30 сентября 2011 г. |
Дело N А55-4178/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Филюк Е.В., представитель по доверенности от 30.12.2010 г.,
от ответчика - Федоськин В.В., представитель по доверенности от 19.01.2011 г..,
от третьих лиц:
ООО "Формула 1" - Ендуткин В.Н., представитель по доверенности 27.09.2011.,
Министерство имущественных отношений - Нестерова С.В., представитель по доверенности от 29.12.2010 г.,
Муниципальное автономное учреждение г.о. Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества" - не явился, извещен,
ООО "Консультационное агентство "Консалт Сервис Класс" - не явился, извещен,
ООО "СТМ-Групп" - не явился, извещен,
ООО "Мирт" - не явился, извещен,
гражданина Кремнев А.А. -Уточкина С.В., представитель по доверенности от 15.06.2011 г.,
МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" - не явился, извещен,
Государственное учреждение Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционным жалобам Мэрии городского округа Тольятти и Кремнева Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года по делу NА55-4178/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Правительства Самарской области, г. Самара,
к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Формула 1", г. Тольятти, Самарская область, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, муниципальное автономное учреждение г.о. Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества", г. Тольятти, Самарская область, общество с ограниченной ответственностью "Консультационное агентство "Консалт Сервис Класс", г. Тольятти, Самарская область, общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Групп", г. Тольятти, Самарская область, общество с ограниченной ответственностью "Мирт", г. Воронеж, Воронежская область, гражданин Кремнев Александр Анатольевич, г. Тольятти, Самарская область, МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", г. Тольятти, Самарская область, Государственное учреждение Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", г. Тольятти, Самарская область,
о признании недействительным постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Самарской области (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, о признании недействительными пунктов 2, 3, 4, 4.1, 4.2, 5 постановления Мэрии городского округа Тольятти (далее ответчик) от 05.04.2011 года N 1017-п/1 "О признании утратившим силу постановления мэрии г.о. Тольятти от 19.07.2010 года N 1948-п/1 "О предоставлении ООО "Формула 1" в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, 8" и предоставлении ООО "Формула 1", А.А. Кремневу в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная,8".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года по делу N А55-4178/2011 заявленное требование удовлетворено полностью и на ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда в решении обстоятельствам дела и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Третье лицо - гражданин Кремнев А.А. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда в решении обстоятельствам дела и в связи с тем, что суд не полностью выяснил обстоятельства дела и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Третье лицо ООО "Формула 1" поддерживает доводы заявителей апелляционных жалоб.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Самарской области считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц МАУ г.о. Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества", ООО "Консультационное агентство "Консалт Сервис Класс", ООО "СТМ-Групп", ООО "Мирт", МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", ГУ Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, третьих лиц ООО "Формула 1", Министерства имущественных отношений Самарской области, гражданина Кремнева А.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.03.2010 года ООО "Формула 1" обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101173:509 в связи с расположением на нем здания (административное ТП), принадлежащего ООО "Формула 1" на праве собственности.
Впоследствии ООО "Формула 1" обратилась в мэрию с уточненным заявлением в связи с изменением вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Рассмотрев данное заявление, мэрией городского округа Тольятти было вынесено постановление N 1948-п/1 от 19.07.2010 года на основании статей 22, 29, 36, 56 Земельного Кодекса РФ о предоставлении ООО "Формула 1" земельного участка (кадастровый номер 63:09:0101173:509), входящего в состав земель населенных пунктов, общей площадью 78 547 кв.м., расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, дом 8 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 49 лет для дальнейшей эксплуатации административного здания, ТП (литера А2), торгово-развлекательного административного комплекса с пунктами общественного питания, нежилых помещений в здании Дворца культуры, искусства и творчества, нежилого помещения, здания склада (литера А3), технологических бассейнов, нежилого здания.
Впоследствии, 24.09.2010 года (то есть после принятия Постановления N 1948-п/1) в мэрию городского округа Тольятти обратился гражданин Кремнев А.А. с заявлением о предоставлении того же земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101173:509 в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 49 лет, в связи с тем, что он является собственником одного из помещений здания хладоцентра (общая площадь помещения 443, 4 кв.м.).
По результатам рассмотрения указанного заявления, мэрия городского округа Тольятти приняла Постановление от 05.04.2011 года N 1017-п/1 "О признании утратившим силу постановления мэрии г.о. Тольятти от 19.07.2010 года N 1948-п/1 "О предоставлении ООО "Формула 1" в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, 8" и предоставлении ООО "Формула 1", А.А. Кремневу в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная,8".
Пунктом 1 этого постановления было признано утратившим силу постановление N 1948-п/1, пунктом 2 этого постановления ООО "Формула 1", Кремневу А.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101173:509, площадью 78 547 кв.м., расположенный по адресу: г. Тольятти, автозаводский район, ул. Юбилейная, дом 8 с разрешенным использованием для дальнейшей эксплуатации административного здания, ТП (литера А2), торгово-развлекательного административного комплекса с пунктами общественного питания, нежилых помещений в здании Дворца культуры, искусства и творчества, нежилого помещения, здания склада (литера А3), технологических бассейнов, нежилого здания в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 49 лет. Пунктом 3 постановления установлены ограничения права на земельный участок, пунктом 4 постановления установлено право ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие объекты недвижимости для Муниципального автономного учреждения городского округа Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества", Государственного учреждения Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (пункты 4.1., 4.2), пунктом 5 постановления предложено ООО "Формула 1" и Кремневу А.А. оформить договор аренды земельного участка, пунктом 6 определено о доведении настоящего постановления в недельный срок с момента его принятия до сведения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в указанных границах 28.07.2010 года, также из материалов дела следует, что указанный земельный участок в настоящее время находится в собственности городского округа Тольятти, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 01 марта 2011 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположены несколько самостоятельных объектов капитального строительства, часть из которых находится в собственности городского округа Тольятти, часть - в частной собственности, также на данном участке по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, дом 25 расположено здание Дворца бракосочетаний г. Тольятти, общей площадью 903, 3 кв.м., находящееся в собственности Самарской области, что подтверждается выпиской из реестра имущества Самарской области 22.04.2009 года N 12-15/723, актом приема-передачи от 12.02.2006 года.
Несмотря на нахождение на земельном участке нескольких самостоятельных объектов капитального строительства, земельный участок был предоставлен целиком мэрией городского округа Тольятти на основании статьи 36 ЗК РФ в аренду ООО "Формула 1" и Кремневу А.А. со множественностью лиц на стороне арендатора.
Вместе с тем, при принятии оспариваемого Постановления, мэрией не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Довод Правительства Самарской области о том, что оспариваемое постановление не соответствует положениям части 5 статьи 36 ЗК РФ, так как в мэрии отсутствует совместное обращение всех собственников, суд считает обоснованным.
В материалы дела не представлено совместного заявления всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Соответствие оспариваемого постановления закону ответчик обосновывает положениями частей 3,4 статьи 36 ЗК РФ.
Вместе с тем, указанные части статьи 36 ЗК РФ предусматривают особенности предоставления земельного участка на праве собственности либо аренды исключительно в том случае, когда здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке и принадлежит нескольким лицам на праве собственности, либо на ином праве.
Буквальное толкование данных норм свидетельствует, что они применимы в случае, когда на земельном участке расположен один объект капитального строительства, но находящийся в собственности у нескольких лиц.
Вместе с тем, статья 36 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления земельного участка, на котором расположены несколько самостоятельных, отдельных объектов капитального строительства, как единого объекта права.
При ином толковании норм статьи 36 ЗК РФ собственник самостоятельного объекта капитального строительства ущемляется в праве выбора права на земельный участок (собственность либо аренда), что прямо противоречит положениям части 1 статьи 36 ЗК РФ, в связи с чем, ссылки ответчика и третьего лица на положения частей 3 и 4 статьи 36 ЗК РФ являются необоснованными.
Как указывалось выше, на спорном земельном участке, расположено нежилое здание, находящееся в собственности Самарской области - Дворец бракосочетаний.
В соответствии с выпиской из реестра имущества Самарской области от 02 марта 2011 года, указанный объект недвижимого имущества является собственностью Самарской области на основании Постановления Правительства Самарской области от 23.11.2005 года N 137 "О принятии объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в собственность Самарской области", акта приема-передачи муниципального имущества от 12.02.2006 года и находится на праве оперативного управления у ГУСО "Служба эксплуатации зданий и сооружений".
Довод мэрии городского округа Тольятти о том, что право ограниченного пользования ГУСО "Служба эксплуатаций зданий и сооружений" предусмотрено оспариваемым Постановлением, а права Правительства Самарской области ничем не нарушаются, так как право собственности на объект не зарегистрировано судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с частью 11 статьи 154 ФЗ N 122-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно части 2 статьи 3.1 ФЗ N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 154 ЗФ N 122-ФЗ, Постановлением Правительства Самарской области N 137 от 23.11.2005 года утвержден перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, принимаемых в собственность Самарской области, в том числе и дворец бракосочетания г. Тольятти площадью 903, 3 кв.м. (пункт 13 Перечня) ( том 1 л.д. - 10-13).
Пунктом 3 Постановления Правительства Самарской области N 137 установлено, что право собственности Самарской области в отношении объектов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления возникает с момента подписания Акта приема-передачи.
Соответствующий Акт приема-передачи подписан между мэрией городского округа Тольятти и Департаментом имущественных отношений Самарской области 12.02.2006 года.
Таким образом, право собственности Самарской области на указанный объект недвижимого имущества возникло в силу прямого указания закона с момента подписания акта приема-передачи, то есть с 12.02.2006 года и его возникновение не поставлено в зависимости от государственной регистрации права.
Вместе с тем, предоставление спорного земельного участка в аренду ООО "Формула 1" и Кремневу А.А. со множественностью лиц на стороне арендатора, фактически лишило Самарскую область права на одновременную регистрацию прав на объект недвижимого имущества с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости.
При этом право собственности (а не предлагаемое право аренды) Самарской области на земельный участок, занимаемый объектом недвижимого имущества, возникает из иных оснований, нежели установленных статьей 36 ЗК РФ, в связи с чем, возникновение арендных отношений на земельный участок, на котором расположен самостоятельный объект недвижимого имущества, находящийся в силу закона в собственности Самарской области, посредством принятия Постановления N 1017-п/1, грубо нарушает права и законные интересы субъекта Российской Федерации на оформление, регистрацию и использование земельного участка на праве собственности.
Довод мэрии г.о. Тольятти, что спорный земельный участок является неделимым, так как непосредственно над Дворцом бракосочетания расположен иной объект недвижимости - незавершенный строительством объект - транспортная развязка с городскими дорогами и элементами благоустройства центра города, находящийся в собственности городского округа Тольятти суд является необоснованным.
Как следует из информации МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", указанные объекты являются самостоятельными объектами капитального строительства, в общую площадь эстакады площадь Дворца бракосочетания не входит.
Исследование технических паспортов указанных объектов также свидетельствует, что данные объекты не имеют общих конструктивных элементов, являются самостоятельными объектами недвижимости.
В связи с чем, довод о том, что указанные объекты имеют общую крышу, изложенный в протоколе рабочего совещания у главного архитектора г.о. Тольятти от 22.03.2010 года противоречит доказательствам по делу, а именно техническим паспортам, а наличие вокруг здания транспортной развязки не препятствует выделению самостоятельного земельного участка.
В связи с чем, довод Мэрии о неделимости спорного земельного участка на основании того, что над Дворцом бракосочетания расположена транспортная развязка является несостоятельным и не может служить правовым основанием для ущемления прав Самарской области на оформление права собственности на земельный участок, занимаемый объектом недвижимого имущества, находящегося в собственности Самарской области.
Наличие зарегистрированного права собственности городского округа Тольятти на спорный земельный участок не снимает с мэрии г.о. Тольятти, как уполномоченного органа местного самоуправления, обязанности по соблюдению порядка предоставления земельного участка с учетом законных интересов и прав собственников объектов недвижимого имущества.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года по делу N А55-4178/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4178/2011
Истец: Правительство Самарской области
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: ГУ Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", Кремнев А. А., Министерство имущественных отношений Самарской области, Муниципальное автономное учреждение г. о. Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества", Муниципальное предприятие г. о. Тольятти "Инвентаризатор", ООО "МИРТ", ООО "СТМ-Групп", ООО "Формула 1", ООО Консультационное агентство "Консалт Сервис Класс", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7676/12
03.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6146/12
03.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4178/11
21.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11558/11
30.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10259/11
01.08.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4178/11