г. Чита |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А19-11566/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы лица, не привлеченного к участию в деле, Государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН 1083827001565 ИНН 3827029717) и Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2011 года по делу N А19-11566/2011, по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Королок" (ОГРН 1023802456083 ИНН 3827000838) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083 ИНН 3827000838) о признании незаконным решения, (суд первой инстанции Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Фесик П.А. (доверенность от 01.09.2011);
Шолохова Ю.Ю. (доверенность от 31.10.2011);
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству, Территориального управления Росимущества по Иркутской области: не явились, извещены;
от Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук: Бабкова М.В. (доверенность от 12.11.2010);
от лица, не привлеченного к участию в деле,: не явился, извещен;
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Королок" (далее - ДНТ "Королок"", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконным решения от 16 мая 2011 года N 1148 об отказе в предоставлении ДНТ "Королок" на праве срочного пользования земельного участка площадью 3,5 га., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653 ОГРН 1043801066760), Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (ИНН 3827026924 ОГРН 1083827000080), Территориальное управление Росимущества по Иркутской области (ИНН 3808214087 ОГРН 1103850013772), Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (ИНН 3827000370 ОГРН 1033802456522).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2011 года требования Дачного некоммерческого товарищества "Королок" удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации Иркутского районного муниципального образования от 16.05.2011 N 1148 об отказе в предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Королок" на праве срочного пользования земельного участка площадью 3,5 га., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное", как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества "Королок". В обоснование суд указал, что материалами дела подтверждено, что земельный участок площадью 3,5 га., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное", за предоставлением которого обратилось ДНТ "Королок", относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому ответчик был обязан предоставить данный земельный участок заявителю.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка, расположенного в районе урочища реки Королок, 28-32 километр Байкальского тракта общей площадью 1689 га, и имеет двойной учет. Данный земельный участок входит в состав лесного фонда и этот же земельный участок находится в пользовании ГНУ ИНИИСХ Россельхозакадемии с установленной категорией - земли сельхоз назначения. В настоящий момент спор о наложении границ земельных участков по существу не разрешен, однако, Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству считает, что сорный земельный участок, расположенный на 28 км. Байкальского тракта входит в границы лесного фонда Ангарского лесничества и является собственностью Российской Федерации. Администрация Иркутского районного муниципального образования не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в связи с чем отказ в предоставлении ДНТ "Королок" спорного земельного участка правомерен. Выводы суда не соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, противоречат установленным в ходе процесса доказательствам.
Одновременно с апелляционной жалобой Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба от лица, не привлеченного к участию в деле, - Государственного унитарного предприятия опытно- производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения Арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2011 года по делу N А19-11566/2011, принятии нового судебного акта. Указано, что судебный акт непосредственно затрагивает права и интересы Государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, поскольку согласно кадастровому паспорту земельный участок, на котором располагается ДНТ "Королок" принадлежит Государственному унитарному предприятию опытно-производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2011 года апелляционная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, -Государственного унитарного предприятия опытно- производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук принята к производству с целью установления в судебном заседании с учетом мнения лиц, участвующих в деле, затрагивает ли оспариваемый судебный акт права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле.
Представители ДНТ "Королок" в судебном заседании с апелляционными жалобами не согласились. Считают, что решением суда первой инстанции права и обязанности Государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук как лица, не привлеченного к участию в деле, не затронуты, никаких обязательств, влекущих правовые последствия, на него не возложено. Просили производство по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук прекратить. С доводами апелляционной жалобы Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области представители ДНТ "Королок" также не согласились, считают решение Арбитражного суда Иркутской области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук с апелляционными жалобами не согласился. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По доводам, изложенным в апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия опытно- производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, пояснил, что обжалуемым судебным актом каких либо обязанностей на него как на лицо, не привлеченное к участию в деле, не возложено, прав и законных интересов не затронуто. Просил производство по указанной апелляционной жалобе прекратить. С апелляционной жалобой Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области, также не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.
Представители Администрации Иркутского районного муниципального образования, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству, Территориального управления Росимущества по Иркутской области и Государственного унитарного предприятия опытно- производственного хозяйства "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 15.10.2011 г. 16:39:37 МСК.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в апреле 2011 года ДНТ "Королок" обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в срочное пользование земельного участка площадью 3,5 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное".
Письмом Администрации Иркутского районного муниципального образования от 16.05.2011 N 1148 ДНТ "Королок" в предоставлении указанного земельного участка было отказано.
ДНТ "Королок" полагая, что указанным отказом было допущено нарушение его прав и законных интересов, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет право заинтересованным лицам обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Частью 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 мая 2009 года N 36 при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются и х права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
К лицам, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства, относятся также правопреемники лиц, участвующих в деле, не вступившие в процесс при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции, и прокурор по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, даже если он не участвовал в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 мая 2009 года N 36 установлено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Исходя из содержания вышеназванных норм закона необходимым условием для возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на обжалование судебного акта является то, что судебный акт непосредственно устанавливает права этого лица либо возлагаются обязанности на это лицо. Лицами, не участвовавшими в деле, должны быть представлены доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов.
Предметом заявленных по настоящему делу требований является признание незаконным решения Администрации Иркутского районного муниципального образования от 16 мая 2011 года N 1148 об отказе в предоставлении ДНТ "Королок" на праве срочного пользования земельного участка площадью 3,5 га., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное".
Спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Доказательств нарушения прав и законных Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук тем обстоятельством, что суд в рамках рассмотрения дела N А19-11566/2011 установил факт законности оспариваемого решения Администрации Иркутского районного муниципального образования в материалы дела не представлено. Не представлено заявителем апелляционной жалобы и доказательств того, что принятым судебным актом или обжалуемым в рамках настоящего дела ненормативным правовым актом затрагиваются какие-либо имущественные права и интересы Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, незаконно возлагаются на него какие-либо обязанности, создаются иные препятствия, в том числе для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2011 года по настоящему делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оно не содержит выводов о правах и обязанностях заявителя апелляционной жалобы относительно предмета спора, не устанавливает каких-либо прав Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук и не накладывает на него каких-либо обязанностей, в тексте решения какие-либо указания суда в отношении Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, арбитражный суд должен правильно квалифицировать взаимоотношения сторон, определить круг юридических фактов, имеющих значение для дела, процессуальное положение лиц, участвующих в деле, исследовать доказательства, относящиеся к спору, правильно применить нормы материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
Безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции не вправе принять решение об отмене судебного акта только на том основании, что лицо, не привлеченное к участию в деле, и подавшее апелляционную жалобу не согласно с судебным актом суда первой инстанции.
В абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для рассмотрения апелляционной жалобы по существу в связи с чем производство по апелляционной жалобе Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук как лица, не привлеченного к участию в деле, подлежит прекращению.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьями 24, 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса;
5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;
6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно -исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно- производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 13 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В целях оптимизации на территории Иркутского района распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 25, 53 Устава Иркутского районного муниципального образования, Думой Иркутского района утверждены Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района и Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района.
В соответствии с частью 2 Раздела 2 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района к компетенции мэра района в сфере регулирования земельных отношений относится в том числе установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства из земель, находящихся на территории района, в соответствии с действующим законодательством; подготовка и принятие постановлений о предоставлении земельных участков на территории района.
Согласно части 1 Раздела 3 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование осуществляется на основании постановления мэра района.
В соответствии с частями 1, 2 и Раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района земельные участки предоставляются гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам постановлением мэра Иркутского района. Порядок предоставления зависит от следующих критериев: - субъекта права (гражданин или юридическое лицо); - вида права (собственность, аренда (краткосрочная или долгосрочная)); - безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование; - условий предоставления (платное или бесплатное); - вида разрешенного использования (для целей, связанных или не связанных со строительством, под имеющимися объектами недвижимого имущества, для размещения временных сооружений, иных установленных видов разрешенного использования) (часть 1).
С целью приобретения прав на земельные участки субъекты права (далее по тексту - заявители) обращаются в КУМИ Иркутского района с заявлением на имя мэра района о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели, размера, местонахождения, иных данных, установленных действующим законодательством, необходимых документов (с копиями), определяемых соответствующим порядком Положения о прохождении документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, в зависимости от критериев, обозначенных в п. 1 настоящего раздела (часть 2).
При рассмотрении документов по предоставлению земельного участка КУМИ района производит согласование проекта постановления мэра о предоставлении земельного участка с юридической службой администрации Иркутского района, а также с отделом архитектуры и градостроительства (ОАиГ), который может в случае необходимости запрашивать у государственного органа охраны объектов культурного наследия Иркутской области информацию о возможном нахождении земельного участка в зоне охраны объектов культурного наследия, у территориального органа Министерства природных ресурсов и экологии РФ - информацию о нахождении земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий, земель лесного фонда, земель водного фонда, о наличии под поверхностью земельного участка недр федерального, регионального или местного значения, в соответствии с действующим законодательством (часть 3).
Согласно части 7 Главы 4 о порядке предоставления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или уполномоченное общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения (далее - заявители) подает в КУМИ Иркутского района заявление на имя мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка в собственность, размере, местонахождении с приложением следующих документов:
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписки из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу заявления;
- описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела ДНТ "Королок" обращаясь с заявлением к Мэру Иркутского муниципального образования о предоставлении земельного участка площадью 3,5 га, расположенного по Байкальскому тракту (28 км) в районе садоводства "Южное" в срочное пользование, представило следующие документы: - схему расположения земельного участка из ВостСибАГП; - свидетельство о регистрации ДНТ и постановке на учет (копия); - Устав (копия); - Список членов ДНТ; - копию паспорта председателя ДНТ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ДНТ "Королок" были представлены все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении требуемого земельного участка.
По результатам рассмотрения заявлений и документов мэр Иркутского районного муниципального образования вправе принять решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель уведомляется о принятом решении путем вручения постановления мэра Иркутского районного муниципального образования либо письменного мотивированного отказа. В случае отсутствия у заявителя необходимых документов КУМИ в течение 7 дней со дня регистрации заявления направляет заявителю мотивированное сообщение о невозможности рассмотрения заявления с указанием сроков представления отсутствующих документов (часть 4 Раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района).
Основанием для отказа в рассмотрении заявления о предоставлении земельных участков по существу вопроса является непредставление либо неполное представление заявителем в установленный срок пакета документов, предусмотренного соответствующим порядком прохождения документов, а также установленный федеральным законодательством запрет на предоставление земельного участка (часть 5 Раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района).
Основанием для отказа в предоставлении ДНТ "Королок" на праве срочного пользования земельного участка послужила информация о двойном учете испрашиваемого земельного участка и необходимости согласования с главой поселения, на территории которого расположен данный земельный участок.
Из пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит такого основания для отказа как информация о двойном учете испрашиваемого земельного участка и необходимость согласования с главой поселения, на территории которого расположен данный земельный участок.
При этом судом первой инстанции установлено, что земельный участок площадью 3,5 га., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное", за предоставлением которого обратилось ДНТ "Королок" отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области N 20-29292 от 18.08.2011, свидетельством о государственной регистрации права бессрочного (постоянного) пользования землей N 7 от 09.12.1992, планом земель ОПХ Иркутское Иркутского района Иркутской области, схемой Ангарского лесхоза.
Доказательств того, что земельный участок площадью 3,5 га., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное", за предоставлением которого обратилось ДНТ "Королок" относится к землям лесного фонда в материалы дела не представлено.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со статьей 3, пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как уже указывалось выше из материалов дела следует, что ДНТ "Королок" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 3,5 га., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Южное". Согласно, приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок находится в кадастровом квартале 38:06:144005, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для организации дачного некоммерческого товарищества, местоположение: Иркутская область, Иркутский район, 28 км. Байкальского тракта (правая сторона). При этом кадастровый номер самого земельного участка ни в заявлении, ни в оспариваемом решении не указан.
Убедительных доказательств, позволяющих с точностью установить, что испрашиваемый ДНТ "Королок" земельный участок относится к землям лесного фонда и входит в земельный участок, расположенный в районе урочища р. Королок, 28-32 километр Байкальского тракта общей площадью 1689 га, как на то указывает Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству, в материалах дела нет и заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Кроме того, указанный довод ранее приводился в суде первой инстанции и в судебном акте ему дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по выше указанным мотивам, как не влияющие на отмену обжалуемого судебного акта.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, выслушав позицию лиц явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Производство по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственной академии наук на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2011 года по делу N А19-11566/2011 прекратить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2011 года по делу N А19-11566/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11566/2011
Истец: ГУП ОПХ "Байкало-Сибирское отделение российской академии сельскохозяйственных наук", ГУП ОПХ "Байкало-Сибирское" Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, Дачное некоммерческое товарищество "Королок"
Ответчик: Администрация Иркутского районного муниципального образования
Третье лицо: Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству, Территориальное Управление Росимущества в Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Представитель заявителя-Хрущева О. Г.