Изменение договорных отношений
на рынке электроэнергии в процессе реформирования отрасли
В настоящей статье прослеживается эволюция договорных отношений на рынке электроэнергии.
Договорные отношения, существовавшие на рынке электроэнергии до реформирования. До начала преобразований на оптовом рынке основным договором, по которому реализовывалась электроэнергия, был трехсторонний договор на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг на ФОРЭМ*(1). Сторонами данного договора являлись поставщик электроэнергии, ее покупатель и так называемый оператор (РАО "ЕЭС России" или его дочерняя структура). Оператор оказывал различные услуги, прежде всего - по осуществлению расчетов между покупателем и продавцом.
Значительный интерес представляли отношения между поставщиком и покупателем электроэнергии. Судя по названию договора, отношения между ними должны были регулироваться нормами ГК РФ о договоре поставки. Однако в соответствии с договором на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг на ФОРЭМ поставщик поставлял электрическую энергию и мощность через сети РАО "ЕЭС России" не покупателю, а на ФОРЭМ. Покупатель принимал электрическую энергию через сети РАО "ЕЭС России" не от продавца, а с ФОРЭМ, но стоимость электроэнергии оплачивал непосредственно поставщику.
В договоре не указывались ни цена, ни объем поставки. Указать цену не представлялось возможным. Это объяснялось хотя бы тем, что цена, по которой поставщик должен был поставлять электроэнергию, и цена, по которой покупатель покупал электроэнергию (обе цены устанавливались в соответствии с тарифом), могли существенно различаться. В связи с этим в так называемом договоре поставки электроэнергии не фигурировали ни цена, ни объем покупаемой (продаваемой) электроэнергии, а цена покупки отличалась от цены продажи.
Цена и объем определялись следующим образом. РАО "ЕЭС России" каждый месяц формировало так называемую схему платежей, в соответствии с которой определялось, что в определенный месяц конкретный поставщик электроэнергии будет привязан к отдельным покупателям электроэнергии. Фактически заключенные договоры не имели большого значения. И конечно, по ним возникали споры. В ряде случаев предпринимались попытки признать договоры незаключенными*(2). Таким образом, договоры оставались фикцией, а реальное значение имела схема платежей. Занимаясь непосредственно разработкой схемы платежей, РАО "ЕЭС России" пыталось извлечь из этого выгоду. Поскольку неплатежи на электроэнергетическом рынке в то время были почти нормой, РАО формировало схему платежей так, чтобы прикрепить к своим станциям наиболее платежеспособных потребителей. В результате наиболее экономичные станции могли оказаться прикрепленными к покупателям, которые не оплачивали электроэнергию, а отдельные неэффективные станции РАО "ЕЭС России" - к платежеспособным покупателям.
Кроме того, РАО "ЕЭС России" старалось полностью загрузить свои станции, работавшие по самым высоким тарифам (значительно превышавшим тарифы конкурентов). Несмотря на это, конкуренты (те же атомные станции) часто оставались недозагруженными, а дорогие, неэффективные станции РАО "ЕЭС России" были загружены сполна. Данная ситуация не устраивала ни покупателей, ни независимых производителей электроэнергии, однако изменить ее без проведения реформы не представлялось возможным прежде всего потому, что РАО "ЕЭС России" совмещало конкурентные и естественно монопольные виды бизнеса*(3).
Что касается розничных рынков, то здесь работал лишь договор энергоснабжения. Любой покупатель (не выведенный на оптовый рынок) мог купить электроэнергию на розничном рынке исключительно у своей энергоснабжающей организации (АО-энерго). Каждая АО-энерго была монополистом в своем регионе. Какая-либо возможность купить электроэнергию на стороне отсутствовала. АО-энерго продавала электроэнергию и осуществляла ее доставку непосредственно в сети потребителя.
Договорные отношения в период от начала реформирования до принятия новой редакции правил оптового и правил розничных рынков. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) "перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка".
Согласно Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее - Правила оптового рынка)*(4) рынок делился на регулируемый и свободный. Основной объем электроэнергии покупатели должны были приобретать на регулируемом рынке. В целом договорные отношения на регулируемом рынке не претерпели серьезных изменений по сравнению с тем, какими они были до реформы. По-прежнему действовали трехсторонние договоры. Только вместо РАО "ЕЭС России" стороной договора, оказывающей услуги продавцам и покупателям, стал Центр договоров и расчетов - дочерняя структура РАО "ЕЭС России". На практике, как и раньше, имели место споры, касающиеся, в частности, порядка определения объема фактически полученной электроэнергии*(5) и стоимости услуг оператора*(6).
Зачатки конкурентных отношений имели место в секторе свободной торговли, однако объем продаваемой здесь энергии был совсем небольшим. Обращение электроэнергии в этом секторе обеспечивалось следующим образом:
- заключением двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии;
- конкурентным отбором ценовых заявок.
В отношении конкурентного отбора ценовых заявок существует мнение, что фактически это рынок биржевой торговли. Однако договоры, заключаемые в данном секторе, не являлись биржевыми контрактами. Они вообще не представляют собой что-либо новое по сравнению с тем, что было до реформы. Таким образом, в секторе конкурентного отбора стали применяться договоры, имевшиеся еще до начала реформы.
Новые договорные отношения возникли еще до принятия Закона об электроэнергетике в ходе жесткой полемики между ОАО "ЦДУ ЕЭС России"*(7) и концерном "Росэнергоатом". Первоначально юристами ОАО "ЦДУ ЕЭС России" была предложена очень простая с юридической точки зрения структура договоров - ОАО "ЦДУ ЕЭС России" покупает всю электроэнергию у продавцов и, соответственно, продает ее покупателям. Следует заметить, что такая модель единого перепродавца электроэнергии используется в ряде зарубежных стран. Однако данная идея была отвергнута руководством ОАО "ЦДУ ЕЭС России". При использовании указанного механизма перепродавец электроэнергии несет обязанность по ее оплате, но гарантия того, что перепродавец (ОАО "ЦДУ ЕЭС России") получит оплату от покупателей, отсутствовала. В связи с этим была предложена несколько иная система договорных отношений: с продавцами электроэнергии оператор рынка заключает агентские договоры, а с покупателями от имени продавцов - договоры поставки.
Использование именно агентского договора, а не договора комиссии предлагалось в связи со следующим. Согласно ст. 1005 ГК РФ агент обязуется совершать не только юридические, но и иные действия. Для рынка электроэнергии указание на возможность совершения иных действий было важным, так как агент должен был не только заключить договор, но и совершать иные действия.
Против данных договоров выступали представители концерна "Росэнергоатом".
Основное возражение заключалось в том, что при использовании агентского договора по типу комиссии агент не несет ответственности за оплату электроэнергии, а принципал не имеет возможности обратиться в суд с иском к покупателю электроэнергии напрямую. По мнению специалистов концерна "Росэнергоатом", применение института уступки прав требования в то время не представлялось возможным.
Вместе с тем именно данная система договорных отношений составила основу сектора свободной торговли после принятия Правил оптового рынка. В нее были внесены некоторые небольшие и, как представляется, неоправданные изменения. Так, вместо договора поставки стал использоваться договор купли-продажи, а вместо агентского договора (по типу комиссии) - просто договор комиссии.
О предпочтительности использования агентского договора уже говорилось. Что касается договора поставки, то некоторые его нормы, действительно, были неприменимы к отношениям на рынке электроэнергии*(8). Однако следует принять во внимание, что нормы о восполнении недопоставленного количества в следующем периоде и о неустойке за недопоставку или просрочку товара - диспозитивные. Обязанность обеспечить сохранность товара (ответственное хранение) возникает, если покупатель отказался принять его, что в случае с электроэнергией вряд ли возможно.
Договор купли-продажи тоже не идеален применительно к электроэнергии. Как писал С.М. Корнеев*(9), его отдельные нормы, в частности условия о гарантийном сроке, комплектности товара, таре и упаковке, неприменимы к такому товару, как электроэнергия. Таким образом, предложенная еще до реформирования система договорных отношений составила основу для сектора конкурентного отбора заявок.
Помимо данного сектора основой для развития свободного рынка стали двусторонние договоры купли-продажи. Однако возможность заключения таких договоров на свободном рынке была ограничена. Чтобы преодолеть ограничение, отдельные субъекты рынка стали изыскивать другие возможности для заключения двусторонних договоров, не всегда легитимные. К примеру, одним из оснований для заключения двусторонних договоров стал п. 46 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109. Использовались и другие возможности для заключения двусторонних договоров, к примеру, продажа электроэнергии с шин станции, а также не совсем легитимная схема продажи электроэнергии субъектами оптового рынка на розничный.
Что касается розничных рынков, то, как уже было сказано, до начала реформирования здесь действовал только договор энергоснабжения, который можно охарактеризовать, прежде всего, как нерыночный*(10). Договор энергоснабжения направлен на стабильность отношений контрагентов и защиту интересов потребителей электроэнергии. Он составлен таким образом, чтобы потребителей электроэнергии было сложно, а иногда и невозможно отключить (ограничить), чтобы при окончании срока действия договор автоматически продлевался. Условия данного договора затрудняют или вовсе не позволяют решать вопросы, возникающие в условиях рынка и конкуренции, когда на первый план выходит получение прибыли*(11).
Именно "нерыночность" договора энергоснабжения привела к поиску продавцами электроэнергии других форм реализации продаваемого товара. Эти иные формы предусматривались Законом об электроэнергетике.
Законом предусмотрено, что на розничном рынке помимо договора энергоснабжения могут быть заключены договоры купли-продажи и договоры поставки электроэнергии. Однако глава 7 Закона до настоящего времени не вступила в силу, а в рассматриваемый момент времени (середине 2006 г.) отсутствовали и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Договорные отношения, установленные новой редакцией правил оптового рынка и правилами розничных рынков.
В августе 2006 г. была принята новая редакция Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода *(12) (далее - Правила оптового рынка в новой редакции). Она внесла некоторые принципиальные изменения в договорную систему оптового рынка. Одновременно были приняты Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики*(13) (далее - Правила розничных рынков). Согласно Правилам оптового рынка в новой редакции электроэнергия по-прежнему реализуется как на регулируемом, так и на свободном рынке. Вместе с тем договорные отношения на обоих рынках серьезно меняются.
Предусмотрены следующие механизмы торговли электрической энергией:
- торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи (далее - регулируемые договоры);
- торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым по соглашению сторон в двусторонних договорах купли-продажи (далее - свободные двусторонние договоры);
- торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок, осуществляемого за сутки до начала поставки (далее - конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед);
- торговля электрической энергией по свободным ценам в объемах, соответствующих отклонениям;
- торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок, осуществляемого не позднее, чем за час до поставки (далее - торговля на балансирующем рынке);
- торговля по регулируемым ценам для компенсации потерь.
В настоящее время основной объем электроэнергии реализуется по регулируемым договорам. Их принципиальное отличие от прежних договоров, применяемых на регулируемом рынке, состоит в следующем. Если раньше договоры заключались между субъектами, у которых тарифы порой существенно различались, то с принятием новых правил ситуация меняется. Согласно п. 58 Правил оптового рынка в новой редакции по регулируемым договорам электроэнергия продается (покупается) по регулируемым ценам, установленным для поставщиков - участников оптового рынка.
Кроме того, согласно п. 64 названных Правил цены на электроэнергию по регулируемым договорам, начиная с 2008 г., рассчитываются по специальным формулам индексации, определенным федеральным органом в области регулирования цен. Следовательно, с 2008 г. вместо используемого ранее затратного метода будет применяться такой метод ценообразования, как индексация цен. Регулируемые договоры призваны обеспечить постепенный переход к конкурентному рынку. На их переходный характер указывает сокращение обязательной доли покупки электроэнергии с каждым последующим годом.
Что касается заключения договоров по свободным ценам, то возможность заключения двусторонних договоров по-прежнему сохраняется. С учетом требований, установленных Правилами оптового рынка в новой редакции, контрагенты сами определяют, с кем заключить договор и по какой цене. В отношении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед рынок фактически идет на смену конкурентному отбору ценовых заявок в ССТ.
Если по ранее действовавшей системе договорных отношений при недоборе (переборе) электроэнергии (в зависимости от того, по чьей инициативе происходят отклонения) плата за электроэнергию исчислялась в соответствии со специальными коэффициентами, то по новым правилам рынок отклонений становится отдельным элементом оптового рынка.
Отдельным элементом оптового рынка стал и балансирующий рынок. Говоря о Правилах оптового рынка в новой редакции, необходимо остановиться на таком неоднозначном вопросе, как отдельный рынок мощности*(14). В связи с принятием Правил оптового рынка в новой редакции появляется так называемый рынок мощности, продаваемой как отдельный товар. Однако до настоящего времени единство отсутствует даже в понимании того, может ли электроэнергия продаваться по договору купли-продажи и, соответственно, является ли она товаром*(15).
Неоднозначен вопрос о том, должна ли мощность вообще оплачиваться. Если согласиться с тем, что она должна быть оплачена, необходимо предложить юридически грамотный механизм оплаты. Правила оптового рынка в новой редакции предлагают следующий способ компенсации данных затрат. В соответствии с п. 36 Правил оптового рынка в новой редакции "на оптовом рынке осуществляется торговля генерирующей мощностью ... особым товаром, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности (примеч. авт. - А.В.) генерирующего оборудования к выработке электрической энергии". В силу п. 39 Правил поставщики осуществляют поставку мощности. Это представляется неверным решением.
На основании п. 4 ст. 454 ГК РФ общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав. Исходя из этого всякая возмездная уступка имущественных прав (цессия) является продажей прав. Для передачи права (уступки) необходим первоначальный субъект, которому это право принадлежит. В рассматриваемом же случае (п. 36), по сути, получается, что правообладатель (собственник станции) передает право требования самому себе, причем изначальное возникновение данного права у правообладателя не основано на каких-либо встречных договорных обязательствах. Таким образом, вряд ли правомерно относить рассматриваемое право к категории прав требования в понимании действующего гражданского законодательства.
Полагаю, что данную проблему (на основании какого договора следует оплачивать поддержание готовности к выработке электроэнергии) наиболее правильно было бы решать с использованием иного типа договора. Поскольку для заказчика интерес представляют действия, которые сводятся исключительно к поддержанию мощности на определенном уровне, представляется целесообразным квалифицировать их совершение как оказание услуг (гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг").
О договорных отношениях на розничных рынках после принятия правил.
1. Согласно Правилам розничных рынков электрическая энергия может поставляться потребителям различными лицами, в том числе гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, производителями электроэнергии.
2. На розничном рынке частично вводится свободное ценообразование.
3. Правила розничных рынков вслед за Законом об электроэнергетике подтвердили возможность заключения на розничных рынках помимо договора энергоснабжения иных договоров (купли-продажи, поставки электроэнергии).
Следует отметить, что регулирование договорных отношений Правилами розничных рынков вызывает массу вопросов. К настоящему времени в ГК РФ применительно к электроэнергетике подробно урегулирован только договор энергоснабжения, но в условиях рынка он не должен быть основным. В ГК РФ необходимые изменения пока не вносятся.
При анализе Правил розничных рынков возникает предположение, что их разработчики пытались изменить суть договора энергоснабжения. А поскольку это сделано без внесения соответствующих изменений в ГК РФ, представляется, что многие нормы Правил розничных рынков противоречат Кодексу. Так, согласно п. 6 Правил "в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства".
Данное положение противоречит ГК РФ, так как в соответствии с Кодексом договор энергоснабжения "заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии". Непосредственность присоединения является одним из отличительных признаков договора энергоснабжения. Не представляется возможным согласиться с Н.И. Клейн, которая пишет: "Возникает проблема: как по новому законодательству применять статью 539 ГК РФ. Она, как правило, практикой трактуется так, что договор энергоснабжения заключается лишь с тем потребителем энергии, сети которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей (сетевой) организации. Такое определение не является бесспорным. По существу, важно наличие у абонента технологического оборудования, через которое может быть передана электроэнергия по присоединенным сетям"*(16).
Помимо этого, приведенное положение Правил розничных рынков представляет договор энергоснабжения как смешанный, в котором содержатся нормы договора купли-продажи электроэнергии и договора на предоставление услуг по ее передаче. Это также не соответствует условиям договора энергоснабжения, установленным в ГК РФ.
Регулирование договоров купли-продажи и поставки электроэнергии в Правилах о розничных рынках очень схоже с регулированием договоров энергоснабжения, что в корне неверно. Договор энергоснабжения имеет много условий, направленных на защиту интересов потребителей электроэнергии и стабильность договорных отношений. Вполне логично было бы применять его лишь в определенных случаях, прежде всего - в отношении гарантирующего поставщика. Что касается иных договоров, то их условия должны быть полностью рыночными и защищать интересы обеих сторон.
Крайне странно выглядит применительно к договорам купли-продажи и поставки электроэнергии ряд условий, которые, как представляется, применимы исключительно к договору энергоснабжения:
- в частности, согласно п. 5 Правил "гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Таким образом, не только договор энергоснабжения, но и иные договоры являются публичными";
- согласно п. 73 Правил "граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электроэнергию в необходимом им количестве";
- согласно п. 75 Правил не только договор энергоснабжения, но и договор купли-продажи (поставки) электрической энергии, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Отличие договора купли-продажи (поставки) электроэнергии, заключаемого гарантирующим поставщиком, от договора энергоснабжения фактически заключается в том, что "по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии"*(17). Однако и эти вопросы могут быть урегулированы по желанию покупателя.
Представляется, что перечисленные проблемы возникли именно из-за недочетов ГК РФ в регулировании такого специфичного рынка, как рынок электроэнергии.
А.Н. Варламова
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ФОРЭМ - федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности.
*(2) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2001 г. по делу N А19-3702/99-16-20-29-4-Ф02-163/01-С2.
*(3) На практике имели место споры, когда РАО "ЕЭС России" фактически препятствовало заключению договоров, не выгодных ему и его дочерним структурам (см.: Корпев В., Клейн Н., Середина Е., Борзило Е. Обзор судебной практики // Комментарий судебно-арбитражной практики. 2003. Вып. 10).
*(4) Утверждены постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312.
*(5) Постановления ФАС Московского округа от 4 июля 2006 г. по делу N КГ-А40/3291-06; от 4 октября 2005 г. по делу N КГ-А40/9349-05.
*(6) Постановление ФАС Московского округа от 13 июля 2006 г. по делу N КГ-А40/6094-06 // Там же.
*(7) До начала реформ ОАО "ЦДУ ЕЭС России" выполняло функции оператора оптового рынка.
*(8) К примеру, обязанность поставщика, допустившего недопоставку товара в отдельном периоде поставки, восполнить недопоставленное количество товара в следующем периоде; взыскание с поставщика договорной неустойки за недопоставку нарастающим итогом до фактического исполнения обязательств в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки; обязанность покупателя в определенных случаях принять поставленный товар на ответственное хранение.
*(9) Учебник гражданского права. Том П. Полутом 1, изд. 2-е // Под общ. ред. Е.А. Суханова. М., 1999. С. 310.
*(10) Подробно о специфике договора энергоснабжения см.: Варламова А.Д. О некоторых проблемах договорных отношений на рынке электроэнергии // Хозяйство и право. 2006. N 12. С. 89-99.
*(11) О том, какие условия договора энергоснабжения позволяют охарактеризовать его как нерыночный см.: Там же. С. 95.
*(12) Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" // СЗ РФ. 2006. N 36. Ст. 3835; Российская газета. 2006. 1 сентября.
*(13) Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876; Российская газета. 2006. 1 сентября.
*(14) Подробно о специфике договора энергоснажения: см.: Варламова А.Д. Указ. соч. С. 89-99.
*(15) Об этом см.: Сейнароев Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975. С. 6-7; Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 129; Агарков М.М. Подряд. М., 1924. С. 13-14; Корнеев СМ. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 7. С. 118; Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990. С. 7; Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 277.
*(16) Клейн Н.И. Договоры поставки и энергоснабжения как виды договора купли-продажи // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Вып. 5. Том II. Энергетика. 2005-2006. С. 40.
*(17) Пункт 7 Правил розничных рынков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение договорных отношений на рынке электроэнергии в процессе реформирования отрасли
Автор
А.Н. Варламова
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007, N 3