г. Пермь
23 сентября 2011 г. |
Дело N А60-10959/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Усцова Л.А.,
судей Паньковой Г.Л., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливаевой Т.Г.,
при участии:
от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ТУ Росимущества в Свердловской области): представитель не явился,
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: Левит А.М. по доверенности N 08-18/1405 от 20.12.2010, паспорт,
от третьего лица - ФГУП "Совхоз "Знаменский": представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июля 2011 года
по делу N А60-10959/2011,
принятое судьей Горбашовой И.В.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Управление Росреестра в Свердловской области)
третье лицо: ФГУП "Совхоз "Знаменский" (ОГРН 1036602080943, ИНН 6633002831)
о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказ Управления Росреестра в Свердловской области (Сухоложский отдел) в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1660 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов; обязании Управление Росреестра провести процедуру государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Совхоз "Знаменский" (ст. 51 АПК РФ).
Решением арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2011 заявление удовлетворено (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Принимая решение, суд исходил из того, что отказ Управления Росреестра в Свердловской области в регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок не соответствует требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Управление Росреестра в Свердловской области, обжалуя решение, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в Свердловской области отказать. В обоснование указывает, что заявитель не представил в полном объеме правоустанавливающие документы, необходимые для регистрации права. Пояснило, что регистрирующий орган располагал сведениями о том, что совхоз "Знаменский" является государственным унитарным предприятием Свердловской области (Постановления Главы городского округа Сухой лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ). В отсутствие доказательств иного, оснований для удовлетворения заявления ТУ Росимущества не имелось.
В дополнении к жалобе Управление Росреестра оспорило вывод суда о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок подлежит регистрации на основании ч. 1 ст. 3.1 Вводного Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001. В обоснование указало на расхождение площади земельного участка указанной в свидетельстве о праве постоянного (бессрочного) пользования и кадастрового паспорта.
ТУ Росимущества в Свердловской области представило мотивированный отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены решения. Пояснило, что изменение площади земельного участка произошло в связи установлением (уточнением) границ земельного участка в соответствии с межевым планом. Изменение площади произошло в пределах, допустимых законодательством (п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Постановление Главы городского округа Сухой лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ издано в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в ходе проведения кадастровых работ в отношении ранее предоставленных ФГУП "Совхоз "Знаменский" земельных участков. Данное постановление не носит характер распоряжения земельными участками.
ФГУП "Совхоз "Знаменский" с доводами апелляционной жалобы также не согласно, считает, что заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно, право федеральной собственности на спорный земельный участок подлежит государственной регистрации в силу ч. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, для государственной регистрации были представлены все необходимые документы. Постановление Главы городского округа Сухой лог от 17.07.2007 N1000-ПГ издано в соответствии с требованиями п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", в связи с чем для государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок распорядительного акта иного государственного органа не требуется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения не находит.
Согласно абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 названного Закона перечень которых является закрытым. При этом согласно п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом.
Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Таким образом, право собственности ТУ Росимущества в Свердловской области на земельный участок площадью 1660 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов подлежит регистрации в соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 30.1 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления соответствующего исполнительного органа государственной власти и документов, подтверждающих предоставление земельного участка. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Согласно Перечню к числу правоустанавливающих документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, отнесены:
- копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- кадастровый план земельного участка;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
По смыслу Постановления N 404, право собственности на земельный участок может быть зарегистрировано за Российской Федерацией, если земельный участок ранее был предоставлен: органу государственной власти Российской Федерации либо казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию или некоммерческой организации, которые созданы органом государственной власти Российской Федерации.
Поскольку ФГУП "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным предприятием (решение арбитражного суда по делу N А60-621/2008-С6), то представленные ТУ Росимущества в Свердловской области на государственную регистрацию документы: свидетельство N 8 от 03.03.1993 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное на основании постановления Главы администрации с. Знаменское N 4-а от 25.02.1993, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 6663/203/09-10029 от 09.12.2009, доверенность на представителя - являлись достаточными для регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок.
Предоставление Теруправлением названного судебного акта регистрирующему органу, наверное, позволило бы избежать передачу дела в арбитражный суд.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
Уточнение границ земельного участка произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из кадастровой выписки N 6663/203/09-10029 от 09.12.2009 следует, что на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, площадью 1660 кв.м. + 28.00 кв.м., с разрешенным использованием - производственный объект, центральный склад, местоположение - Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования совхозу "Знаменский". Согласно кадастровому паспорту, предыдущим кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 66:63:1401001:57 являлся кадастровый номер 66:63:1401001:0057, присвоенным в связи с внесением земельного участка в кадастр недвижимости 03.03.1993.
Поскольку спорный земельный участок идентифицирован в установленном законом порядке, вывод суда первой инстанции о необоснованности отказа Управления Росреестра в Свердловской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является верным.
Постановление Главы городского округа Сухой лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ, на пункты 6 и 7 которого ссылается Управление Росреестра в Свердловской области, отношение к рассматриваемому делу не имеет.
Данным постановлением, как верно отмечено ТУ Росимущества, управление и распоряжение спорным земельным участком не осуществлялось.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены (изменения) решения не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе относятся на Управление Росреестра в Свердловской области, которое в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от её уплаты освобождено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2011 года по делу N А60-10959/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10959/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: ФГУП "Совхоз "Знаменский"