г. Пермь
21 сентября 2010 г. |
Дело N А60-21495/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от истца Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области: не явились, извещено надлежащим образом;
от ответчика индивидуальный предприниматель Самков А. Ю. не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области (истца по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2010 года
по делу N А60-21495/2010,
принятое судьей Горбашовой И.В.
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области
к индивидуальному предпринимателю Самкову А. Ю.
о взыскании 4 979 руб. 80 коп,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Самкова А. Ю. штрафа в размере 4 979 руб. 80 коп. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007, 2008 годы.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области (истец по делу) не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что управлением соблюден порядок привлечения к ответственности, поскольку рассмотрение актов N 3 и N 4 от 02.03.2010 г.. состоялось 05.04.2010 г., после истечения сроков для предоставления возражений по актам, которые оформлены протоколами. В решениях N 9, 10 указана дата изготовления решений - 06.04.2010 г.., что не противоречит положениям п.1 ст. 39 ФЗ N 212-ФЗ, в соответствии с которой решение должно быть принято в течение 10 дней.
Истцом по делу представлено ходатайство о рассмотрении дела в судебном заседании без участия представителя.
Индивидуальный предприниматель Самков А. Ю. (ответчик по делу) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представил.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Алапаевску Свердловской области проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Самкова А. Ю., по результатам которой составлен акт N 32 от 13 августа 2009 г.. и вынесено решение N 38 от 09.09.2009 года, в том числе, о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 49 798 руб.
При принятии решения налоговый орган исходил из неправомерного не исчисления сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 49 798 руб.
По результатам налоговой проверки предприниматель представил индивидуальные сведения: 19.02.2010 г.. - за 2007 г.. на трех застрахованных лиц, 24.08.2010 г.. на двух застрахованных лиц.
В связи с несвоевременным представлением неполных и (или) недостоверных сведения, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007, 2008 годы сведений управлением составлены акты от 02.03.2010 г.. N N 3, 4.
На основании указанных актов заявителем вынесены решения о привлечении к ответственности от 06.04.2010 N N 9, 10 в виде штрафа в общей сумме 4979 руб. 80 коп.
Поскольку предприниматель добровольно не исполнил обязанность по уплате штрафов Управлением были направлены требования N 9,10 от 06.04.2010 об уплате финансовых санкций в размере 4 979,80 руб.
В связи с тем, что указанное требования в установленный срок не были исполнены, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области обратилось в суд с требованием о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, о не соблюдении заявителем порядка привлечения предпринимателя к ответственности.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данные выводы суда, указывает, что управлением соблюден порядок привлечения к ответственности, поскольку рассмотрение актов N 3 и N 4 от 02.03.2010 г.. состоялось 05.04.2010 г., после истечения сроков для предоставления возражений по актам, которые оформлены протоколами от 05.04.2010 г.. N4 и от 05.04.2010 г.. N12. В решениях N 9, 10 указана дата изготовления решений - 06.04.2010 г.., что не противоречит положениям п.1 ст. 39 ФЗ N 212-ФЗ, в соответствии с которой решение должно быть принято в течение 10 дней.
Данный довод заявителя апелляционной жалобы является обоснованным, однако данный факт не привел к принятию судом первой инстанции неверного решения в силу следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2006) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 данной статьи).
При этом в силу п. 2 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности. В свою очередь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 Федерального закона).
Таким образом, исходя из содержания изложенных норм, на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно привлекает страхователя к ответственности в виде штрафов, выносит соответствующие решения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии со ст. 11 названного Закона сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта.
Согласно ч.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 19 Закона Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
Сведения на застрахованных лиц представляют по специальным формам, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п и ими являются: 1) форма СЗВ-4-2 "Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица". 2) форма АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". 3) форма АДВ-6-1 "Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР".
В силу ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ порядок привлечения страхователей ПФ РФ к ответственности регулируется Налоговым кодексом РФ.
Порядок осуществления налогового контроля, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы гл. 14 Кодекса, в частности - ст. 101.4, введенной в действие Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007.
В соответствии со ст. 101.4 Кодекса - по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда РФ, получив из налогового органа акт налоговой проверки индивидуального предпринимателя Самкова А. Ю. от 13 августа 2009 г.. и решение N 38 от 09.09.2009 г.. о неправомерном не исчислении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 49 798 руб., вынесло на основании актов N 3 и N 4 от 02.03.2010 г.. решения о привлечении к ответственности от 06.04.2010 NN9, 10 в виде штрафа в общей сумме 4979 руб. 80 коп.
Между тем, как следует из актов камеральной проверки N 3 и N 4 от 02.03.2010 г.. и решений о привлечении к ответственности от 06.04.2010 NN9, 10 страхователю вменяется представление неполных и недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
Правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика, за которое законодательством установлена ответственность.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение правонарушения установлены ст. 108 НК РФ. Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие события правонарушения, отсутствие вины лица в совершении правонарушения.
Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда (п. 6 ст. 108 НК РФ). Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 года выражена правовая позиция, в соответствии с которой отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 202-О необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом Российской Федерации, суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Следовательно, привлекая к ответственности, Управление в соответствии с требованиями ст. 106, 108, 109 НК РФ обязано установить наличие в действиях (бездействии) страхователя вины, как обязательного элемента состава правонарушения.
Между тем, Управлением не представлено доказательств наличия вины ответчика в нарушении, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Решение о привлечении ответчика к ответственности в нарушение ст. 101 НК РФ не содержит сведений, подтверждающих, в результате каких неправомерных, виновно совершенных действий либо бездействия ответчика произошло правонарушение.
Сам по себе тот факт, что база для исчисления страховых взносов на ОПС за 2007- 2008 г.. не соответствует налоговой базе для исчисления НДФЛ за 2007-2008 г.г. и реестру сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2007-2008 г. представленных в ИФНС России по г. Алапаевску, не может свидетельствовать о наличии в действиях ответчика состава вменяемого правонарушения.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае состав правонарушения, предусмотренного абз.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, в действиях ответчика не доказан.
На основании изложенного решение суда от 09 августа 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2010 года по делу N А60-21495/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
С. Н. Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48902/07-63-394,А40-48161/07-105-397
Истец: ООО "ЖБИ-Траст"
Ответчик: ООО "Юго-Восточный терминал", Московская южная таможня
Третье лицо: ООО "Юго-Восточный терминал", Департамент имущества города Москвы, /
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3877/2008