На пороге трудовая инспекция
Нередко информация о предстоящей проверке со стороны трудовой инспекции становится для работодателя неприятным сюрпризом. Чего ждать от контролеров и стоит ли опасаться проверки?
Трудовики могут прийти в любую компанию. Как правило, их появление связано с конфликтом между работником и работодателем. Проверки по жалобам могут проходить как угодно часто. А инспектировать фирму по плану можно не чаще одного раза в два года. Так сказано в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ).
Однако на практике трудовая инспекция появляется в компании с плановой проверкой крайне редко. Некоторые предприниматели, проработав пять и даже десять лет, с удивлением узнают, что их деятельность могут проконтролировать трудовики. Чтобы звонок из трудовой инспекции не застал вас врасплох, следует подготовиться к возможной проверке заранее.
Тривиальное начало
Как правило, плановой проверке предшествует звонок в офис компании. Инспекторы просят подготовить кадровые документы к определенному сроку. Объясняется это желанием провести проверку в кратчайшие сроки. Ведь если прийти в компанию неожиданно, можно потратить много времени, пока необходимые документы найдут.
Если компания не подготовила к приходу инспекторов необходимых документов, проверяющие на месте составят запрос, в котором укажут время, когда их следует представить.
За отказ от исполнения запроса организации грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб., а руководителю или предпринимателю - от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Откройте, инспекция!
Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить служебные удостоверения и распоряжение на проведение проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). Оно должно быть подписано руководителем региональной инспекции труда или его заместителем. Отсутствие одного из этих документов дает право не пускать проверяющих.
Руководителю фирмы или ее представителю необходимо внимательно ознакомиться с содержанием распоряжения. В нем должны быть указаны (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ):
- номер и дата;
- наименование контролирующего органа;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проверки;
- правовые основания проверки, в том числе нормативные правовые акты, исполнение требований которых подлежит проверке;
- дата начала и окончания проверки.
Копия распоряжения должна быть заверена печатью. Основание - пункт 1 статьи 7 Закона N 134-ФЗ.
Проверку может проводить только тот инспектор, фамилия которого указана в распоряжении (п. 2 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы адрес и название организации были указаны правильно.
На этом этапе можно выявить формальные нарушения и отказать в контрольном мероприятии. Такой подход оправдан, если инспекторы появились неожиданно. Но необходимо понимать, что формальные неточности будут быстро устранены и контролеры появятся вновь.
Если у вас возникли сомнения по поводу подлинности документов, позвоните в инспекцию и уточните, направляли ли к вам проверяющих. Посещение трудового инспектора может оказаться случайным, если вы арендуете офис на территории другой фирмы. Проверяя одну компанию, он может заглянуть и к вам. Если у инспектора нет соответствующего распоряжения, вы имеете право отказать ему в проведении проверки. Следует обращать внимание и на вопросы, обозначенные в распоряжении на проведение проверки. Требовать документы, которые не относятся к вопросам проверки, инспекторы не вправе. Так гласит статья 8 Закона N 134-ФЗ.
Что интересует проверяющих
В первую очередь трудовые инспекторы идут в отдел кадров, поскольку основные документы, регламентирующие трудовые отношения с работником, хранятся именно там.
Трудовую инспекцию может заинтересовать обширный список документов. Это учредительный договор организации, коллективный договор, документы, касающиеся оплаты труда (положения, расчетные листы, ведомости и т.п.). В ходе проверки инспекторы будут изучать трудовые договоры, должностные инструкции, больничные листы, графики отпусков и сменности, табели учета рабочего времени. Проверяющие могут потребовать инструкции по охране труда, журнал инструктажа по технике безопасности. И это далеко не полный перечень. В зависимости от тематики проверки инспекторов будут интересовать разные документы.
Если документы, интересующие инспекторов, есть, готовьтесь, что их будут тщательно изучать. Как известно, трудовой договор должен соответствовать требованиям статьи 57 Трудового кодекса. А данная норма гласит, что в договоре необходимо указать размер тарифной ставки, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Но ничего не сказано о валюте, в которой эти выплаты нужно указать.
С учетом того, что в некоторых компаниях размер зарплаты работников поставлен в зависимость от курса доллара США или евро, этот вопрос является актуальным. Имейте в виду, трудовики сочтут нарушением законодательства, если размер оплаты в договоре указан в иностранной валюте. Выплата зарплаты в рублях вас не спасет (письмо Роструда от 10.10.2006 N 1688-6-1).
Инспекторы обращают внимание не только на содержание документов. Госкомстат в постановлении от 05.01.2004 N 1 утвердил для некоторых документов специальные формы. Так, обязательные формы предусмотрены для приказа (распоряжения) о приеме сотрудника на работу, личной карточки работника, штатного расписания, графика отпусков, расчетно-платежной ведомости и т.д. Исключение сделано только для бюджетных организаций, которым разрешено не соблюдать унифицированные формы по учету рабочего времени (например, записка-расчет о предоставлении отпуска работнику).
Обратите внимание на то, что приказы (распоряжения) имеют два различных варианта. Например, если оформляют приказ о приеме на работу одного человека, используют форму N Т-1. Если на работу устраивается несколько человек - форму N Т-1а.
Заполняя унифицированные формы документов, вы избежите типичных ошибок кадровой службы. Например, нередко в приказах о приеме на работу не указывают дату, когда работник должен приступить к выполнению своих обязанностей. Еще одна распространенная ошибка, вызванная несоблюдением формы: работника не знакомят с приказом под роспись ввиду отсутствия соответствующей строчки в документе. Ее часто забывают внести.
Технология проверки и ее оформление
Технология проверки не сложная. Инспекторы изучают представленные документы, сопоставляют их форму и содержание с требованиями закона. Если у них возникнут вопросы, они могут потребовать письменных пояснений в виде справки, письма и т.п. Такое право им дано статьей 357 ТК РФ и Законом N 134-ФЗ.
Трудовики могут потребовать дать им объяснения и во время составления протокола об административном правонарушении, который составляют каждый раз, когда находят какие-либо нарушения. А это происходит в 99% случаев. Но от этих объяснений можно отказаться, сославшись на статью 51 Конституции РФ, которая дает право не свидетельствовать против себя. Если нарушения очевидны, это не лучший способ взаимодействия с контролерами. Пообещайте инспекторам исправить обнаруженные недочеты и обратите внимание, например, на малозначительность нарушения.
Как правило, в ходе проверки трудовой инспектор обнаруживает нарушения оформления унифицированных форм. Например, приказов о приеме на работу нескольких сотрудников. В результате на бланках документов отсутствуют подписи работников об ознакомлении с приказом. В этом случае директор обычно обещает инспектору, что приказы будут переоформлены и все работники ознакомятся с ними под расписку. И тогда инспектор выдает предписание об устранении нарушения в течение недели. Если нарушение незначительное, протокол, как правило, не составляют.
Независимо от того, найдут ли контролеры нарушения, они должны составить акт по итогам проверки. Его форма утверждена приказом Роструда от 10.12.2004 N 47. В акте перечисляют обнаруженные нарушения, а также документы, которые в компании отсутствуют. Акт составляют в двух экземплярах, один из которых вручают представителю организации под расписку. Документ подписывают инспектор и директор фирмы или другой представитель компании. Распространено мнение, что отказ от подписи может сделать акт недействительным. Это не так. Подпись означает только то, что вы ознакомились с содержанием акта. В случае отказа от подписи инспектор сделает в акте соответствующую запись, что не повлияет на исход дела.
Чтобы наказать за нарушение, контролеры составляют протокол. Его форма утверждена приказом Роструда от 10.12.2004 N 47. Отступление от нее также не может существенно повлиять на результаты проверки. Инспекторам важно, чтобы этот документ отвечал требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Перечислим некоторые из них. В протоколе должны быть указаны дата и место его составления, обстоятельства правонарушения, место и время его совершения, данные о нарушителе и инспекторе, который составил документ.
На основании протокола выносят постановление о привлечении к административной ответственности. Его вправе составить тот же инспектор, который проводил проверку. Форма постановления утверждена приказом Роструда от 10.12.2004 N 47.
Постановление должно быть рассмотрено не позднее 15 дней с момента составления протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Время и место рассмотрения заблаговременно сообщают нарушителю. Если он не явится без уважительной причины, решение может быть принято без него.
Впрочем, решение о наказании может быть вынесено в день составления протокола.
Этот страшный документ - предписание
Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, инспектор выносит на имя директора компании предписание, в котором указывает, что и в какие сроки необходимо сделать. Его форма утверждена приказом Роструда от 10.12.2004 N 47.
Инспектор устанавливает срок выполнения предписания. Нарушитель обязан сообщить о выполнении требований инспекции. Способ оповещения может быть любым (по телефону, личное посещение инспекции и т.п.).
Если предписание не будет выполнено в срок, инспектор составит протокол об этом нарушении и отправит его в суд. В результате организацию могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководителя - от 1000 до 2000 руб. Такие санкции установлены частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
До недавнего времени проверяющие могли приостановить работу компании, если считали, что имеющиеся нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью работников. С момента появления в КоАП РФ статьи 3.12 инспекторы частично лишились такого права. Сейчас это прерогатива суда. Но не стоит думать, что организация сможет продолжить работу до вынесения судебного решения. Инспекторы могут наложить так называемый временный запрет на ее деятельность до рассмотрения дела судом, о чем должен быть составлен отдельный протокол. Срок приостановления деятельности составляет 90 суток. Можно начать работу до истечения этого срока, но для этого необходимо устранить нарушения и обратиться в суд с ходатайством.
Нарушение может дорого обойтись
Большинство нарушений, которое может допустить работодатель, инспекторы квалифицируют по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц предусмотрен в размере от 500 до 5000 руб., для организации - от 30 000 до 50 000 руб. Кроме того, деятельность предпринимателя или фирмы может быть приостановлена на срок до 90 суток. Приостановить работу может только суд и только в том случае, если обнаруженные нарушения угрожают здоровью или жизни работников.
Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании части 2 статьи 5.27 КоАП РФ и в этот период он не сможет занимать руководящие должности. С 1 апреля этого года функционирует база данных, в которой хранится информация о дисквалифицированных руководителях. Базу формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.
На практике инспекторы допускают ошибки в трактовке понятия "аналогичное". Так, президент Амурской торгово-промышленной палаты (АТПП) не предоставил работнику ежегодный дополнительный отпуск, за что 11 июня 2004 года был оштрафован трудовой инспекцией на 2000 руб. на основании части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Менее чем через год инспекторы провели проверку АТПП по жалобе одного из работников. В результате было установлено, что президент АТПП не заключил письменный трудовой договор с работником, который трудился в организации по совместительству. По решению суда руководитель АТПП был дисквалифицирован сроком на один год. Инспекторы и суд сочли, что виновник совершил два аналогичных нарушения.
Но ВС РФ признал это решение незаконным и отменил его, посчитав, что под аналогичным правонарушением следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (постановление ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1).
Есть ли шанс?
Как правило, организацию, в которой прошла проверка, не устраивает решение трудовой инспекции. Можно ли повлиять на дальнейшие события, избежать штрафа или уменьшить его размер? Такая возможность есть. Чтобы ее реализовать, необходимо подать жалобу на действия (бездействие) или решение инспекторов.
Нередко контролеры допускают ошибки в составлении протоколов и актов проверки. Например, если в протоколе не указаны обстоятельства правонарушения или статья закона, которую нарушил работодатель, протокол может быть признан судом недействительным, а постановление, основанное на нем, незаконным. То есть следует обжаловать именно постановление. С жалобой можно обратиться в вышестоящее ведомство или в суд. В жалобе вышестоящему руководству укажите наименование вашей организации, ее ИНН, юридический и фактический адрес, должность инспектора, проводившего проверку, дату составления обжалуемого акта, обоснование жалобы и ваши требования.
Главное в жалобе - правовая сторона вопроса. Подтверждайте высказанные мысли ссылками на нормативный правовой акт. Приведите пример из судебной практики по аналогичному вопросу, если он вам известен. Можно указать на несоразмерность штрафа заработку нарушителя.
Обращение к начальству проверяющих имеет один существенный минус: оно находится под влиянием корпоративной этики и не склонно легко признавать ошибки подчиненных. Если вы уверены в том, что действия инспекторов незаконны, а их руководство не соглашается с вами, обращайтесь в суд.
Не ошибитесь с выбором суда. Некоторые руководители компаний считают, что споры с трудовой инспекцией должен рассматривать арбитражный суд. Свою позицию они основывают на положениях части 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Именно там сказано, что споры между фирмой и контролерами в связи с административным правонарушением компании рассматриваются в арбитраже. Однако в абзаце 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях не упомянуты нормы, связанные с нарушением трудового законодательства. Значит, следует обращаться в суд общей юрисдикции.
Трудовые отношения не связаны с экономической деятельностью предприятия. Они относятся к вопросам его внутренней организации. Об этом свидетельствуют постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.04.2006 N Ф03-А16/06-2/845 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1. В суд подают исковое заявление в письменной форме. Требования к его содержанию определены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.
А.В. Сибиряков,
юрисконсульт ЗАО "Энергия"
"Зарплата", N 5, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru