г. Москва |
|
10 ноября 2011 г. |
N 09АП-21010/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей Бекетовой И.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федерального казначейства по г.Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2010 г.. по делу N А40-22710/10-153-107 судьи Кастальской М.Н.,
по заявлению жалобу ООО "Лесная 12" (ОГРН 1032502135555, 690022, Приморский край, г.Владивосток, ул.Лесная, д.12)
к Управлению Федерального казначейства по г. Москве
третьи лица: 1) ГУ Управление Федеральной почтовой связи Российской Федерации по Приморскому краю; 2) Федеральное агентство связи (Россвязь); 3)Министерство финансов Российской Федерации России; 4) Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Колобкова М.А. по дов. от 31.12.2010 г..;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) Шарко В.В. по дов. от 31.08.2011 г..; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лесная 12" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения об отказе Управления Федерального Казначейства по г.Москве в принятии к исполнению исполнительного листа по делу N А51-20104/2005-23-421/62 Арбитражного суда Приморского края, выраженного в письме от 24.11.2009 г.. N 03-05-09/3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2010 г.. удовлетворены заявленные требования. Суд посчитал, что оснований, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, для возврата взыскателю документов, поступивших для исполнения у Управления Федерального казначейства по г.Москве не имелось.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 г.., оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округ от 22.12.2010 г.., решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования взыскателя отказано.
На основании ст.311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Лесная 12" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, вынесенных по настоящему делу.
Определением от 20.04.2011 г.. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал ООО "Лесная 12" в передаче дела в Президиум, одновременно указав, что имеют место основания обращения по вновь открывшимся обстоятельствам.
ООО "Лесная 12" обратилось с заявлением в Девятый арбитражный апелляционный суд об отмене постановления от 24.09.2010 г.. по делу N А40-22710/10-153-107 и пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании ст.311 АПК РФ с учетом п 2. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 г.. N 17.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 г.. заявление ООО "Лесная 12" о рассмотрении дела по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 г.. отменено. Дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в ней, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Федерального агентства связи (Россвязь) также поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя и третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, повторно рассмотрев дело, считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2010 г.. не имеется.
Как видно из материалов дела, 10 мая 2007 г.. Арбитражным судом Приморского края в рамках дела N А51-20104/2005-23-421/62 было вынесено решение о взыскании с Государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи по Приморскому краю в пользу ООО "Лесная 12" денежных средств в размере 2 570 446 (два миллиона пятьсот семьдесят тысяч четыреста сорок шесть) рублей 63 коп. Решение вступило в законную силу 11.06.2007 г..
ООО "Лесная 12" обратилось в Управление Федерального казначейства г.Москве, с заявлением, о принятии к исполнению исполнительного листа о выплате денежных средств в размере 2 570 446 рублей 63 коп. на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2007 г.. по делу N А51-20104/2005-23-421/62 и выданного исполнительного листа от 14.06.2007 г.. по тому же делу.
24.11.2009 г.. Управление Федерального казначейства по городу Москве вынесло оспариваемый по делу отказ в принятии к исполнению исполнительного листа ООО "Лесная 12", выраженный в письме N 03-05-09/3542. Решение об отказе в принятии к исполнению исполнительного листа мотивировано тем, что документы, представленные заявителем на исполнение, ошибочно направлены последним в Управление Федерального казначейства по городу Москве и подлежат представлению в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, т.к. именно там открыт счет Государственного учреждения Управления Федеральной почтовой связи по Приморскому краю. Кроме того, Управление Федерального казначейства по город Москве указало на возможность, так как имеются затруднения в исполнении решения, обратится в суд за разъяснением решения либо для изменения способа исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника в направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
В силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Принцип ответственности государства как собственника имущества бюджетных учреждений по их гражданско-правовым обязательствам в случае недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Аналогичная позиция отражена, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 г.. N 9647/10.
В данном случае, Управление таких действий не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, для возврата взыскателю документов, поступивших для исполнения, у Управления Федерального казначейства по городу Москве не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2010 г.. по делу N А40-22710/10-153-107 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22710/10-153-107
Истец: ООО "Лесная 12"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по городу Москве
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, ГУ Управление Федеральной почтовой связи РФ по Приморскому краю, Федеральное агентство связи, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21010/10
23.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4195/11
22.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/16190-10
24.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21010/2010