город Омск
29 сентября 2011 г. |
Дело N А46-12030/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Зинченко Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6388/2011) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 11.07.2011 по делу N А46-12030/2009 (судья Храмцов К.В.), принятое по заявлению арбитражного управляющего Дылды Романа Григорьевича о взыскании вознаграждения за проведение процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Фаворит-Центр" (ИНН 5503065596, ОГРН 1035504001455)
при участии в судебном заседании представителей:
от ФНС России - Лагутина Ю.Н. по доверенности от 01.02.2011,
от арбитражного управляющего Дылды Р.Г. - Соловьёва А.М. по доверенности от 17.12.2010
установил:
Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Фаворит-Центр" (далее - ООО "Фаворит-Центр", должник).
Решением Арбитражного суда Омской области 29.07.2009 по делу N А46-12030/2009 ООО "Фаворит-Центр" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца по правилам статей 227-230 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), конкурсным управляющим утверждён Дылда Роман Григорьевич (далее - Дылда Р.Г.), конкурсному управляющему утверждено единовременное вознаграждение за проведение процедуры банкротства в размере 10 000 руб. в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников".
Определением арбитражного суда от 21.09.2009 прекращена упрощённая процедура в отношении должника, осуществлён переход к общей процедуре конкурсного производства в отношении должника.
Определением арбитражного суда от 31.08.2010 продлён срок конкурсного производства до 29.12.2010.
Определением арбитражного суда от 11.01.2011 конкурсное производство завершено.
27 апреля 2011 года в арбитражный суд поступило письменное ходатайство арбитражного управляющего Дылды Р.Г. о взыскании с уполномоченного органа 370 177 руб. 80 коп. невыплаченного вознаграждения конкурсного управляющего за период с 22.07.2009 по 21.03.2011.
Определением арбитражного суда от 11.07.2011 с территориального подразделения ФНС России - Инспекции ФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска за счёт средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в пользу Дылды Р.Г. взыскано 223 177 руб. 80 коп. вознаграждения конкурсного управляющего. В удовлетворении заявления в остальной части отказано
Не согласившись с принятым определением суда, ФНС России подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы ФНС России указывает на то, что арбитражный управляющий Дылда Р.Г. не исполнил свою прямую обязанность по обращению в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу о банкротстве в целях соблюдения прав заявителя по делу. Считает, что при переходе на обычную процедуру конкурсного производства арбитражным управляющим не был установлен факт достаточности имущества у должника.
От арбитражного управляющего Дылды Р.Г. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить определение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель арбитражного управляющего Дылды Р.Г. просил оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
От арбитражного управляющего Дылды Р.Г. не поступило возражений относительно проверки законности и обоснованности определения суда только в части удовлетворения заявления о взыскании вознаграждения.
Исходя из положений названной нормы закона и доводов апелляционной жалобы, а также отсутствия вышеуказанных возражений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения суда только в обжалуемой части.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность определения суда в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в указанной части.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Омской области 29.07.2009 по делу N А46-12030/2009 ООО "Фаворит-Центр" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца, конкурсным управляющим утверждён Дылда Р.Г., конкурсному управляющему утверждено единовременное вознаграждение за проведение процедуры банкротства в размере 10 000 руб.
Определением арбитражного суда от 21.09.2009 прекращена упрощённая процедура банкротства, осуществлён переход к общей процедуре конкурсного производства в отношении должника.
Определением арбитражного суда от 11.01.2011 конкурсное производство завершено.
Таким образом, арбитражный управляющий Дылда Р.Г. исполнял обязанности конкурсного управляющего в период с 29.07.2009 до 21.09.2009 проведения в отношении должника упрощённой процедуры конкурсного производства, размер единовременного вознаграждения за который составляет 10 000 руб., и в период с 21.09.2009 по 11.01.2011 проведения в отношении должника общей процедуры конкурсного производства, размер ежемесячного вознаграждения за который установлен статьёй 20.6 Закона о банкротстве.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве, все судебные расходы, в том числе вознаграждение арбитражного управляющего, относятся на имущество должника и возмещаются за счёт этого имущества вне очереди.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротства в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счёт имущества должника.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91), если заявителем по делу выступал уполномоченный орган, то на основании пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве расходы по делу о банкротстве взыскиваются с него (его соответствующего территориального подразделения) за счёт средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства. Таким образом, в силу закона достаточным основанием для возложения на заявителя обязанности по возмещению судебных расходов, в том числе по выплате вознаграждения арбитражного управляющего, является сам факт установления отсутствия у должника имущества, за счёт которого можно покрыть эти расходы в связи с делом о банкротстве.
По смыслу Закона о банкротстве заявителем по делу о банкротстве является лицо, которое обратилось с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Следовательно, ввиду отсутствия у должника имущества для покрытия судебных расходов обязанность их возместить арбитражному управляющему возлагается именно на заявителя в силу закона.
Каких-либо дополнительных условий, исключающих возможность отнесения на заявителя судебных расходов по указанному выше основанию, в том числе в случае перехода к общей процедуре банкротства по ходатайству арбитражного управляющего, что имело место в рассматриваемом случае, положения пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве не содержат.
Обязанность заявителя возместить арбитражному управляющему судебные расходы в связи с делом о банкротстве не поставлена в зависимость от того, по чьей инициативе в ходе уже возбужденного дела о банкротстве осуществлён переход от упрощённой к общей процедуре банкротства.
Учитывая, что уполномоченный орган является заявителем по настоящему делу, то независимо от перехода к общей процедуре банкротства в отношении должника по инициативе конкурсного управляющего Дылды Р.Г., он обязан в силу прямого указания Закона о банкротстве (пункт 3 статьи 59) возместить арбитражному управляющему судебные расходы, в том числе вознаграждение конкурсного управляющего.
Правовых оснований для отказа в выплате арбитражному управляющему Дылде Р.Г. вознаграждения за период проведения конкурсного производства по общей процедуре банкротства не имеется.
В силу пункта 4 статьи 20.6 Закона о банкротстве основанием для невыплаты арбитражному управляющему вознаграждения может являться только факт освобождения либо отстранения его арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что арбитражный управляющий Дылда Р.Г. в период проведения процедуры конкурсного производства по общей процедуре банкротства в отношении должника был отстранён арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об определении размера взысканного вознаграждения конкурсного управляющего за период проведения общей процедуры банкротства в отношении должника в размере 470 000 руб.
Статьёй 20.3, пунктом 1 статьи 20.6 Закона о банкротстве закреплено право арбитражного управляющего на получение вознаграждения в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для конкурсного управляющего тридцать тысяч рублей в месяц.
Конкурсное производство по общей процедуре банкротства было проведено в период с 21.09.2009 по 11.01.2011.
Суд первой инстанции посчитал, что размер вознаграждения конкурсного управляющего должен быть ограничен периодом с даты признания должника банкротом 29.07.2009 до даты завершения конкурсного производства 11.01.2011, когда было принято определение суда о завершении конкурсного производства, при этом суд первой инстанции правомерно посчитал, что за период проведения конкурсного производства по упрощённой процедуре определением суда от 29.07.2009 конкурсному управляющему установлено единовременное вознаграждение в размере 10 000 руб., а за период проведения конкурсного производства по общей процедуре банкротства с 21.09.2009 по 11.01.2011 размер вознаграждения составляет 470 000 руб. из расчёта 30 000 руб. ежемесячно.
Исходя из того, что в период проведения конкурсного производства арбитражному управляющему Дылде Р.Г. уже было возмещено вознаграждение конкурсного управляющего в размере 256 822 руб. 20 коп., суд первой инстанции обоснованно определил к взысканию с ФНС России разницу между общей суммой вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры конкурсного производства (480000 руб.) и выплаченной суммой вознаграждения конкурсного управляющего (256822,20), что составляет 223 177 руб. 80 коп.
В силу норм Закона о банкротстве арбитражному управляющему гарантировано право на получение вознаграждения даже в случае отсутствия у должника имущества для выплаты такого вознаграждения, в то же время суд апелляционной инстанции считает необходимым применительно к рассматриваемой ситуации исходя из доводов жалобы ФНС России учитывать разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в Постановлении от 17.12.2009 N 91.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91, при обнаружении арбитражным управляющим факта недостаточности имеющегося у должника имущества для осуществления расходов по делу о банкротстве, он не вправе осуществлять такие расходы в расчёте на последующее возмещение их заявителем, а обязан обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве с заявлением о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. Если арбитражный управляющий не обратится в суд с названным заявлением, впоследствии понесённые им расходы, в отношении которых доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии средств для погашения их за счёт имущества должника, не подлежат взысканию с заявителя.
Исходя из вышеуказанных разъяснений Пленума ВАС РФ именно ФНС России, приводя соответствующие доводы, в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ должна была доказать суду то, что арбитражный управляющий Дылда Р.Г., зная об отсутствии средств для погашения расходов в процедуре конкурсного производства, в том числе на выплату вознаграждения, не обратился в суд с соответствующим ходатайством о прекращении производства по делу на стадии проведения общей процедуры конкурсного производства.
В своей жалобе ФНС России указывает на то, что заявленное конкурсным управляющим ходатайство о переходе на общую процедуру конкурсного производства не привело к удовлетворению требований кредиторов, а привело лишь к затягиванию процедуры и существенному увеличению расходов по делу о банкротстве. Факт достаточности имущества у должника не был установлен конкурсным управляющим при переходе на общую процедуру банкротства в отношении должника.
По мнению суда апелляционной инстанции, фактически возражения ФНС России сводятся к несогласию с переходом к общей процедуре конкурсного производства.
Однако судебный акт о переходе к общей процедуре конкурсного производства вступил в законную силу.
ФНС России, ссылаясь на разъяснения Пленума ВАС РФ, не представила в материалы дела доказательства того, что арбитражный управляющий Дылда Р.Г., зная об отсутствии средств для погашения расходов именно уже в общей процедуре конкурсного производства, в том числе на выплату вознаграждения, не обратился в суд с соответствующим ходатайством о прекращении производства по делу (когда именно возникли обстоятельства, в силу которых наступила обязанность конкурсного управляющего обратиться в суд с таким ходатайством)
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что при завершении конкурсного производства, как следует из текста определения суда от 11.01.2011, ФНС России не возражала против завершения конкурсного производства, и не ссылалась на наличие вышеуказанных обстоятельств.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения пункта 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91.
Таким образом, основания для отмены законно и обоснованно принятого определения в обжалуемой части отсутствуют. Нормы материального права при разрешении вопроса расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему судом первой инстанции были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ФНС России удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 11.07.2011 по делу N А46-12030/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12030/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит-Центр", Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит-Центр", Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит-Центр"
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Общество с ограниченной ответственностью "Промантикор", Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, НП "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Аверкова Елена Кирилловна, Аверков Андрей Владимирович, Федулов Владимир Владимирович, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска, Конкурсный арбитражный Дылда Роман Григорьевич, Конкурсный арбитражный Дылда Роман Григорьевич
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6437/11
29.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6388/11
01.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9870/2010
10.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5947/2010