г. Москва |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А40-49146/11-147-449 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой
судей Е.В. Пронниковой, Э.В. Якутова
при ведении протокола судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Патрикеева Александра Михайловича
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.09.2011
по делу N А40-49146/11-147-449, принятое судьей Дейна Н.В.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Патрикеева Александра Михайловича (127055,г. Москва, Вадковский пер., д.20, кв.10)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Мельников Ю.А., Бендюк О.В. по дов. от 27.04.2011 |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
ИП Патрикеев А.М. обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы ( далее - Департамент) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы в утверждении и выдаче распорядительного документа об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул. Соломеи Нерис, вл.4, корп3 на кадастровой карте (плане) территории, оформленный письмом от 25.03.2011 исх.N 33-518-279/11-(0)-1, обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы утвердить и выдать Патрикееву А.М. распорядительный документ об утверждении схемы расположения земельного участка, по указанному адресному ориентиру.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что запрошенный документ требуется заявителю в целях использования земельного участка в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отметить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов, приведенных в жалобе заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права в виде неприменения норм закона, подлежащих применению, и применение норм закона, не подлежащих применению. Указывает на то, что отказ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка препятствует дальнейшему оформлению прав на земельный участок, что влечет нарушение прав и законных интересов заявителя, установленных ст. 36 Земельного кодекса.
Представитель заявителя в судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что департамент земельных ресурсов г.Москвы не вправе требовать от заявителя. Обратившегося за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровой карте(плане) территории документов, связанных с целью использования земельного участка с учетом статуса территории.
Отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ Департаментом в суд апелляционной инстанции не представлен.
Ответчик, и третье лицо будучи уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела ИП Патрикеев А.М. является собственником нежилого здания, площадью 947,7 кв.м, расположенного по адресу : гМосква, ул. Нерис Саломеи, д.4, корп. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2007, запись регистрации N 77-77-08/094/2007-473) (л.д.8).
21.03.2001 ИП Патрикеев А.М. обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о выпуске распорядительного документа об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул. Нерис Саломеи, д.4, корп. 3 на кадастровой карте (плане) территории. (л.д.29)
25.03.2011 письмом исх.N 33-518-279/11-(0)-1 заявителю отказано в оформлении распоряжения, с указанием того. что принадлежащее Патрикеевй А.М. на праве собственности здание находится в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "тушинский" и что фактическое использование объекта недвижимости в перечне возможных разрешенных целей использования земельного участка в границах особо охраняемой природной территории отсутствует. В письме также указано, что для рассмотрения вопроса о выпуске распорядительного документа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте(плане) территории необходимо повторно обратиться в службу "одного окна" департамента земельных ресурсов г.Москвы с комплектом документов, включая документы, подтверждающие возможность использования земельного участка с учетом статуса территории (особо охраняемая природная территория).
В соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие0 не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности. Создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, действий, (бездействий) и устанавливает наличии е полномочий у органа принявшего оспариваемый акт совершившего оспариваемые действия (бездействия) а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, действия (бездействие)права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы права, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности совершения оспариваемых действий( бездействий), а также обстоятельств послуживших основанием для принятия оспариваемого акта совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт или совершили действия (бездействие)
Рассмотрев спор повторно, апелляционный суд считает, что ответчик не доказал соответствие оспариваемого акта ( решения) нормам законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Судебная коллегия считает, что в настоящем случае имеются основания полагать о наличии условий необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, а также ранее действовавшим Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
В настоящем случае, оформление вопроса выпуска распорядительного документа об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул. Саломеи Нерис, вл.4 корп.3 на кадастровой карте(плане) производится Департаментом земельных ресурсов г.Москвы.
Порядок оформления земельно-правовых отношений в городе Москве определен постановлением Правительства Москвы от 30.05.2006 N 352-ПП "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна", постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" с приложением Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (ранее - постановление Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы").
Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам для оформления договора аренды земельного участка в городе Москве заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента по принципу "одного окна" административного округа и представляют:
- заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа;
- к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается карточка учета основных сведений о заявителе;
- необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
Специалисты соответствующего подразделения Департамента осуществляют анализ поступивших документов на соответствие требованиям действующего законодательства и проверку всей имеющейся информации о земельном участке, после чего осуществляется подготовка проекта договора аренды земельного участка и направление его на подпись заявителю с приложением перечня документов, требуемых от заявителя для государственной регистрации договора, либо отказывают заявителю в выдаче запрашиваемого документа по основаниям, предусмотренным п. 5 Регламента.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов г. Москвы осуществляет оформление земельно-правовых отношений исключительно в режиме "одного окна".
Из обстоятельств дела следует, что оформление земельных отношений осуществлялось заявителем в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 352-ПП от 30.05.2006 в порядке работы в режиме "одного окна" Департамента.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет в собственности нежилое помещение, площадью 947,7 кв.м, расположенного по адресу : г.Москва, ул. Нерис Саломеи, д.4, корп. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2007, запись регистрации N 77-77-08/094/2007-473) (л.д.8).
Данный факт Департаментом не оспаривается.
Следовательно, к обществу, как собственнику нежилых помещений, применимо положение п.1 ст.36 ЗК РФ.
В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст.29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Общество во исполнение положения п.7 ст.36 ЗК РФ обратилось в Департамент с соответствующим заявлением.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В настоящем случае, как усматривается из оспариваемого решения, претензий к заявлению, к документам, приложенным к заявлению, а также к обеспечению за счет заявителя выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ Департаментом не высказано.
Кроме того, в деле не имеется доказательств вывода принадлежащих заявителю объектов недвижимости с природно-рекреационной территории.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал соответствие оспоренного решения нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае, заявителем доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, оспариваемым актом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, считает, что в данном случае установлена совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заявителя и апелляционной жалобы общества и об отмене решения суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права - п.п.1,7 ст.36 ЗК РФ, что является основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.09.2011 по делу N А40-49146/11-147-449 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в утверждении и выдаче распорядительного документа об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул.Саломеи Нерис, вл.4, корп.3, на кадастровой карте (плане) территории, оформленный письмом от 25.03.2011, исх. N 33-5Т8-279/11-(0)-1.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить и выдать Индивидуальному предпринимателю Патрикееву Александру Михайловичу распорядительный документ об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул.Саломеи Нерис, вл.4, корп.3.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу Индивидуального предпринимателя Патрикеева Александра Михайловича государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49146/2011
Истец: ИП Патрикеев Александр Михайлович
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы