г. Пермь |
|
24 августа 2010 г. |
N 17АП-7696/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Булкиной А.Н.,
судей Жуковой Т.М., Романова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гомзяковой Н.В.
при участии:
от истца, Государственного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)": Треногин В.И., доверенность N 9 от 06.08.2010 г..;
от ответчика, АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА": Гребнева Т.Л., доверенность N 57-10 от 23.04.2010 г..,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 июня 2010 года
по делу N А50-3785/2010,
принятое судьей Шатуновым А.В.,
по иску Государственного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)"
к ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (филиал "АВИСМА")
о взыскании задолженности по договору,
установил:
Государственное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Пермского края с иском к АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (далее - ответчик) о взыскании 410 136 руб. 00 коп. долга по договору от 24.08.2006 г.. N 2006 на создание и содержание подразделения Государственной противопожарной службы по охране АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" от пожаров, на основании статей 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 июня 2010 года (резолютивная часть от 03.06.2010 г..) исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 410 136 руб. 00 коп. долга, а также 13 202 руб. 72 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 107-111)
Ответчик, АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", с решением суда не согласен, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на нарушение судом процессуального и материального права. Полагает, что право на получение выходного пособия возникло не у истца, а у его сотрудников. Считает, что представленная истцом смета является бухгалтерским планом расходования денежных средств и не подтверждает фактические затраты истца на выплату выходного пособия, а представленный расчет не является достоверным доказательством поскольку не подтвержден никакими документами и судом не было выяснено соответствуют ли содержащиеся в нем сведения действительности. Кроме того, ответчик указывает, что в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения от 23.12.2008 г.. о пролонгации договора N 2006 от 24.08.2006 г.. возмещению подлежат только расходы, предусмотренные пунктом 17 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г.. N 491. Выходное пособие является единовременной выплатой, которая должна производиться в день увольнения работника истца. Выплата окладов по воинскому (специальному) званию (п. 18 постановления) производится ежемесячно в течение года и не может являться выходным пособием. Данный факт исключает обязанность ответчика производить дополнительные выплаты уволенным сотрудникам истца. Заявитель жалобы полагает, что при вынесении решения судом не был применен закон, подлежащий применению, а именно, часть 2 статьи 10 ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу подразделений противопожарной службы в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в данном случае - расходными обязательствами Пермского края.
Истец, ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)", против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, на доказанность размера выплат уволенным сотрудникам. Ссылается на статью 154 ФЗ от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", которой установлено, что в течение 2006-2009 годов финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений государственной противопожарной службы, в составе которой проходят службу лица рядового и начальствующего состава ГПС осуществляется за счет средств организаций-собственников охраняемых объектов, поступающих на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленном порядке в органах федерального казначейства. В обоснование своих возражений истец ссылается также на пункт 9 контракта о службе в ГПС МЧС РФ, статью 58 Положения о службе, предусматривающими выплату сотруднику компенсации в размере, установленном законодательством,
указывает на положения пунктов 17, 18 постановления Правительства РФ N 491, предусматривающих при увольнении по сокращению штатов личному составу ГПС выплату выходного пособия и выплату окладов по специальному званию. Истец считает обжалуемое ответчиком решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители ответчика и истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Государственным учреждением 1 -отряд Государственной противопожарной службы МЧС России Пермской области (ГПС) и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (организация) заключен договор от 24.08.2006 г.. N 2006 на создание и содержание подразделения Государственной противопожарной службы по охране АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", в соответствии с которым ГПС организует и осуществляет силами и средствами штатной численностью личного состава подразделения ГПС, указанной в пункте 1.2, пожарно-профилактическое обслуживание и тушение пожаров на объектах организации в соответствии с установленным нормативными актами ГПС МЧС России порядком (п. 1.1), а организация содержит штатную численность личного состава подразделения ГПС в количестве 57 единиц (п. 1.2).
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что в своих взаимоотношениях договаривающиеся стороны руководствуются Федеральным законом "О пожарной безопасности", другими законодательными актами, Приказами МВД РФ и МЧС России, а также условиями настоящего договора.
Подразделение пожарной охраны, охраняющее организацию от пожаров, входит в гарнизон пожарной охраны. Порядок организации тушения пожаров в гарнизоне устанавливает ГПС, расписание выездов ПЧ-15 согласовывается с исполнительным директором организации (п. 1.4).
По условиям договора охраняемая организация обязуется нести отражаемые в смете-обосновании расходы по содержанию численности личного состава подразделения ГПС, включающего в себя 57 единиц личного состава, в предусмотренном договором порядке (п.п. 1.5, 2.1).
Согласно пункту 2.6 договора оплата выходного пособия при увольнении сотрудников и работников ГПС, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г.. N 941, производится организацией по отдельному счету-фактуре.
Срок действия договора N 2006 от 24.08.2006 г.., определенный пунктом 4.1 на период с 24.08.2006 г.. по 24.08.2007 г.., Соглашениями сторон от 23.12.2008 г.. и 25.05.2009 г.. продлен до 31.07.2009 г.. (л.д. 19, 84-85).
Обязательства по договору N 2006 от 24.08.2006 г.. ГПС исполнены полностью, что подтверждается подписанными актами выполненных работ (л.д. 20-23).
31 июля 2009 года 57 единиц личного состава 15 пожарной части из штата Государственного учреждения 4-ОГПС МЧС России Пермского края в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 18.05.2009 г.. N 243 "Об организационно-штатных вопросах" исключены и сокращены, из них 19 сотрудников Государственной противопожарной службы уволены по сокращению штатов. Перечень лиц, уволенных из ГПС МЧС России по сокращению штатов указан в приказе ГУ МЧС России по Пермскому краю N 99-НС от 29.07.2009 г.., приказе ГУ 4 ОГПС МЧС России по пермскому краю N 37-НС от 30.07.2009 г.. (л.д. 38-53).
В соответствии с приказом МЧС России от 10.12.2009 г.. N 702 "О договорных подразделениях федеральной противопожарной службы" и в целях организации работы по реформированию Государственной противопожарной службы, приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 25.12.2009 г.. N 753 "О договорном подразделении федеральной противопожарной службы - Государственном учреждении "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" с 01.01.2010 г.. Государственное учреждение 4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России Пермского края переименован в Государственное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" (л.д. 57-58).
Согласно пункту 1.2 Устава Государственного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)", утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 25.12.2009 г.. N 750, 12-ОФПС является правопреемником Государственного учреждения 4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России пермского края (л.д. 60-71).
Письмом от 29.09.2009 г.. за N 573-4 ГУ4-ОГПС направило ответчику уточненный расчет сумм, необходимых для выплаты сокращенному личному составу 15-ПЧ на сумму 582 530 руб. с приложением сметы, списка сотрудников, имеющих выслугу лет менее 15 лет, счета-фактуры N 73 от 31.07.2009 г.. (л.д. 24, 25, 32-34).
Размер выплат личному составу, уволенному по сокращению, окладов по специальному званию в течение года определен из размеров окладов на день увольнения, указанных в Приказах Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 29.07.2009 г.. N 99-НС и Государственного учреждения 4-ОГПС МЧС России Пермского края от 30.07.2009 г.. N 37-НС, а также в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г.. N 941 и на основании постановления Правительства РФ от 23.07.2009 г.. N 603 "О повышении в 2009 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" размеры окладов проиндексированы в 1,085 раза.
В последующем истец направил ответчику претензию от 21.12.2009 г.. за N 723, указав на нарушение им условий договора (п.п. 1.3, 2.6) и необходимость на основании постановления Правительства РФ от 22.09.2003 г.. N 941 (п.п. 17, 18) выплатить выходное пособие и оклады по специальному званию уволенным по сокращению штатов (л.д. 10).
Письмом N 726 истец направил в адрес АВИСМА - филиал ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" измененный расчет суммы, подлежащей оплате, в размере 410 136 руб. (л.д. 54-56).
Отказ ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" от выполнения договорных обязательств, указанных в претензии и не перечисление денежных средств на выплату окладов по специальным званиям, повлекли предъявление настоящего иска о взыскании с ответчика 410 136 руб. задолженности в размере уточненного расчета (л.д. 3-4, 54-56).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обязательств ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" по выплате выходного пособия при увольнении сотрудников и работников ГПС, предусмотренного пунктом 2.6 договора от 24.08.2006 г.., пунктами 17, 18 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г.. N 941. Суд указал, что выплаченное ответчиком единовременное пособие в сумме 1 398 666 руб. 33 коп., составляет возмещение лишь части расходов, связанных с выплатой выходного пособия при увольнении сотрудников и работников ГПС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает выводы суда, изложенные в обжалуемом решении ошибочными, в связи со следующим.
В силу статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 г.. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относится, в том числе, охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе.
По правовой природе заключенный между сторонами договор от 24.08.2006 г.. является договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре возмездного оказания услуг, в полном объеме (ст. 781 ГК РФ).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо участвующее в деле должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как указывалось ранее, исковые требования по выплате окладов по специальным званиям личному составу 15-ПЧ в связи с его увольнением, истец обосновывает обязанностью ответчика оплатить выходное пособие, предусмотренное постановлением N 941 по отдельному счету-фактуре в силу пункта 2.6 договора.
По представленным истцом смете на содержание военизированной пожарной охраны 15-ПЧ ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", списку личного состава 15-ПЧ, являющимся расчетом по выплате окладов по спецзванию на общую сумму 410 136 руб., названные выплаты взыскиваются истцом на основании пункта 18 постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г.. (л.д. 25, 55-56).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г.. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" при увольнении по сокращению штатов личному составу Государственной противопожарной службы подлежат выплате: согласно пункту 17 - единовременное пособие; согласно пункту 18 - ежемесячное социальное пособие лицам, имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет, а лицам, имеющим продолжительность службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию. При этом, если в течение указанного срока выплаты ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому (специальному) званию повышаются (индексируются) оклады денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящей на военной службе (службе), соответственно увеличиваются также размеры пособия и оклада (п. 18).
Из буквального толкования содержания условий пунктов 17, 18 постановления N 941 выплата оклада по специальному званию не является пособием, что исключает утверждение истца об обязанности ответчика осуществить выплаты на основании пункта 2.6 договора. Условие о выплате ответчиком истцу окладов по специальному званию уволенных его работников сторонами договора не согласовано.
Выплата же ответчиком единовременного пособия истцу во исполнение условий пункта 2.6 договора, пункта 17 постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г.. в размере 1 398 666 руб. 33 коп. подтверждается платежным поучением N 8709 от 27.10.2009 г.. (л.д. 86) и не оспаривается истцом.
Следует отметить, что о выплате ответчиком именно единовременного пособия - возмещение расходов исполнителя, связанных с увольнением со службы лиц рядового и начальствующего состава (п. 17 постановления Правительства N 941) в случае невозможности трудоустройства в частную пожарную охрану по обеспечению пожарной безопасности АВИСМА или в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников и работников ГПС, предусматривалось сторонами и в пункте 4.3.3 соглашения от 23.12.2008 г.. о пролонгации договора N 2006 от 24.08.2006 г.. (л.д. 84).
Согласно пункту 18 вышеназванного постановления выплата оклада по воинскому (специальному) званию производится Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная (служба) и в котором военнослужащие (лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) проходили военную службу (службу) перед увольнением в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым подлежат выплаты специальных окладов в связи с их сокращением (л.д. 55, 56) состояли на службе у истца. Статья 178 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается истец, к правоотношениям спорящих сторон не применима. Кроме того, требуя оплаты названных расходов истец не доказал их выплаты, фактические понесенные им затраты в размере заявленного иска.
Ссылка учреждения на обязанность ответчика нести расходы по выплате окладов по специальному званию уволенным по сокращению штата служащим 15-ПЧ в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ подлежит отклонению в связи со следующим.
Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в течение 2006 - 2009 годов финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, осуществляется за счет средств организаций - собственников охраняемых объектов, поступающих на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленном порядке в органах федерального казначейства.
Порядок и правовой механизм финансирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы ни данным Законом, ни каким либо иным законодательством не регламентирован.
Кроме того, в названной правовой норме указывается о финансировании деятельности ГПС, а не предусмотренных законодательством выплат в виде пособий и компенсаций при увольнении сотрудников ГПС, не связанных с содержанием пожарной части.
Следует также отметить, что согласно Приказу МВД РФ от 30.10.1995 г.. N 37 объектовым подразделением является отряд, часть и/или другое, предусмотренное типовыми штатами, подразделение Государственной противопожарной службы, создаваемое на основе договора с объектом для организации предупреждения и тушения пожаров на нем.
Ссылаясь на применение вышеназванной статьи Закона, истец не представил и материалы дела не содержат доказательств того, что 15 пожарная часть создана на основе такого договора с обществом.
В соответствии с Положением о государственном учреждении 4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России Пермского края, утвержденным 19.12.2006 г.., учредителем 4-ОГПС является МЧС России. ГУ 4-ОГПС - юридическое лицо, в состав которого входят структурные подразделения ГПС, дислоцированные на территории Пермского края согласно штатных расписаний.
Финансовое обеспечение 4-ОГПС осуществляется за счет средств, предусмотренных действующим законодательством РФ: средств федерального бюджета, Пермского края и муниципальных образований, в том числе ассигнований, выделяемых для финансирования целевых программ, средств, получаемых от осуществления разрешенной предпринимательской деятельности и иных источников (п. 1.12). По условиям пункта 1.13 Положения, 4-ОГПС в установленном законном порядке оказывает организациям, предприятиям и гражданам платные услуги в сфере своей деятельности, ведет иную хозяйственную деятельность, не запрещенную действующим законодательством.
Согласно Уставу Государственного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю" (л.д. 61-71), финансовое и материальное обеспечение 12-ОФПС осуществляется установленным порядком в соответствии с законодательным и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МЧС России за счет средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу, предусмотрено статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в деле документы в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований (ст.ст. 65, 71 АПК РФ). С учетом вышеназванных обстоятельств решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июня 2010 года подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе относится на истца. Излишне уплаченная государственная пошлина по иску подлежит возврату истцу в порядке статей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 268, 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июня 2010 года по делу N А50-3785/2010 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить Государственному учреждению "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. государственной пошлины по иску, уплаченной по платежному поручению N 2854 от 10.03.2010 г..
Взыскать с Государственного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" в пользу открытого акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" филиал "АВИСМА" 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев, со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н. Булкина |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3785/2010
Истец: ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)", ГУ "12-ОФПС по Пермскому краю (договорной)"
Ответчик: ОАО "Корпорация ВСМПО - АВИСМА", ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"