Торговый автомат: проблемы применения ККТ
В последнее время все более популярным становится вендинг - торговля или оказание услуг при помощи автоматизированных систем (в частности, торговых автоматов). Это высокорентабельный бизнес и одна из самых прогрессивных и динамично развивающихся форм торговли. Однако на пути предпринимателей встает закон: нужно решить, каким образом соблюсти законодательство о контрольно-кассовой технике. Самый надежный вариант - встроить в автомат фискальный регистратор, как советуют чиновники. Но он может быть слишком дорогим для продавца или, например, терминал по техническим характеристикам несовместим с подобным устройством. Есть ли шанс доказать свою невиновность? Или по результатам каждой проверки нужно будет платить административный штраф? Об этом - в данной статье.
Обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров установлена п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ*(1). Данным законом предусмотрен ряд обязанностей продавцов:
- выдавать покупателям отпечатанный кассовый чек в момент оплаты;
- использовать только ККТ, внесенную в Государственный реестр *(2);
- регистрировать ККТ в налоговых органах.
Торговый автомат - устройство, предназначенное для выдачи покупателю штучного товара (или приготовления напитков) и приема наличных денег, обеспеченное соответствующим программно-техническим комплексом. После того как автомат примет деньги, он дает покупателю отпечатанный чек или квитанцию. И вот здесь-то и начинаются проблемы.
Законодательством установлены четкие требования к реквизитам кассового чека*(3), которые в нашем случае отсутствуют. Поэтому налоговики при проверке вменяют организациям - владельцам торговых автоматов такое правонарушение, как продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ). Обоснование дано в Письме ФНС РФ от 20.09.2006 N 06-9-10/322@: закон не устанавливает различий в способах проведения оплаты - с участием кассира-операциониста или без такового, что имеет место при использовании терминалов самообслуживания - торговых автоматов, автоматов по приему различного рода платежей, информационных киосков.
До 2005 года Государственная межведомственная экспертная комиссия (орган, ответственный за ведение госреестра контрольно-кассовых машин) разрешала использование торговых автоматов без применения ККТ. Начиная с 16.06.2004 ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники возложено на Роспром (Федеральное агентство по промышленности). Роспром направил пользователям Письмо от 28.11.2005 N БА-857/16, в котором привел полный перечень ККМ, включенных в реестр решениями ГМЭК. В этом перечне нет торговых автоматов. Однако, как указал Роспром в Письме от 24.06.2006 N СП-1386/16*(4), в нем представлена модель (единственная) ККТ - ПРИМ-21К, - разрешенная для применения в составе кассовых аппаратов при условии размещения под кожухом кассового автомата и получения данных от кассового автомата по каналу связи. Эта модель отнесена к группе так называемых фискальных регистраторов - контрольно-кассовых машин, способных работать только в составе компьютерно-кассовых систем, получая данные через канал связи*(5). Основываясь на этом сообщении Роспрома, налоговики рекомендуют использовать в составе торговых автоматов именно эту модель ККМ. При этом не нужно забывать, что она должна быть зарегистрирована в налоговом органе. В противном случае (использование торговых автоматов, не имеющих в своем составе ККТ, включенной в Госреестр) имеет место неприменение ККТ, которое влечет административную ответственность*(6).
Позиция налоговиков ясна, мнение предпринимателей тоже понятно (они - против), дело за судьями. Анализ сложившейся арбитражной практики (с начала 2007 года) свидетельствует о различном подходе судов к данному вопросу. Так, точку зрения инспекторов полностью разделяют арбитры ФАС Уральского округа. Например, в постановлениях от 21.05.2007 N Ф09-3847/07-С1, от 14.05.2007 N Ф09-3378/07-С1, от 02.04.2007 N Ф09-2099/07-C1, N Ф09-2098/07-С1 суд признал, что закон не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров через торговые автоматы, терминалы самообслуживания и другие кассовые автоматы. Сославшись на Письмо Роспрома от 24.06.2006 N СП-1386/16, он указал, что отсутствие у платежного терминала фискального регистратора (то есть технической возможности применения ККТ) не позволяет в установленном законом порядке использовать его для приема наличных платежей. Поэтому предприниматели и организации были признаны виновными в совершении административного правонарушения. По мнению ФАС УО, высказанному в Постановлении от 13.06.2007 N Ф09-4451/07-С1, даже отсутствие технической возможности оснащения терминала фискальным регистратором не освобождает организацию от обязанности применения ККТ.
Арбитры федеральных судов других округов придерживаются иной точки зрения - они поддерживают продавцов. И только ФАС СКО в Постановлении от 31.01.2007 N Ф08-7161/2006-3003А был вынужден подтвердить факт неприменения ККТ, так как имеющийся в составе торгового автомата фискальный регистратор ПРИМ-21К не был зарегистрирован в ИФНС и на выданном чеке отсутствовал признак фискального режима (один из обязательных реквизитов).
В пользу невиновности владельцев торговых автоматов приводятся следующие доводы. Закон N 54-ФЗ выделяет три группы контрольно-кассовой техники, использование которой обязательно:
- контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
- электронно-вычислительные машины, в том числе персональные;
- программно-технические комплексы.
Государственный реестр в настоящее время содержит только модели ККМ, но не ЭВМ или программно-технических комплексов.
К сведению: включение в реестр новых моделей ККТ, обеспечивающих прием платежей при продаже товаров в автоматическом режиме, стало возможным только после принятия правил ведения этого реестра.
Поэтому, как следует из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 167, в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины. Обращаем ваше внимание на то, что ст. 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за неприменение именно контрольно-кассовых машин, а не программно-технических комплексов, торговых автоматов. Однако расширительное толкование норм о юридической ответственности недопустимо. Это значит, что нет законных оснований для применения ст. 14.5 КоАП РФ в случае осуществления денежных расчетов через торговые автоматы. Такой позиции придерживаются судьи Восточно-Сибирского*(8), Западно-Сибирского*(9), Северо-Западного*(10) ФАС, а также Девятого арбитражного апелляционного суда*(11).
Таким образом, организациям, эксплуатирующим торговые автоматы, нужно очень внимательно следить за нормативными актами, которыми будет дополняться Государственный реестр ККТ. В случае если налоговики наложат штраф за неприменение ККТ, нужно проанализировать судебную практику в своем регионе, прежде чем обжаловать постановление об административном правонарушении.
Н.И. Бочков
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Реестр утвержден Приказом Роспрома от 06.03.2007 N 105, Правила его ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39.
*(3) См. п. 4 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.08.1998 N 904.
*(4) Направлено Письмом ФНС РФ от 18.05.2006 N ММ-6-06/511@.
*(5) См. Приложение N 2 к Письму Госналогслужбы РФ от 05.02.1998 N ВК-6-16/84.
*(6) Эта позиция изложена в письмах УФНС по г. Москве от 09.02.2007 N 22-12/012443, от 30.11.2005 N 22-12/87929.
*(7) "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин".
*(8) Постановления от 11.04.2007 N А74-4245/06-Ф02-1777/07, от 20.03.2007 N А74-3621/06-Ф02-1330/07, от 21.12.2006 N А74-3301/06-Ф02-6804/06-С1.
*(9) Постановление от 14.06.2007 N Ф04-3817/2007(35185-А45-43).
*(10) Постановления от 04.06.2007 N А44-2981/2006-7, от 10.04.2007 N А56-19165/2006.
*(11) Постановление от 14.03.2007 N 09АП-2512/2005-АК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"