г. Москва
06 сентября 2011 г. |
Дело N А41-5021/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Воробьевой И.О., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истца КУИ Егорьевского муниципального района Московской области (ИНН: 5011002457, ОГРН: 1025001466456) - Волчкова Л.В. - представитель по доверенности N 6-1-19/59 от 14 января 2011 года,
представители ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Усков Алексей Владимирович, Айсин Олег Абесович, Орлов Евгений Николаевич, Шиленков Алексей Владимирович, Карасев Анатолий Владимирович в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2011 года по делу N А41-5021/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по иску Комитета по управлению имуществом Егорьевского района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки, с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Ускова Алексея Владимировича, Айсина Олега Абесовича, Орлова Евгения Николаевича, Шиленкова Алексея Владимировича, Карасева Анатолия Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:
- земельный участок общей площадью 500 кв.м. с кадастровым номером 50:30:001 01 23:0006, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, Коломенское шоссе;
- земельный участок общей площадью 2600 кв.м. с кадастровым номером 50:30:001 02 10:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 6 микрорайон;
- земельный участок общей площадью 1735,0 кв.м. с кадастровым номером 50:30:001 03 42:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Ал. Невского;
- земельный участок общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером 50:30:001 07 22:0050, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 1-й Русанцевский переулок, дом 43;
- земельный участок общей площадью 750 кв.м. с кадастровым номером 50:30:004 01 09:0025, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, пос.Новый.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Усков Алексей Владимирович, Айсин Олег Абесович, Орлов Евгений Николаевич, Шиленков Алексей Владимирович, Карасев Анатолий Владимирович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2011 года исковые требования Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района удовлетворены (л.д.145-147 т.3).
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 10-16 т.4).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третьи лица Усков Алексей Владимирович, Айсин Олег Абесович, Орлов Евгений Николаевич, Шиленков Алексей Владимирович, Карасев Анатолий Владимирович в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области в качестве Арендодателя были заключены следующие договоры аренды земельных участков:
- договор аренды от 22 марта 2004 года N 010/04 земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 01 23:0006, расположенного по адресу: Московская область, г.Егорьевск, Коломенское шоссе, общей площадью 500 кв.м., разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства с Усковым Алексеем Владимировичем (Арендатор). Договор зарегистрирован 21 апреля 2004 года, запись регистрации N 50-01/30-4/2004-573.
К данному договору было заключено дополнительное соглашение от 28 апреля 2006 года N 010-01/06 (регистрация от 13 июля 2006 года, запись N 50-50-30/016/2006-333);
- договор аренды от 28 июня 2004 г.. N 020/04 земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 02 10:0003, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 6 микрорайон, общей площадью 2600 кв.м., разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства с Айсиным Олегом Абесовичем (Арендатор). Договор зарегистрирован 05 августа 2004 года, запись регистрации N 50-01/30-12/2004-259.
К данному договору были заключены дополнительные соглашения: от 07 июня 2005 года N 020-01/05 (регистрация от 07 июля 2005 года, запись N 50-50-30/012/2005-473), от 07 апреля 2006 г.. N 020-02/06 (регистрация от 05 мая 2006, запись N 50-50-30/011/2006-37), от 04 апреля 2007 года N 020-03/07 (регистрация от 08 мая 2007, запись N 50-50-30/011/2007-401);
- договор аренды от 14 апреля 2003 г.. N 042/03 земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 03 42:0001, расположенного по адресу: Московская область, г.Егорьевск, ул.Ал.Невского, общей площадью 1735,0 кв.м., разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства с Орловым Евгением Николаевичем (Арендатор). Договор зарегистрирован 05 мая 2003 г.., запись регистрации N 50-01.30-06.2003-407.1.
К данному договору были заключены дополнительные соглашения: от 10 июня 2005 года N 042-01/05 (регистрация от 16 сентября 2005 года, запись N 50-50-30/018/2005-344), от 16 января 2006 года N 042-02/06 (регистрация от 09 февраля 2006 года, запись N 50-50-30/002/2006-83);
- договор аренды от 27 февраля 2007 г.. N 023/07 земельного участка с кадастровым
номером 50:30:001 07 22:0050, расположенного по адресу: Московская область, г.Егорьевск, 1-й Русанцевский переулок, дом 43, общей площадью 300 кв.м., разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства с Шиленковым Алексеем Владимировичем (Арендатор). Договор зарегистрирован 03 мая 2007 г.., запись регистрации N 50-50-30/011/2007-372;
- договор аренды от 26 ноября 2007 г.. N 029/07 земельного участка с кадастровым
номером 50:30:004 01 09:0025, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, пос.Новый, общей площадью 750 кв.м., разрешенное использование:
для общественно-делового и гражданского строительства с Карасевым Анатолием Владимировичем (Арендатор). Договор зарегистрирован 20 декабря 2007 г.., запись регистрации N 50-50-30/035/2007-228.
Предъявляя настоящие исковые требования, Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района сослался на то, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По мнению истца, государственная регистрация права федеральной собственности на указанные земельные участки проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Порядок заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 года N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
Таким образом, по мнению заявителя, запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В Федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Доказательств внесения земельных участков в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не представлено. Земельные участки к исключительной собственности Российской Федерации не относятся.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В силу статей 9,13,17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 июля 2001 года, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Каких-либо доказательств расположения на спорных земельных участках объектов, принадлежащих Российской Федерации суду не представлено.
Согласно пункту 1.3 договора аренды N 010/04 от 22 марта 2004 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского района и Усковым А.В. на дату подписания договора на земельном участке строений, сооружений не имеется (л.д.7 т.1).
Согласно пункту 1.3 договора аренды N 020/04 от 28 июня 2004 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского района и Айсиным О.А., на дату подписания договора на земельном участке строений, сооружений не имеется
Из содержания пункта 1.3 договора аренды N 042/03 от 14 апреля 2003 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского района и Орловым Е.Н. на дату подписания договора на земельном участке находятся сети газопровода, принадлежащие ПУ "Водоканал" МУП Егорьевское ПТО ГХ", (л.д.46 т.1).
Согласно пункту 1.3 договора аренды N 023/07 от 27 февраля 2007 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района и Шиленковым А.В., на дату подписания договора на земельном участке расположено 2-этажное здание гражданского назначения (магазин) общей площадью 169,20 кв.м., инв. N 13-7517, лит. Б, принадлежащее Арендатору на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 23 июня 2005 года, запись регистрации N 50-50-30/012/2005-296 (л.д.67-68 т.1).
Из содержания пункта 1.3 договора аренды N 029/07 от 26 ноября 2007 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района и Карасевым А.В., на дату подписания договора на земельном участке зданий, сооружений не имеется (л.д.81 т.1).
Указанные установленные апелляционным судом обстоятельства позволяют исключить возможность отнесения спорных земельных участков к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Комитетом по управлению имуществом Егорьевского района требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2011 года по делу N А41-5021/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
И.О. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5021/2011
Истец: Комитет по управлению имуществои Егорьевского района Московской области, КУИ Егорьевского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО
Третье лицо: Айсин О. А., Карасев А. В., Орлов Е. Н., Управление Федеральной службы гос.регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Усков А. В., Шиленков А. В.