г. Пермь
21 сентября 2010 г. |
Дело N А71-6756/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка : не явились;
от заинтересованного лица - ООО "Юникам": Шадрина Т.В., паспорт, протокол N 1 от 12.05.2009;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 июля 2010 года
по делу N А71-6756/2010,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к ООО "Юникам"
об аннулировании лицензии,
установил:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, г. Н.Новгород (далее - заявитель, Росалкогольрегулирование) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об аннулировании лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции N Б 071070 от 09.10.2009 сроком действия до 27.05.2013 выданной обществу с ограниченной ответственностью "Юникам", г. Ижевск (далее - заинтересованное лицо, общество).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.07.2010 (резолютивная часть решения объявлена 12.07.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на наличие законных оснований для аннулирования лицензии, а именно нарушение абз. 9 п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
Общество с жалобой не согласно по мотивам указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель общества доводы отзыва поддержала, пояснив, что нарушение устранено непосредственно после обнаружения. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции N Б 071070 от 09.10.2009 сроком действия до 27.05.2013 которая выдана в связи с переоформлением лицензии Б 071060 от 27.05.2008 (изменение юридического адреса).
Росалкогольрегулированием проведена плановая документарная проверка общества, в ходе которой установлено повторное в течение года искажение данных об объемах оборота алкогольной продукции в декларациях за 3,4 кварталы 2009 года. Результаты проверки оформлены актом N 08-06/274 от 29.04.2010.
На акт проверки обществом представлены объяснения, из содержания которых следует, что организация признает наличие выявленных проверкой искажений данных деклараций.
18.05.2010 в связи с выявленными нарушениями в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ.
19.05.2010 общество постановлением N 130 привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 рублей.
17.05.2010 Росалкогольрегулированием принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции N Б 071070 от 09.10.2009, выданной обществу, копия которого 19.05.2010 направлена в адрес общества.
08.06.2010 в порядке п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Росалкогольрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании указанной лицензии.
09.06.2010 заинтересованным лицом принято решение о приостановлении лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции N Б 071070 от 09.10.2009, выданной обществу, до вступления решения суда об аннулировании указанной лицензии в законную силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Из п. 3 ст. 20 Закона следует, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (абз. 9 п. 3 ст. 20 Закона).
Вместе с тем, в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Аннулирование лицензии на производство и оборот алкогольной продукции является правом суда, а не его обязанностью, и сама мера применяется в крайнем случае.
Указанная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П и от 30.07.2001 N 13-П.
Таким образом, при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд не может ограничиться формальной констатацией факта повторного сообщения недостоверных сведений в декларациях без выяснения фактических обстоятельств совершения данного нарушения.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суд, установив факт неоднократного сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с учетом соразмерности меры ответственности пришел к верному выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии, выданной обществу.
Судом также правильно установлено отсутствие данных о том, что представление деклараций с отражением недостоверных сведений повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, иные последствия негативного характера. Доказательств обратного материалы дела не содержат, суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой меры, как аннулирование лицензии на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы апелляционным судом проверены и отклонены, так как не содержат оснований, позволяющих переоценить выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года по делу N А71-6756/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6756/2010
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Юникам"
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9285/10