009
по заявлению Государственного учреждения Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Департаменту планирования и развития территории города Перми
о признании бездействий незаконными,
установил:
Государственное учреждение Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту планирования и развития территории города Перми о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о выборе земельного участка с кадастровым номером 59:01:3812066:1 общей площадью 10521 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского,13; о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя с установлением сроков и условий предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных отношений администрации города Перми.
На основании ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования, просил, в том числе, устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем выдачи акта выбора земельного участка с кадастровым номером 59:01:3812066:1 общей площадью 10 521 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 13, для предоставления в постоянное (бессрочное) пользование.
В порядке ст. 46 АПК РФ Департамент земельных отношений администрации города Перми привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2010 (резолютивная часть от 20.01.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 27.01.2010 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что является государственным учреждением и может владеть земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, оспариваемый отказ ответчика не соответствует положениям п. 1 ст.20 ЗК РФ, п. 6 ст. 30 ЗК РФ. Заявитель считает возможным формирование земельного участка для жилищного строительства по процедуре, предусмотренной ст. 31 ЗК РФ.
Ответчики против доводов апелляционной жалобы возражают, указывают на то, что в соответствии с действующим земельным законодательством земельные участки для жилищного строительства не могут быть предоставлены на основании ст. 31 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует:
04.09.2009 заявитель обратился в Департамент планирования и развития территории города Перми с заявлением о выборе земельного участка с кадастровым номером 59:01:3812066:1 площадью 10 521 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 13 для строительства многоэтажного жилого дома на 200 квартир.
Письмом от 09.09.2009 Департамент планирования и развития территории города Перми отказал заявителю в осуществлении выбора указанного земельного участка, в связи с тем, что земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого решения Департамента планирования и развития территории города Перми требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка для жилищного строительства в постоянное (бессрочное) пользование, а также с предварительным согласованием места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.
Ссылка заявителя на положения ст. п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 30 ЗК РФ, согласно которым земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, не может быть принята во внимание, поскольку предоставление земельных участков с целевым использованием - для жилищного строительства производится с особенностями, установленными ст. 30.1 ЗК РФ.
Кроме этого, заявителем испрашивается для строительства земельный участок, в отношении которого осуществлен кадастровый учет.
В силу п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (без предварительного согласования места размещения объекта), если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах, решение суда от 27.01.2010 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 27 января 2010 года по делу N А50-37529/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-37529/2009
Истец: ГУ "Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г.Перми, Департамент планирования и развития территории администрации г. Перми, Департамент планирования и развития территории г. Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми
Третье лицо: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13361/10
21.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13361/10
21.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4638/10-С6
29.03.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1955/10