г. Челябинск |
|
16 ноября 2011 г. |
N 18АП-10743/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Дмитриевой Н.Н., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2011 по делу N А76-9146/2011 (судья Кунышева Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Файзи Аудит" - Мусихина С.А. (доверенность б/н от 07.11.2011),
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Челябинска - Рожкова С.П. (доверенность N 2/81 от 12.01.2011),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска - Шувалов М.Ю. (доверенность N 05-10/000093 от 11.01.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Файзи Аудит" (далее - заявитель, страхователь, общество, ООО "Файзи Аудит") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Челябинска (далее - Управление Пенсионного фонда, заинтересованное лицо, учреждение) об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 77 908 руб., пеней в сумме 13 089,42 руб. по страховой части трудовой пенсии (с учетом уточнения требования, принятых судом первой инстанции к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2011 заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично, на заинтересованное лицо возложена обязанность принять решение о возврате обществу излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на страховую часть трудовой пенсии в сумме 20 941,45 руб., на накопительную часть - в сумме 23 684 руб., пеней по страховой части трудовой пенсии в сумме 1 983,38 руб. В остальной части требований отказано. Кроме того, в возмещение понесенных обществом судебных расходов по уплате государственной пошлины с учреждения в пользу общества взыскано 1 864,34 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что оспариваемые заявителем суммы излишне уплаченных страховых взносов и пеней зачислены в бюджет Пенсионного фонда России в 2010 году на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба. Положения п.3 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ), касающиеся порядка возврата (на основании решения органа Пенсионного фонда) излишне уплаченных страховых взносов, администратором которых является Федеральная налоговая служба, применяются только в отношении страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет Пенсионного фонда в период с 2002 по 2009 гг.
Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом неправомерно отнесены судебные расходы на учреждение, поскольку средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение, возмещение судебных расходов законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено.
Налоговый орган доводы апелляционной жалобы отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что суммы страховых взносов, заявленных к возврату, были уплачены обществом в 2010 году, однако заявитель исполнял свою обязанность по уплате страховых взносов за 2009 год. Возврат указанных сумм осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалоб учреждения без удовлетворения.
Представители учреждения, налогового органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заявителем части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Файзи Аудит" 22.10.2010 обратилось в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 77 908 руб., в том числе: 54 224 руб. - на страховую часть трудовой пенсии, 23 684 - на накопительную часть трудовой пенсии, а также пени в сумме 9 486,87 руб., в том числе: 8 555,47 руб. - на страховую часть пенсии, 931,40 руб. на накопительную часть трудовой пенсии (т.1 л.д.32).
Решением заинтересованного лица от 08.11.2010 N 17 (т.1 л.д.33) обществу отказано в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и пеней по причине того, что в соответствии с п.3 статьи 60 Закона N212-ФЗ возврату подлежат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года.
Не согласившись с принятым решением, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании орган Пенсионного фонда принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пеней.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактически подтвержденной суммы переплаты, периода ее образования (за 2008-2009 гг.), а также из того, что решение о возврате спорной суммы переплаты по страховым взносам за указанный период подлежит принятию заинтересованным лицом. Судебные расходы, понесенные заявителем на уплату государственной пошлины, распределены судом первой инстанции пропорционально удовлетворенным требованиям.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 3 ст. 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01 января 2010 года.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (п. 11, 12 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 14 статьи 26 Закона N 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Часть 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Закона N 212-ФЗ.
Частью 15 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок Минфина России от 05.09.2008 N 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (далее - Заявка на возврат).
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н), Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 N150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Согласно распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ N 331р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования", органы пенсионного фонда наделены полномочиями по администрированию только по страховым взносам, уплаченным по КБК с главой 392 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд России совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы.
Согласно данному документу, ФНС России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из анализа изложенных норм следует, что полномочия по принятию решения о возврате предоставлены территориальным органам Пенсионного фонда РФ, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда РФ - соответствующие налоговые органы.
Как следует из материалов дела переплата в сумме 20 941,45 руб. по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, образовалась у заявителя в связи с перечислением денежных средств платежным поручением от 26.07.2010 N 493 в счет погашения недоимки по акту от 19.10.2009 N 1362. Переплата в сумме 28 971,10 руб. по страховым взносам, направляемым на накопительную часть трудовой пенсии, образовалась в связи с перечислением денежных средств платежными поручениями от 24.06.2010 N 79, от 25.06.2010 N 79, от 26.07.2010 N 494, от 26.07.2010 N 487 в счет погашения недоимки за 2008-2009 гг. Переплата по пени в сумме 1 983,38 руб. образовалась в связи с перечислением денежных средств платежными поручениями от 26.07.2010 N 492, от 27.07.2010 N 485, от 07.02.2011 N 29 в счет погашения задолженности по актам от 07.09.2009 N 1055, от 03.12.2009 N 1804.
Таким образом, предъявленная к возврату сумма страховых взносов и пени является излишне уплаченной за период 2008-2009 гг. При этом, указанные суммы внесены обществом в доход бюджета на КБК "182".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае решение о возврате переплаты по страховым взносам подлежит принятию Управлением Пенсионного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном отнесении судебных расходов на учреждение со ссылкой на то, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение, а возмещение судебных расходов законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку порядок распределения судебных расходов при рассмотрении дела арбитражным судом регламентирован арбитражным процессуальным законодательством.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Судебные расходы в силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.08.2011 по делу N А76-9146/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральному районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9146/2011
Истец: ООО "Файзи Аудит"
Ответчик: ГУ УПФ в Центральном районе г. Челябинска, ГУ УПФР в Центральном районе г. Челябинска
Третье лицо: Инспекция ФНС России по Центральному району города Челябинска, ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10743/11