г. Санкт-Петербург
07 октября 2011 г. |
Дело N А56-12985/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Куписок А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14776/2011) Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2011 по делу N А56-12985/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургскому Региональному отделению Фонда социального страхования РФ (Филиал N 29)
о признании недействительным решения от 21.01.2011 N 204/1
при участии:
от заявителя: Слесарева Н.Г., дов. от 20.12.2010 N 78 ВМ 1137132;
от заинтересованного лица: Журавлева Т.А., дов. от 21.12.2010 N 16-18/14-12466; Унке Т.Г., дов. от 25.05.2011 N 16-18/14-5616;
установил:
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области (далее - Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 29) (далее - ФСС, Фонд) от 21.01.2011 N 204/1 о привлечении Банка к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Определением от 21.03.2011 заявление оставлено без движения, в связи с непредставлением доказательства уплаты государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции. После представления Банком в суд платежного поручения от 01.04.2011 N 1658 об уплате в доход федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, заявление принято арбитражным судом к производству.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Банк подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение от 21.03.2011 об оставлении заявления без движения и решение от 30 июня 2011 года в связи с неправильным применением норм материального права и не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы Банк приводит следующие доводы:
- Банк освобожден от уплаты госпошлины, поскольку является органом государственной власти;
- законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы работника;
- наличие трудовых правоотношений между Банком и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты работнику представляют собой оплату труда;
- в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 17950/10 подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов только те выплаты, которые по своей сути являются элементами оплаты труда;
- письмо Фонда социального страхования РФ от 31.06.2006 N 02-08/07-91П, на которое сослался суд, не является нормативным актом;
- материальная помощь работникам Банка для компенсации затрат на улучшение жилищных условий, материальная помощь в случае временной нетрудоспособности в размере 50 % разницы между должностным окладом и размером пособия по временной нетрудоспособности и единовременная выплата работникам Банка не относятся к элементам оплаты и стимулирования труда в Банке;
- выплаты не связаны с выполнением трудовой функции и получаемым заработком.
В судебном заседании представитель Банка поддержал заявленные требования.
Фонд возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на обширную судебную практику включения в расчетную базу для начисления страховых взносов всех, получаемых работниками выплат, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184.
Законность и обоснованность решения от 30 июня 2011 года проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела и объяснений представителей сторон следует, что на основании решения директора филиала от 29.11.2010 N 204 в период с 29.11.2010 по 03.12.2010 сотрудниками филиала N 29 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования РФ проведена документальная выездная проверка обособленного подразделения Банка - Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области, расположенного по адресу: 195273, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.4 по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2007 по 31.12.2009. В результате проверки выявлены нарушения "Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, в том числе:
- доначислены страховые взносы в сумме 19 350 рублей 93 копейки на неучтенную сумму выплат в размере 878 037 рублей 64 копейки, в виде: материальной помощи в случае временной нетрудоспособности (с января 2007 года по декабрь 2009 года) в том числе 28993 рублей 79 копеек в пользу инвалидов; единовременной выплаты (в ноябре 2007 года) в размере 5 562 770 рублей 00 копеек; материальной помощи для компенсации затрат на улучшение жилищных условий (июнь 2007 года, сентябрь, декабрь 2009 года) в размере 4 990 410 рублей 00 копеек, не включенные в Перечень выплат на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765. В соответствии со статьей 19.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона от 22.04.2003 N 47-ФЗ начислен штраф за занижение облагаемой базы в сумме 3870 рублей 19 копеек;
- начислены пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в сумме 2476 рубля 43 копейки на основании статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с изменениями и дополнениями от 22.04.2003 N 47-ФЗ.
Всего по результатам проверки установлена недоимка в сумме 19 350 рублей 93 копейки по страховым взносам в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд.
По результатам проверки составлен акт проверки от 08.12.2010 N 204н/с. Директором филиала N 29 ФСС по результатам рассмотрения акта документальной выездной проверки, с учетом возражений Банка от 17.12.2010 к акту проверки, дополнительно запрошенных документов, 21.01.2011 вынесено в отношении заявителя решение N 204/1, пунктом 1 которого Банк привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 3 854 рубля 93 копейки. Пунктом 2 решения Банку предложено перечислить в добровольном порядке 19 274 рублей 65 копеек недоимки, 2 471 рубля 90 копеек пени. Считая вынесенное решение незаконным, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением, которое оставлено без удовлетворения.
Суд первой инстанции в решении по делу указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 05.03.2004 и от 14.07.2008) страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (с изменениями от 11.04.2005), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Размер страхового взноса определяется по страховому тарифу, установленному федеральным законом.
Пунктом 15 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 предусмотрено начисление страховых взносов на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами, которые ежегодно принимаются Госдумой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.
Согласно ежегодным Федеральным законам "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на __ год" размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что базой для начисления страховых взносов является не только начисленная по всем основаниям оплата труда, но и другие выплаты, производимые в пользу сотрудников, находящихся в трудовых отношениях с организацией и работающих по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем. Перечнь выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).
Пунктами 8, 9 Перечня установлены виды материальной помощи работникам, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;
в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, в связи со смертью работника или его близких родственников.
На все другие виды материальной помощи (в связи с временной нетрудоспособностью, для компенсации затрат на улучшение жилищных условий и др.), поскольку они прямо не упомянуты в пунктах 7, 8 Перечня, страховые взносы должны начисляться.
Банком (страхователем) не начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты сотрудникам:
- материальной помощи в случае их временной нетрудоспособности в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2003 N 231-П ДСП в размере 50 % разницы между должностным окладом и установленным максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности;
- материальной помощи для компенсации затрат на улучшение жилищных условий;
- единовременной выплаты.
Указанные выплаты в фонд оплаты и стимулирования труда не включены, поскольку Банк считает их выплатами социального характера, которые не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, и, соответственно, не относятся к источникам доходов, подлежащих обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отношения, связанные с осуществлением работодателем выплат работникам за их труд урегулированы в локальном акте Банка - Положении Банка России от 29.12.2003 N 245-П ДСП "О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)". Указанным Положением материальная помощь работникам Банка России для компенсации затрат на улучшение жилищных условий, материальной помощи в случае их временной нетрудоспособности в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2003 N 231-П ДСП в размере 50 % разницы между должностным окладом и установленным максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности;
- материальной помощи для компенсации затрат на улучшение жилищных условий;
- единовременной выплаты.
произведенная работникам Банка России, не отнесена к элементам оплаты и стимулирования труда в Банке России.
Материальная помощь работникам Банка России для компенсации затрат на улучшение жилищных условий в июне 2007 года, сентябре, декабре 2009 года, материальная помощь, оказываемая в случае временной нетрудоспособности в размере 50% разницы между должностным окладом и размером пособия по временной нетрудоспособности выплачивались в соответствии с Положением Банка России N 231-П ДСП от 19.06.2003 "О формировании и использовании Социального фонда Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" из средств Социального фонда Банка России. Порядок формирования Социального фонда Банка России соответствует требованиям статьи 26 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Единовременные выплаты, произведены в ноябре 2007 года в соответствии с приказом Банка России от 07.11.2007 N ОД-801 ДСП работникам Банка России, состоящим в штате по состоянию на 01.11.2007.
В отношении единовременных выплат, произведенных в соответствии с приказом Банка России от 07.11.2007 N ОД-801 ДСП работникам Банка России, состоящим в штате по состоянию на 01.11.2007, пунктом 9 Перечня предусмотрен только один вид единовременной выплаты, на которую не начисляются страховые взносы - это единовременная выплата при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию.
В письме Фонда социального страхования РФ от 31.01.2006 N 02-08/07-91П, направленном в адрес Финансового Департамента Центрального Банка РФ выражено мнение, что "Перечень N 765" является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не предусмотрено уменьшение страховых взносов в случаях, если выплаты производились не из фонда заработной платы.
Установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (статья 5 ФЗ N 165-ФЗ от 16.07.1999).
Положение "О формировании и использовании Социального фонда Центрального банка РФ (Банка России)" от 19.06.2003 N 231-П ДСП не предусматривает направление средств Социального фонда РФ на оказание материальной помощи для компенсации затрат на улучшение жилищных условий, материальной помощи в случае временной нетрудоспособности и единовременные выплаты. В деле отсутствуют доказательства осуществления единовременных выплат за счет средств Социального фонда Банка.
В соответствии с Положением Банка об оплате труда установлена единая система оплаты и стимулирования труда, основными элементами которой являются должностной оклад; надбавка к должностному окладу за выслугу лет в Банке России; другие надбавки и доплаты к должностным окладам; ежемесячная премия; премия (вознаграждение) по итогам работы за год; материальная помощь; дополнительное материальное стимулирование отдельных категорий работников Банка России. Единовременные выплаты начислены всем работникам Банка в зависимости от размера должностного оклада, носят регулярный характер, связаны с исполнением служебных обязанностей, являются элементом оплаты труда и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размер пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В проверяемый период банк производил своим работникам доплаты в размере 50% разницы между должностным окладом работника и размером пособия по временной нетрудоспособности на компенсацию работнику утраченного среднего заработка в связи с болезнью, которые являются компенсационными выплатами, входят в систему оплаты труда и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Действующим законодательством возникновение объекта обложения взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению расчетной базы по ним не ставятся в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доводы сторон суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единовременные выплаты, произведенные работникам Банка, доплаты в размере 50% разницы между должностным окладом работника и размером пособия по временной нетрудоспособности, материальная помощь для компенсации затрат на улучшение жилищных условий должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Необоснованным является довод Банка о неправомерности требовании суда об уплате государственной пошлины за подачу в суд заявления об оспаривании решения Фонда, вынесенного по результатам проверки по вопросам начисления и уплаты страховых взносов.
Банк не включен в систему органов власти Российской Федерации, однако на него возложены отдельные публично-правовые полномочия. При обращении в суд в порядке реализации этих публично-правовых функций в защиту государственных или общественных интересов Банк освобождается от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае обращения в суд за защитой своего частно-правового интереса Банк уплачивает государственную пошлину в порядке и размере, установленным статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2011 года по делу N А56-12985/ 2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12985/2011
Истец: Центральный банк Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Росийской Федерации
Ответчик: ГУ - Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N29)