Право суда на снисходительность
Если налоговая инспекция выявила у налогоплательщика недоимку, то погасить ее придется в любом случае. Однако, как правило, за выявленным нарушением следует штрафная санкция. И если сумма недоимки большая, то и размер штрафа значительный. Впрочем, у налогоплательщика всегда остается надежда на снисходительность тех, кто будет выносить решение о взыскании штрафа. Ведь они вправе уменьшить его размер.
Причина спора
Организация удержала из доходов работников сумму НДФЛ, но в бюджет ее не перечислила. Налоговая инспекция выявила нарушение и на основании ст. 123 НК РФ начислила налоговому агенту штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. За взысканием налоговых санкций с организации налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции снизил размер штрафа почти в пять раз, посчитав, что имеются обстоятельства, смягчающие вину организации, а именно ее тяжелое материальное положение. Апелляция такое решение поддержала. Но налоговая инспекция с этим не согласилась и обратилась в кассационную инстанцию.
/----------------------------------------\ /----------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции |----- -----| Позиция организации |
|----------------------------------------| |----------------------------------------|
| Во-первых, в тот момент, когда ор-|5 006 427 рублей| Согласно уставу организация имеет|
|ганизация должна была перечислить сумму| 40 копеек |статус государственного предприятия обо-|
|налога в бюджет, у нее имелись свободные| |ронно-промышленного комплекса. Имущество|
|денежные средства. А значит, в тяжелом| |организации является федеральной собст-|
|финансовом положении она не находилась. | |венностью. В период, который проверялся|
| Во-вторых, организация, являясь на-| |налоговой инспекцией, кредиторская за-|
|логовым агентом, удержала с налогопла-| |долженность организации значительно пре-|
|тельщиков НДФЛ и, не перечислив его в| |вышала остатки денежных средств на ее|
|бюджет, необоснованно воспользовалась| |банковских счетах. |
|чужими денежными средствами. В силу это-| | Государство имело перед организаци-|
|го она не имеет права указывать на смяг-| |ей значительную задолженность по выпол-|
|чающие обстоятельства. | |ненному для него заказу. По этой причине|
| | |организация не могла исполнить свои обя-|
| | |занности налогового агента. |
\----------------------------------------/ \----------------------------------------/
|
/----------------------------------------\
| Решение в пользу организации |
\----------------------------------------/
Позиция суда
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ при рассмотрении дела о взыскании налоговой санкции судом устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность нарушителя. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, который установлен соответствующей статьей гл. 16 НК РФ, предусматривающей ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, НК РФ не содержит. Поэтому суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ определяет размер штрафа за конкретное налоговое правонарушение после всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств и их оценки по своему внутреннему убеждению.
Таким образом, суд при рассмотрении конкретного дела вправе признать любые обстоятельства в качестве смягчающих ответственность. При этом законодательством не установлено применение тех или иных смягчающих обстоятельств в зависимости от вида совершенного правонарушения, а также от вида налога.
Решение принято ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 05.12.06 по делу N А43-6274/2006-34-158.
Наш комментарий
Рассматриваемый нами спор касался событий 2005 г., когда положения Налогового кодекса РФ о смягчающих налоговую ответственность обстоятельствах и их применении действовали в несколько ином виде. С 1 января 2007 г. налоговое законодательство изменилось, но некоторые вопросы остались.
В частности, по-прежнему не определено однозначно, можно ли тяжелое материальное положение организации признать обстоятельством, смягчающим ее ответственность. Ситуация разрешилась только для физических лиц - теперь в п. 1 ст. 112 НК РФ добавлен подп. 2.1, согласно которому тяжелое материальное положение физического лица прямо отнесено к смягчающим обстоятельствам.
Как можно видеть из рассматриваемого дела, суд признал такое обстоятельство смягчающим и по отношению к организации. Для этого он, как, впрочем, и другие суды, сослался на подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, согласно которому смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства (о том, какие обстоятельства чаще всего признаются арбитражными судами в качестве "иных" можно узнать из таблицы, приведенной ниже).
Кроме того, НК РФ не запрещает учитывать смягчающие обстоятельства при наличии отягчающих обстоятельств (п. 2 ст. 112 НК РФ). На это, например, обратил внимание ФАС Волго-Вятского округа, который в постановлении от 15.03.06 по делу N А29-10347/2005а отметил, что "...законом не установлен запрет применять п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии обстоятельств, отягчающих ответственность налогоплательщика...". К аналогичному выводу пришел и ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.06.05 по делу N Ф04-3681/2005 (12071-А45-3).
И еще одна тонкость. Для того чтобы суд обратил внимание на смягчающие вину обстоятельства, лучше к началу судебного разбирательства погасить недоимку (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.05 по делу N АЗЗ-31628/04-С6-Ф02-3405/05-С1).
Как видно, нюансов с применением смягчающих обстоятельств достаточно, поэтому каждый должен о них знать и помнить. В п. 4 ст. 112 НК РФ хотя и указано, что устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, должны те, кто рассматривает дело, - суд или налоговый орган, на практике ситуация несколько иная. Именно налогоплательщик, т.е. лицо, которое привлечено к налоговой ответственности, должен заявить об имеющихся смягчающих обстоятельствах, т.е. представить подтверждение того, что они действительно есть.
Раньше налоговые штрафы взыскивались в судебном порядке. Поэтому налогоплательщики, не оспаривавшие наложение штрафа по существу, дожидались обращения налогового органа в суд за взысканием санкций и только в судебном заседании заявляли о смягчающих ответственность обстоятельствах. Теперь такой тактики лучше не придерживаться, ведь взыскание налоговых штрафов производится налоговыми органами самостоятельно без обращения в суд. Это значит, что представлять доказательства наличия смягчающих обстоятельств следует в налоговый орган, причем до того, как им будет принято решение о привлечении к налоговой ответственности.
И последний вопрос: на сколько можно снизить размер штрафа с помощью смягчающих обстоятельств? На него еще в 1999 г. ответили Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в совместном постановлении от 11.06.99. Они указали, что в п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, который по результатам оценки смягчающих обстоятельств может быть уменьшен и более чем в два раза.
Рекордом, пожалуй, можно считать решение ФАС Восточно-Сибирского округа, выраженное в постановлении от 29.06.06 по делу N А78-129/06-С2-12/25-Ф02-3097/06-С1. Суд снизил размер штрафа почти в 30 раз!
А вот снижение налоговой санкции до "нуля" невозможно. Ведь в таком случае происходит не смягчение налоговой ответственности, а полное освобождение от нее. О недопустимости таких действий говорится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.11.04 по делу N Ф03-А51/04-2/3096 и постановлении ФАС Уральского округа от 15.07.03 по делу N Ф09-2060/03-АК.
Смягчающие ответственность обстоятельства, которые чаще всего
признаются арбитражными судами
Перечень смягчающих обстоятельств |
Для юридических лиц |
Для физических лиц в т.ч. для индивидуальных предпринимателей |
Совершение налогового правонарушения впервые | + | + |
Тяжелое финансовое положение (большая задолженность по зарплате, снижение прибыли или убыток, недостаточность бюджетного финансирова- ния при отсутствии других источников дохода, бремя содержания соци- альных и медицинских объектов) |
+ | + |
Смена руководителя, главного бухгалтера | + | + |
Отсутствие умысла в занижении налоговой базы | + | + |
Отсутствие реального ущерба от совершенного правонарушения (тяжких последствий) |
+ | + |
Правовой статус организации (ГУП, МУП) | + | |
Специфический характер деятельности (некоммерческая, социально значи- мая деятельность, удовлетворение потребностей РФ или региона РФ, стратегически важный характер, исполнение государственного/муници- пального заказа) |
+ | |
Текущие налоги уплачиваются погашена или принимаются меры для ее погашения |
+ | |
Признание организации добросовестным налогоплательщиком, самостоя- тельно выявившим ошибку в расчетах |
+ | |
Возможность двоякого толкования норм налогового законодательства | + | |
Стечение сложных личных (семейных) обстоятельств | + | |
Личность правонарушителя (характеризуется положительно) | + | |
Самостоятельное сообщение в налоговый орган соответствующих сведений, предоставление необходимых документов |
+ |
"Налоговые споры", N 4, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677