город Омск |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А46-1702/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Грязниковой А.С., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4075/2011) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27 апреля 2011 года по делу N А46-1702/2011 (судья Пермяков В.В.), принятое по иску Министерства имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (ОГРН 1075503000044, ИНН 5503107126), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области, о признании долевой собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель Овчаренко С.В. по доверенности N 03/9100 от 29.12.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Пивоварова К.В. по доверенности N 1-Д от 11.01.2011,
от Главного управления государственной службы занятости населения Омской области - представитель Макейкин Н.А. по доверенности N исх-11/ГСЗН-193 от 19.01.2011,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области - представитель Зиатдинова И.Ф. по доверенности от 19.10.2011,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель Фетисова Т.В. по доверенности N 259 от 30.12.2010 (после перерыва),
установил:
Министерство имущественных отношений Омской области 17.02.2011 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) о признании права собственности Омской области на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:0138, относящийся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, площадью 1765 кв.м, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО, г. Омск, ул. Красногвардейская угол ул. Тарской, дом 44/11 (с учётом принятых судом уточнений - л.д.74-75, 91-92).
В обоснование требования истец указал, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования правопредшественнику Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, и в здании, находящемся на вышеуказанном земельном участке, большая часть нежилых помещений принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Омской области (нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6; 1 этажа: 1-32; 2 этажа: 18-22, 25-41, 3 этажа: 27-41, 4 этажа: 1-36, 5 этажа: 1-30, 7 этажа: 1-34, 8 этажа: 1-11, 16-23, в административном здании лит. А, общей площадью 4777,1 кв.м), государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок была совершена с нарушением действующего законодательства. Решением Арбитражного суда Омской области от 10.02.2009 по делу N А46-20440/2008 установлено, что Управлением Росреестра по Омской области незаконно не были исключены сведения из Единого государственного реестра прав о наличии зарегистрированного права собственности Российской Федерации на здание при осуществлении государственной регистрации права собственности Омской области на нежилые помещения в этом здании. Наличие незаконных сведений в ЕГРП относительно нахождения в собственности Российской Федерации здания послужило основанием для оформления в собственность Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:0138. Однако в соответствии с первым абзацем пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нём), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность с учетом долей в праве собственности на здание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление государственной службы занятости населения Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (определением суда от 18.02.2011), Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (определением суда от 22.03.2011).
В отзыве на исковое заявление Управление Росреестра по Омской области со ссылкой на статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указало на возможность заявления истцом требования о признании права на долю в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок (л.д.77).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.04.2011 по делу N А46-1702/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
В обоснование решения суд указал, что поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:0138 общей площадью 1765,00кв.м зарегистрировано в настоящее время за Российской Федерацией и никем не оспорено, в силу статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" это исключает одновременное признание государственной собственности Омской области на этот же объект недвижимости. В связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании права собственности Омской области на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:0138.
Возражая против принятого судом решения, Министерство имущественных отношений Омской области в апелляционной жалобе (с дополнительными пояснениями) просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области.
ТУ Росимущества в Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Омской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области) письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
По ходатайству сторон в связи с возможностью мирного урегулирования спора и заключения соглашения об определении долей рассмотрение дела судом апелляционной инстанции неоднократно откладывалось. Определением от 27.09.2011 рассмотрение дела отложено на 25.10.2011 в 16 час. 00 мин. В судебном заседании, начатом 25.10.2011, объявлялся перерыв до 14 час. 15 мин. 27.10.2011.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено 27.10.2011.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что урегулирование спора не завершено, так как подписанное сторонами соглашение об определении долей, направленное с пакетом необходимых документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г.Москва) на предмет его утверждения, последним до настоящего времени не рассмотрено и неизвестно, когда будет рассмотрено. В связи с чем не считают целесообразным дальнейшее отложение рассмотрения дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с дополнительными пояснениями). Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и удовлетворить предъявленные требования. Пояснил, что долевая собственность Российской Федерации и Омской области на здание и земельный участок возникла в силу закона (статья 36 Земельного кодекса РФ, статья 271 Гражданского кодекса РФ), в связи с чем в судебном порядке подлежит признанию за Омской областью право собственности на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:0138 общей площадью 1765 кв.м.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что права истца не нарушены. Ответчик не оспаривает соотношение долей, указанное истцом, доли определены правильно.
Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области поддержал доводы истца, считает решение суда первой инстанции незаконным и не обоснованным, просит его отменить.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области поддержал позицию ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по Омской области пояснил, что в случае принятия судом решения о признании права собственности Омской области на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок у Управления Росреестра по Омской области не будет затруднений с его исполнением и регистрацией права долевой собственности на земельный участок.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с дополнениями) и письменные отзывы на неё, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации города Омска от 20.10.1992 N 685-п "О предоставлении земельного участка Главному управлению труда и занятости населения под строительство административного здания "Биржа труда" по ул. Красногвардейская Центрального района" (л.д. 25-26), Главному управлению труда и занятости населения предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,3 га по ул. Красногвардейская Центрального района (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей N Ц-II-8-315 на л.д. 36).
Постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.10.1997 N 327-п "О вводе в эксплуатацию административного здания "Биржа труда" по ул. Красногвардейская, 44, по ул. Тарская, 11, в Центральном административном округе" утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством административного здания "Биржа труда" по ул. Красногвардейская, 44, по ул. Тарская, 11, в Центральном административном округе, балансодержателем вышеуказанного здания определен Комитет труда и занятости населения администрации Омской области.
Указанный объект недвижимости (административное здание "Биржа труда": восьмиэтажное с цокольным этажом и вставкой, общей площадью 6661 кв.м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская угол ул. Тарская, д. 44/11) зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ N 359074 от 22.11.2006 на л.д. 28).
В связи с реорганизационными мероприятиями, проводимыми на основании Постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 12.10.2000 N 332-п, Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13.10.2000 N 1087-рк, Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 25.02.2005 N 24, структурные подразделения Комитета труда и занятости населения администрации Омской области преобразованы в территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости.
На основании Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2006 N 274 территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости преобразованы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые являются правопреемниками по правам и обязательствам реорганизованных территориальных органов.
Распоряжением ТУ Росимущества по Омской области от 02.03.2007 N 118-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Омской области, в собственность Омской области" (л.д. 13-15) прекращено право оперативного управления Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Омской области на относящееся к федеральной собственности имущество общей балансовой стоимостью 52 376 546 руб. В собственность Омской области на основании распоряжения от 02.03.2007 N 118-р и акта от 15.03.2007 (л.д. 16) передано указанное в приложении к распоряжению имущество, в том числе нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6; 1 этажа: 1-32; 2 этажа: 18-22, 25-41, 3 этажа: 27-41, 4 этажа: 1-36, 5 этажа: 1-30, 7 этажа: 1-34, 8 этажа: 1-11, 16-23, в административном здании лит. А, общей площадью 4777,1 кв.м, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол ул. Тарская, 44-11.
Право собственности на указанные нежилые помещения общей площадью 4777,1 кв.м, находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А, расположенном по адресу: г.Омск, ул.Красногвардейская угол ул. Тарская, д.44/11, зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Омской областью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2007, запись о регистрации N 55-55-01/070/2007-667 (л.д. 20).
Распоряжением Правительства Омской области от 26.12.2007 N 249-п (л.д. 21-23) указанные нежилые помещения закреплены на праве оперативного управления за Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области, право оперативного управления зарегистрировано 05.02.2008 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 626117 на л.д. 24).
При этом в 2008 году (20.02.2008) Управлением Росреестра по Омской области было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1765,00 кв.м, кадастровый номер 55:36:04 01 16:0138; разрешенное использование: для общественно-деловых целей, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Центральный административный округ, ул. Красногвардейская угол ул. Тарская, д. 44/11.
Изложенные выше обстоятельства участвующими в рассматриваемом деле лицами не оспариваются и, кроме того, установлены судебными актами арбитражных судов по ранее рассмотренному делу N А46-20440/2008 (решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2009, оставленное без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2009).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:138 общей площадью 1765 +/- 15кв.м, местоположение: установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО, г.Омск, ул. Красногвардейская угол ул.Тарская, дом 44/11; разрешенное использование : для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Земельный участок (весь) занят и необходим для использования административного здания - "Биржа труда": восьмиэтажное с цокольным этажом и вставкой, общей площадью 6661,00 кв.м, литера А. Условный номер 55-55-01/131/2006-413 (л.д.39-41).
Считая, что существование зарегистрированного права собственности Российской Федерации на весь земельный участок с кадастровым номером 55:36:0401 16:0138 противоречит действующему законодательству и нарушает права Омской области как собственника большей части нежилых помещений, расположенных в административном здании "Биржа труда" на спорном земельном участке, Министерство имущественных отношений Омской области, представляющее субъект Российской Федерации - Омскую область, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности Омской области на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 0116:0138 общей площадью 1765кв.м.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 125 ГК РФ, пунктом 1 статьи 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет от имени Омской области правомочия собственника в случаях и порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Статьёй 11 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлена возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав.
Защита гражданских прав осуществляется в том числе путём признания права (статья 12 ГК РФ).
В пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Материально-правовым требованием Министерства имущественных отношений Омской области является требование о признании права Омской области на долю в праве собственности на земельный участок.
Отношения, связанные с переходом права на земельный участок при переходе права собственности на здание (помещения в здании), когда здание и земельный участок принадлежат одному лицу, регулируются статьями 271, 273 ГК РФ и статьями 35, 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Возникновение у Омской области права собственности на недвижимое имущество влечёт возникновение у неё права на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ право собственника недвижимости на земельный участок, на котором находится принадлежащее ему имущество, является исключительным, то есть никто кроме собственника недвижимости не вправе получить такой участок в пользование.
Согласно пункту 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нём), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, собственники расположенных на земельном участке зданий (помещений в здании) одновременно приобретают в общую долевую собственность земельный участок.
Учитывая изложенное, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040116:0138 расположен объект недвижимости (административное здание "Биржа труда"), право собственности на помещения в котором принадлежит как Российской Федерации, так и Омской области: при общей площади здания 6661,00 кв.м Омской области принадлежат помещения общей площадью 4777,10кв.м и, соответственно, Омская область наравне с Российской Федерацией имеет право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность с учетом долей в праве собственности на здание.
Кроме того, пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы, тем более, что указанная норма принята ранее государственной регистрации права собственности на земельный участок за Российской Федерацией. По смыслу пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности и собственности субъекта Российской Федерации на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009.
Отказывая в удовлетворении требования Министерства имущественных отношений Омской области о признании права собственности Омской области на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок по мотивам, сводящимся к использованию истцом ненадлежащего способа защиты, суд первой инстанции не принял во внимание данную норму Закона N 137-ФЗ и не учёл, что поскольку право собственности Омской области долю в праве на земельный участок основывается на этой норме, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, Министерство имущественных отношений Омской области вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Обстоятельства о том, что административное здание "Баржа труда" (и, соответственно, помещения в нём), находится на неделимом земельном участке, а также о том, что при общей площади здания 6661,00кв.м Омской области принадлежат на праве собственности помещения общей площадью 4777,10кв.м, что позволяет определить долю Омской области в праве собственности на здание так, как сделано истцом: как соотношение площади помещений к площади здания с умножением значений пропорции на 100 для получения целых чисел (47771/66610), ответчиком в суде первой инстанции по существу не оспорены и в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ считаются им признанными. Положения пункта 3 статьи 36 ЗК РФ при таком определении долей соблюдаются.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Омской области также пояснил, что ответчик не оспаривает соотношение долей на земельный участок, они определены правильно.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и основывался на не соответствующих фактическим обстоятельствам выводах. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Омской области подлежит удовлетворению. Поскольку истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о распределении судебных расходов не разрешается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2011 по делу N А46-1702/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт. Исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворить.
Признать право собственности Омской области на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:0138, относящийся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, площадью 1765 кв.м, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО, г.Омск, ул. Красногвардейская угол ул. Тарской, дом 44/11.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1702/2011
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Третье лицо: Главное управление государственной службы занятости населения Омской области, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области