Исковые полномочия налоговых органов
Объем исковых прав налоговых органов определен ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона о налоговых органах*(1). Подобная двойственность правового регулирования исковых отношений породила проблему определения полномочий налоговых органов при предъявлении ими исковых заявлений в судебные инстанции.
Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд и суд общей юрисдикции, предусмотрен подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ. Это могут быть, в частности, иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
- возмещении ущерба, причиненного государству и(или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика;
- досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
В силу п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах сотрудники налоговой службы вправе предъявлять иски:
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Как видим, НК РФ в отличие от Закона о налоговых органах не предоставляет фискальным органам права заявлять в суд иски о признании сделок недействительными. Потому некоторые арбитражные суды отказывались принимать подобные иски от налоговых инспекций. Но такая позиция судов небесспорна.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ. Закон о налоговых органах действующий, он не признан утратившим силу и закрепляет общие полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения возложенных на них функций, в том числе при проведении контроля полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Отсутствие аналогичной нормы в части первой НК РФ не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов. Необходимо учитывать, что полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач*(2).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 7 июня 2005 г. N 2748/05 указал, что выводы судебных инстанций об утрате налоговыми органами права на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными необоснованны и налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскивать в доход государства все полученное по таким сделкам.
Пример. Налоговый орган обратился к ЗАО и ООО с иском о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между ответчиками. Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленного иска было отказано. Суд указал, что право на предъявление исков о признании сделок недействительными НК РФ не предусмотрено, т.е. сделал вывод, что истец был не вправе обращаться в арбитражный суд с настоящим требованием. В апелляционном порядке законность и обоснованность данного решения не проверялись.
Однако судебная коллегия арбитражного суда кассационной инстанции не согласилась с таким решением и указала следующее. Принимая решение об отказе в иске по причине отсутствия у заявителя права предъявить такой иск, суд первой инстанции не учел, что такое право предоставлено налоговым органам п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах. Следовательно, отказ суда в иске по названному основанию - отсутствие у истца права заявить данное требование - судебная коллегия находит ошибочным, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене*(3).
К сожалению, несмотря на то что ВАС РФ окончательно определил исковые полномочия налоговых органов, в настоящее время у судебных инстанций по-прежнему существует определенный дуализм подхода к возможности обращения налоговых органов в суд о признании сделок недействительными.
В.В. Цыганков,
юрист МКА "Адвокаты Столицы"
"Ваш налоговый адвокат", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации".
*(2) См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2005 г. по делу N Ф04-1950/2005(10212-А67-30).
*(3) Постановление ФАС Московского округа от 26 июня 2006 г. по делу N КГ-А41/5477-06.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru