г. Тула
21 сентября 2011 г. |
Дело N А68-2302/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2011.
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Дорошковой А.Г.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ООО "СтройМетизСервис" (г. Тула, ОГРН 1037100322600, ИНН 7104038668): Дидатова Ю.А. - адвоката (доверенность от 12.07.2011); Коровкиной Л.В. - представителя (доверенность от 20.07.2011),
от ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427): Козлова Н.А. - начальника юридического отдела (доверенность от 17.11.2010 N 03-07/09048),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СтройМетизСервис" на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2011 по делу N А68-2302/11 (судья Коновалова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройМетизСервис" (г. Тула, ОГРН 1037100322600, ИНН 7104038668) (далее по тексту - ООО "СтройМетизСервис", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427) (далее по тексту - ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы, Инспекция, налоговый орган) от 04.02.2011 N 6 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2 384 917руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 563 909 руб., привлечения к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 476 983 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Решение ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы от 04.02.2011 N 6 признано недействительным в части привлечения ООО "СтройМетизСервис" к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 472 213, 17 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2011 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ООО "СтройМетизСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ и с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной в отношении ООО "СтройМетизСервис" выездной налоговой проверки ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы составлен акт выездной налоговой проверки от 12.01.2011 N 1 и принято решение от 04.02.2011 N 6 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 476 983 руб.
Указанным решением ООО "СтройМетизСервис" также доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 2 384 917 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 563 909 руб., за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 70 руб.
На основании ст.ст. 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.
Решением Управления от 31.03.2011 N 35-А оспариваемое решение оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы от 04.02.2011 N 6, ООО "СтройМетизСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что основанием для доначисления ООО "СтройМетизСервис" налога на добавленную стоимость в сумме 2 384 917 руб., начисления пеней за несвоевременную его уплату в сумме 563 909 руб. и применения штрафных санкций по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 476 983 руб. послужил вывод налогового органа о том, что при переходе с 01.01.2009 на упрощенную систему налогообложения ООО "СтройМетизСервис" неправомерно восстановило в 4 квартале 2008 года ранее принятый Обществом к вычету налог на добавленную стоимость по принятым к учету в 2007 году при проведении капитального строительства объектам недвижимости (основным средствам) (надземный газопровод низкого давления, ангар, офисно-складской комплекс, земельный участок) в порядке, установленном пунктом 6 статьи 171 НК РФ, - исходя из одной десятой части суммы налога, принятой к вычету.
Аргументируя свою позицию, ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы указала на то, что в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ ООО "СтройМетизСервис" обязано было в 4 квартале 2008 года восстановить суммы налога на добавленную стоимость по вышеуказанным объектам недвижимости (основным средствам) в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости указанных объектов без учета переоценки.
Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию налогового органа, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что до 01.01.2009 ООО "СтройМетизСервис" находилось на общей системе налогообложения.
В 2007 году Общество при проведении капитального строительства приняло к учету основные средства: наземный газопровод низкого давления, ангар, офисно-складской комплекс.
Надземный газопровод введен ООО "СтройМетизСервис" в эксплуатацию 20.04.2007, отражен по дебету счета 01 "Основные средства" за 2007 год в сумме 73 991 руб., дата начала амортизации - 01.05.2007.
Ангар введен в эксплуатацию 09.10.2007, отражен по дебету счета 01 "Основные средства" за 2007 год в сумме 762 725 руб., дата начала амортизации - 01.11.2007.
Офисно-складской комплекс введен в эксплуатацию 20.04.2007, отражен по дебету счета 01 "Основные средства" за 2007 год в сумме 23 680 974 руб., дата начала амортизации - 01.05.2007.
В 2008 году ООО "СтройМетизСервис" по договору купли-продажи от 05.09.2008 приобрело земельный участок на сумму 3 602 209,87 руб.
Указанный земельный участок 30.10.2008 принят Обществом на учет и отражен по дебету счета 01 "Основные средства" оборотно-сальдовой ведомости за 2008 год.
В представленных в ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2006 год и 2007 год ООО "СтройМетизСервис" в отношении вышеуказанных объектов недвижимости (основных средств) заявило налоговые вычеты по строке "Сумма налога, предъявленная подрядными организациями при проведении капитального строительства", в том числе за 1 квартал 2006 года - в сумме 621 647 руб., за 2 квартал 2006 года - в сумме 1 943 452 руб., за 3 квартал 2006 года - в сумме 9 860 руб., за 4 квартал 2006 года - в сумме 4 789 руб., за 1 квартал 2007 года - в сумме 27 081 руб., за апрель 2007 года - в сумме 42 998 руб., за сентябрь 2007 года - в сумме 64 525 руб.
С 01.01.2009 ООО "СтройМетизСервис" перешло на упрощенную систему налогообложения (УСНО).
Согласно показаниям главного бухгалтера ООО "СтройМетизСервис" Толпыго Е.А., зафиксированным в протоколе допроса от 01.11.2010 N 27, с 01.01.2009 Общество осуществляло только деятельность, облагаемую единым налогом в порядке, предусмотренном режимом УСНО.
Соответственно, финансово-хозяйственные операции, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость, ООО "СтройМетизСервис" не производились.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу требований абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ ООО "СтройМетизСервис" обязано было по вышеуказанным объектам недвижимости (основным средствам) в 4 квартале 2008 года единовременно восстановить ранее принятый Обществом к вычету налог на добавленную стоимость в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Согласно оборотно-сальдовым ведомостям по счету 01 "Основные средства" и счету 02 "Амортизация основных средств", а также ведомостей по амортизации остаточная стоимость спорных объектов недвижимости (основных средств) по состоянию на 01.01.2009 составляет 23 157 136 руб.
По данным выездной налоговой проверки сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая восстановлению ООО "СтройМетизСервис" в 4 квартале 2008 года, составляет 2 667 292 руб.
В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года ООО "СтройМетизСервис" указало, что налог на добавленную стоимость в сумме 282 375 руб. восстановлен и уплачен Обществом в бюджет.
В представленной в ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы справке от 29.10.2010 ООО "СтройМетизСервис" пояснило, что сумма налога, восстановленная им в 4 квартале 2009 года в размере 282 375 руб., является налогом на добавленную стоимость, ранее принятым Обществом к вычету по счетам-фактурам, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за выполненные работы (услуги) при проведении капитального строительства вышеуказанных объектов недвижимости (основных средств) и равна 1/10 части суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей восстановлению с 2008 года.
Следовательно, с учетом указанной суммы сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению Обществом в 4 квартале 2008 года, составляет 2 384 917 руб. (2 667 292 руб. - 282 375 руб.).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы правовых оснований для доначисления ООО "СтройМетизСервис" налога на добавленную стоимость в сумме 2 384 917 руб., начисления пеней за несвоевременную его уплату в сумме 563 909 руб. и применения штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме в сумме 4 769, 83 руб. (с учетом обоснованного применения судом первой инстанции положений ст.ст. 112, 114 НК РФ).
Довод ООО "СтройМетизСервис" о том, что восстановление налога на добавленную стоимость по объектам недвижимости (основным средствам) при переходе на упрощенную систему налогообложения должно осуществляться в порядке пункта 6 статьи 171 НК РФ в течение 10 лет с момента ввода данных объектов в эксплуатацию, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Статьей 171 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Статья 166 определяет порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
В силу пункта 1 данной статьи сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Следовательно, статья 171 НК РФ подлежит применению только плательщиками налога на добавленную стоимость в случае определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, то есть при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с абзацем 4 пункта 6 статьи 171 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
Совокупный анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что пункт 6 статьи 171 НК РФ определяет особенности применения налоговых вычетов по объектам недвижимости (основным средствам), которые используются одновременно для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и для операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ (не облагаемых налогом на добавленную стоимость).
Поскольку с 01.01.2009 ООО "СтройМетизСервис" перешло на упрощенную систему налогообложения (УСНО) и с этого момента не осуществляло финансово-хозяйственных операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, то ранее принятый Обществом к вычету налог на добавленную стоимость по спорным объектам недвижимости (основным средствам) в силу вышеизложенных норм права не мог быть восстановлен в порядке, установленном пунктом 6 статьи 171 НК РФ, а подлежал восстановлению в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
О том, что специальный порядок восстановления налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктом 6 статьи 171 НК РФ, распространяется на налогоплательщиков, которые используют соответствующий объект недвижимости (основанное средство) как в операциях, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, так и в операциях, не подлежащих обложению указанным налогом, свидетельствует и порядок расчета подлежащей восстановлению суммы налога в соответствующей доле.
Так, в абзаце 5 пункта 6 статьи 171 НК РФ определено, что расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год.
Довод ООО "СтройМетизСервис" о том, что предоставление рассрочки на 10 лет по восстановлению налога на добавленную стоимость в целом соответствует политике Правительства Российской Федерации, направленной на поддержку малого бизнеса, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку применение упрощенной системы налогообложения является правом налогоплательщика. Как обоснованно указал суд первой инстанции, в том случае, если использование такого права не выгодно исходя из налоговых последствий, налогоплательщик может оставаться на общей системе налогообложения.
Довод апелляционной жалобы ООО "СтройМетизСервис" о том, что настоящий спор возник из-за различного толкования норм налогового законодательства, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 7 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку с учетом вышеприведенных мотивов в рассматриваемом случае отсутствует какая-либо неопределенность в применении положений пункта 3 статьи 170 и пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы ООО "СтройМетизСервис" о том, что сроки уплаты восстановленного налога на добавленную стоимость статьей 170 НК РФ не установлены, в связи с чем пени на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость не начисляются, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Сроки уплаты налога на добавленную стоимость установлены пунктом 4 статьи 174 НК РФ.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку предусмотренная статьей 170 НК РФ обязанность по восстановлению налога на добавленную стоимость за определенный период предполагает уплату налога за соответствующий период в срок, установленный абзацем 1 пункта 4 статьи 174 НК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае подлежащий восстановлению ООО "СтройМетизСервис" за 4 квартал 2008 года налог на добавленную стоимость должен был быть уплачен Обществом не позднее 20.01.2009.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент принятия ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы оспариваемого решения (04.02.2011) ООО "СтройМетизСервис" не восстановило и не уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 2 384 917 руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Инспекции правовых оснований для начисления на указанную сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость пеней за период с 21.01.2009 по 04.02.2011 в размере 563 909 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "СтройМетизСервис" не может быть привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, поскольку в рассматриваемом случае Обществом не уплачен налог на добавленную стоимость, подлежащий восстановлению, ранее возмещенный из бюджета на законных основаниях, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, так как Налоговый кодекс Российской Федерации определяет сумму восстановленного налога на добавленную стоимость как сумму налога, подлежащую уплате в бюджет наравне с налогом на добавленную стоимость, исчисляемым в общем порядке. С учетом этого неправильное определение Обществом суммы НДС, подлежащего восстановлению по спорным объектам, привело к занижению им налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате ООО "СтройМетизСервис" в бюджет за 4 квартал 2008 года, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого установлена п. 1 ст. 122 НК РФ. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в спорный налоговый период (4 квартал 2008 года) Общество являлось налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, а следовательно, могло выступать субъектом налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ООО "СтройМетизСервис" основаны на неправильном применении им норм материального права и не подтверждают ошибочность выводов суда первой инстанции.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения суда в обжалуемой части отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 руб.
Согласно платежному поручению от 04.08.2011 N 101 ООО "СтройМетизСервис" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2 000 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 000 руб. подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2011 по делу N А68-2302/11 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "СтройМетизСервис" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "СтройМетизСервис" (г. Тула, ОГРН 1037100322600, ИНН 7104038668) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной Обществом по платежному поручению от 04.08.2011 N 101.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2302/2011
Истец: ООО "Стройметизсервис"
Ответчик: ИФНС РФ по Привокзальному р-ну г. Тулы